«Самой большой достопримечательностью» проходящего во французском Ле-Бурже пятидесятого авиасалона издание The Wall Street Journal, называет «не Airbus или Boeing, а русский реактивный истребитель». Сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4 Су-35, впервые представленный на зарубежном салоне, «показал такие маневры, которые под силу лишь немногим западным самолетам». Это, вероятно, тот фурор, которого ожидали в российском министерстве обороны.
«Думаю, это доказывает, что мы прочно стоим на позиции одного из мировых лидеров», — заявил президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян.
Российские самолеты, тем не менее, все еще проигрывают в электронике и, как правило, требуют больших эксплуатационных расходов. Однако их конкурентные преимущества — «надежность, пройденная тщательная проверка и относительно невысокая цена».
«Получается по-настоящему привлекательный самолет с очень хорошими возможностями и за гораздо меньшие деньги, если сравнивать с западными аналогами», — говорит редактор информационно-аналитического издания Defence Analysis Френсис Туса.
Положительные отзывы получил и боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52, «Аллигатор», хотя его презентация на авиасалоне во вторник едва не сорвалась. Вместо «Аллигатора» в небо поднялись французский и германский вертолеты типа «Тигр». Российский вертолет начал полет со значительной задержкой.
С начала 1990-х годов российский военный экспорт увеличился в четыре раза, сообщает Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI).
Большая часть роста пришлась на последние годы. По объемам экспорта вооружений Россия обогнала Западную Европу и лишь немногим уступает США (данные SIPRI на конец 2012 года). Погосян считает, что будут заключены контракты на поставку за рубеж порядка 100 истребителей Су-35. Покупатели, вероятно, найдутся на уже освоенных Россией рынках, считает вице-президент по развития бизнеса в оборонном подразделении Boeing Крис Раймонд, в Индии или Малайзии, хотя амбиции у России гораздо выше. «Думаю, она будет участвовать в конкурсах по всему миру», — полагает он. В Ле-Бурже российским компаниям, представляющим как военную, так и пока менее популярную гражданскую авиацию, удалось заключить контракты на сумму более $2,6 млрд, сообщал ИТАР-ТАСС. Причем большая часть заказов пришлась на отечественные авиакомпании.
В Ле-Бурже «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку вертолетов Ка-52 с Ираком. Контракт заключен на основе соглашения от октября 2012 года, которое предполагало закупку Ираком у России вооружений и военной техники на сумму $4,3 млрд. «Рособоронэкспорт» подписал контракт на экспорт вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник». По некоторым данным, 40 «Ночных охотников» у России так же заказал Ирак. Кроме того, «Рособоронэкспорт» и министерство сухопутных войск США подписали контракт на поставку российских вертолетов Ми-17 в Афганистан. Сумма контракта на поставку 30 таких машин не разглашается. О намерении приобрести партию Су-35С ранее заявлял Китай.
Прорыв российской военной авиации западная пресса объясняет огромными вложениями в оборонную промышленность. «Они вкладывают деньги в развитие военной авиации», — отмечает Раймонд. «Борьба за воздух накаляется», — говорит Альберто де Бенедиктис из итальянской Finmeccanica. Почти все страны Персидского залива покупают истребители, отмечает он, аналогичная региональная гонка вооружений наблюдается по всему миру.