Г-н Мантуров прибыл в Пермь в сопровождении студентов Московского авиационного института. Как пояснил министр, поездка была запланирована еще в начале года, тогда, выступая с лекцией перед студентами, он обещал организовать экскурсию по предприятиям – разработчикам двигателя ПД-14. Экскурсантов по цехам провел руководитель проекта – генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев.
Напомним, ранее пермские СМИ сообщали, что в визите должен был участвовать вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Г-н Рогозин хотел ознакомиться с ситуацией на ОАО «Авиадвигатель» и принять решение о судьбе управляющего директора Александра Иноземцева, на увольнении которого настаивал основной акционер «Авиадвигателя» – ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Г-н Иноземцев отказался уходить, трудовой коллектив КБ встал на его сторону, пригрозив массовыми акциями протеста, и вопрос заморозили до визита Рогозина.
Отметим, что Денис Мантуров никак не связывал свою поездку с принятием решений по поводу руководителя «Авиадвигателя».
Итогом визита министра стало совещание с краевыми властями и руководителями пермского моторостроительного комплекса. Первая часть совещания прошла в присутствии журналистов. Губернатор Виктор Басаргин обозначил ключевые вопросы, ответы на которые рассчитывает получить от министерства в ближайшее время. Они касались дальнейшей судьбы руководителя ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева и перспектив объемов загруженности ПМЗ. Глава региона отметил, что заинтересованность края вполне объяснима. «Авиадвигатель» и ПМЗ, реализующие программу создания ПД-14, обеспечивают занятость почти 11 тысяч человек. «Если говорить о социальной обеспеченности – это 50 тысяч жителей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за прошлый год составил по «Авиадвигателю» – почти 300 млн рублей, по ПМЗ – более 550 млн рублей. Таким образом, любой сбой в реализации этой программы, либо в работе предприятий отразится на экономической и социальной составляющей развития края», – подчеркнул губернатор.
Проект ПД-14, по словам моторостроителей, реализуется успешно, и нареканий у всех участников не вызывает: программа идет согласно заданным параметрам и срокам. Сертификационные работы должны завершиться к 2017 году, тогда же планируется первая серийная установка двигателей на самолеты. Объемы выпуска в первый год – 50 двигателей. Начиная с 2018 до 2020 года – 100-150 и доведение до 250 двигателей ежегодно. «По тому объему предварительных заказов, которые сегодня имеются у «Иркута» (производитель самолета МС-21, на который планируется ставить ПД-14, – прим. ред.), – а это около 240 машин, из них 195 – это твердый заказ, больше 70 % – посадка российских двигателей ПД-14 на самолеты. Этот процент будет примерно сохраняться дальше», – подчеркнул Мантуров.
Сомнения краевых властей и коллектива заводов моторостроительного комплекса вызывает объединение под управлением НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), инициированное собственником – ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). По словам губернатора Пермского края Виктора Басаргина, сложившаяся ситуация приводит к тому, что центр компетенции, то есть те структурные единицы, которые контролируют важные для компании управления деятельности, переместится в Рыбинск. «Авиадвигатель» и ПМЗ фактически перейдут на субподряд. Также губернатор акцентировал внимание на том, что часть линейки разработок пермских предприятий может перейти за пределы региона: «Предложения такие уже есть».
Второй вопрос, связанный с объединением под эгидой рыбинского «Сатурна», это сохранение действующих полномочий руководителя «Авиадвигателя» Александра Иноземцева. Напомним, что собственник предлагает разделить эту должность на две составляющие: директора и генерального конструктора. Директором, по желанию ОДК, должен стать руководитель ПМЗ Сергей Попов, а Иноземцев сохранит за собой только пост генконструктора.
Денис Мантуров отметил, что процесс объединения данных предприятий в ОДК находится на стадии формирования. «Важно, чтобы каждый руководитель участвовал в процессе интеграции с позитивной точки зрения и помимо критики, соответственно, давал конструктивные предложения. Поскольку очень важно не создавать натурального хозяйства. Мы хотим избавиться от этого раз и навсегда. Иноземцев – руководитель проекта ПД-14 и, соответственно, будет выполнять эти задачи до тех пор, пока не будут приняты другие решения в рамках интеграционных процессов, на которых не поставлена точка», – прокомментировал журналистам министр.
Виктор Басаргин сообщил, что до сих пор не заключено обговоренное ранее дополнительное соглашение между краем и ОДК, согласно которому обе стороны будут принимать совместные решения, связанные с развитием предприятий. Мантуров подчеркнул: «Структура (ОДК – прим. ред.) коммерческая, несмотря на участие государства в ней. Нужно дать время структуре принять различные варианты финального облика объединения. А мы, власть, на них посмотрим. Что касается соглашения, я с вами абсолютно согласен, повод такой у оборонпрома имеется. Более того, вас, как руководителя края, в первую очередь интересуют вопросы с налогами, с обеспеченностью занятостью населения – эти моменты должны быть прописаны в этом соглашении».
Остался открытым вопрос обеспеченности гособоронзаказами Пермского моторного завода. На совещании было отмечено, что уже по заключенным контрактам есть случаи резкого снижения объемов заказов. Например, с контрактом на ремонт почти 30 двигателей для Ту-134. Впоследствии предприятию было предложено подписать допсоглашение на выполнение в 2013 году ремонта только 8 двигателей.
Неизвестны сегодня перспективы загрузки заказами предприятий в части исполнения поручения Владимира Путина об оказании содействия в заключении контракта между ПМЗ и ОДК на производство двигателей ПС-90А (в рамках исполнения гособоронзаказа начиная с 2012 года говорилось об объеме не менее 20 штук в год). Нет подвижек в вопросе реализации программы ремонта основных узлов двигателя Д-30 в рамках выполнения госпрограммы вооружения до 2020 года.
Денис Мантуров сказал по этому поводу следующее: «Что касается загрузки, все идет по графику. Все обязательства, которые брали на себя авиастроители, государственные заказчики – исполняются. Все контракты, которые должны были быть подписаны, – уже подписаны, те, которые должны будут подписаны, – будут подписаны в обозначенные сроки, чтобы исполнить госпрограмму вооружения».