Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация приказала долго жить


12 июня 2013 года Сергей Азаров, Информационно-аналитический портал Республика


С такого мрачного посыла началось обсуждение проблем авиационной отрасли в казахстанском Центре гуманитарно-политической конъюнктуры. Мрачный тон дискуссии был вполне оправдан: конец прошлого года и начало нынешнего ознаменовалось для Казахстана рядом авиакатастроф с большими человеческими жертвами.

Стал ли им виной беспорядок в  отрасли  (другими  словами, нулевой контроль за частными авиакомпаниями  со  стороны государства) или человеческий фактор  -  пока  неизвестно.  В частности, расследование крушения самолета авиакомпании «Скат» 29 января 2013 года не закончено.  Напомним,  тогда судно  CRJ-200  рухнуло  при подлете  к  аэропорту  Алматы, пять членов экипажа и 16 пассажиров погибли.

Без руля и ветрил

Большинство имеющихся в отрасли проблем перечислил гендиректор самолетостроительной компании «Aero.kz» и председатель ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир Куропатенко. По его мнению, из-за недееспособности именно государственной авиационной администрации, а не частных авиакомпаний, мы докатились до так называемого «черного списка».

Начал он с подготовки кадров, которой занимается Академия гражданской авиации.

– Беседовали мы как-то с одним из выпускников, не на экзамене, и задали ему простой вопрос на сообразительность: «Летит самолет. Пассажир выпил стакан воды. Самолет стал тяжелее?» Он отвечает «Да»… Вопросы типа, почему самолет летит, такому выпускнику задавать уже не стоит.

При этом, по словам спикера, Высшую квалификационную комиссию, на которой утверждали командиров экипажей и классность пилотов в Казахстане отменили. Сейчас можно теорию в академии выучить, пройти «практику» на тренажере – и стать летчиком. А в советское время именно классность пилота ставилась во главу угла и считалась наиглавнейшим фактором безопасности. Поэтому сегодняшнюю ситуацию с практикой выпускников академии он сравнил с ситуацией в сумасшедшем доме из бородатого анекдота: воду в бассейн не нальем, пока не научимся плавать.

Подлил масла на раскаленную сковороду праведного гнева ветеран авиации, в прошлом глава авиакомпании «Эйр Астана» Дмитрий Душимов:

– Проблема отрасли в том, что она сейчас не управляется, а контролируется. Комитет гражданской авиации (КГА) – совершенно бесправный. Сейчас у инспектора дорожной полиции больше прав, чем у контролеров из КГА. Председатель комитета поставлен в такую ситуацию, что даже объявить выговор руководителю авиакомпании не вправе! Я уж не говорю про то, чтобы уволить. Все, что может глава КГА, – издать какую-то бумагу общего характера, которая больше будет походить на необязательные рекомендации.
Выход аксакалы отрасли видят в реструктуризации системы управления.

– Надо создать отдельное агентство по делам авиации, вне системы Минтранскома. Пусть оно называется как угодно, структура разработана давно. В свое время Борис Ельцин, собрав правительство, сказал: «Не так сели». Вот и мы сейчас «не так сидим», – высказал свое видение г‑н Куропатенко.

Также он считает, что академию гражданской авиации надо вывести из состава министерства образования и передать агентству, если таковое будет создано.

Не так страшен пилот молодой

Роль «адвокатов» отрасли взяли на себя представители госструктур. Первую скрипку сыграл заместитель председателя КГА Серик Мухтыбаев. По мере возможности ему помогали директор РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» Борис Балмачев и завкафедрой Академии гражданской авиации, профессор Турсунбек Кузбаков.

Г‑н Балмачев заметил: его коллеги настолько сгустили краски, что ему самому стало страшно. Между тем он 40 лет работает в отрасли и уверен, что авиационный транспорт – самый безопасный. Что же до проблем, то они имеются в любой отрасли, но постепенно решаются.

Г‑н Балмачев не согласился с утверждением, что пилоты из стен академии выходят совсем уж без практики:
– Да, было у выпускников ранее 16 часов летной практики, затем 36, сейчас 150. Государство выделяет средства для практики пилотов на технике западного образца – двухмоторных самолетов типа Cessna – по рекомендации ИКАО. Да и проверки авиакомпаний показывают, что серьезных замечаний по правилам подготовки пилотов практически нет.

– Когда нам говорят, что академия выпускает «полуфабрикаты», я хочу задать встречный вопрос: какой вуз выпускает профессоров и академиков? – подхватил тему Турсунбек Кузбаков. – Я думаю, что пилотов, как и других специалистов, надо совершенствовать. Так, у нас есть договоренность, что в этом году 12 лучших студентов отправятся на летную практику в Финляндию. Согласен, проблемы есть – у академии действительно нет своих судов. Но практику студенты проходят на базе авиакомпаний по договорам.

Самолет на голову не упадет?

Присутствовавших на круглом столе журналистов заинтересовал вопрос, почему отечественные авиакомпании предпочитают покупать западную авиатехнику, если российская ничуть не хуже? Владимир Куропатенко ответил вопросом на вопрос:

– Кто у нас руководит «Эйр Астаной»? Англичанин Питер Фостер. Соответственно приобретаются западные самолеты. Чьи интересы он отстаивает? Думаете, он будет работать на Казахстан? Забудьте!

В советское время, по его словам, в Аэрофлоте была система: на пять лет вперед расписывалась замена воздушных судов на определенный тип, более современный, и кадры заблаговременно готовили под него.

Но и в этом вопросе между Владимиром Куропатенко и Сериком Мухтыбаевым завязался небольшой спор. Чиновник предложил назвать г‑ну Куропатенко хоть одну российскую машину нового типа, находящуюся в серийном производстве:

– Новый АН‑158 покупают, но их всего 12 штук собрали. А боингов выпускается более двух тысяч.

Первый же пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР – Сухой Суперджет‑100 – выпущенный в 2011 году, сегодня закуплен «Аэрофлотом» и стоит на земле, потому что, по словам чиновника, является «сырым» и его «надо доводить до ума».

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что все самолеты хороши, но западные – экономичнее, а российские – надежнее. Например, на Ту‑154 не было ни одного происшествия, связанного с технической частью. Да и вообще, понятие «старый» к воздушным судам не подходит, есть самолеты, годные к полетам, и есть не годные.

…К концу заседания его участники попытались и вовсе развеять сомнения о «скоропостижной смерти» авиации в Казахстане, призвав казахстанцев летать самолетами, потому что этот вид транспорта потенциально опасный, но по факту – самый безопасный.



комментарии (1):

sibnavigator      14/06/2013 [15:42:19]#1
Гражданская авиация была и остается самым безопасным видом транспорта в мире. И так будет всегда. В качестве подтверждения, хотел бы обратиться к регулярно публикуемому Индикатору безопасности полетов мировой авиации:
http://www.aviasafety.ru/indic ...
http://www.aviasafety.ru/indic ...

Первую проблему в авиации - снижение авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке решить можно и должно. Необходимо воспользоваться Советами авторитетных авиаторов: http://www.aviasafety.ru/artic ...

Вторую - проблему повышения безопасности полетов крупных авиакомпаний и выход из "черного списка" Евросоюза - идти по пути проведения аудита безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA IOSA): http://www.iata.org/whatwedo/s ...

Тогда появится уверенность в себе и авторитет пассажиров. Никакие льготы, стимулы и специальные тарифы не заставят пассажира полететь на самолете авиакомпании, если он не убежден в её безопасности. К сожалению, на сегодняшний день только одна казахская авиакомпания "Air Astana" прошла аудиторскую проверку. В России же, в качестве примера, в 2007 году тоже только одна авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" прошла аудит IATA IOSA. На сегодняшний день - 16 авиакомпаний получили Сертификат IATA IOSA ( http://www.iata.org/whatwedo/s ... ). Но это не означает, что можно почивать на лаврах. Безопасность – главный вопрос!

К слову сказать, одна из российских авиакомпаний, прошедших аудит IATA IOSA, допустила катастрофу в прошлом году - вот он результат самоудовлетворения и самоуспокоенности!

Третье - проблемы эффективности структуры органов гражданской авиации.
Необходимо следовать строго в соответствии со Стандартами Приложения 19 к Конвенции ИКАО "Управление безопасностью полетов", которое вступит в силу 14 ноября 2013 года. Бороться за совершенство структуры органов управления.
В России, к сожалению, тоже «пятибоярщина», которая делает структуру управления гражданской авиацией неповоротливой и не очень эффективной: Минтранс, Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, Межгосударственный авиационный комитет, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (подчиняется Министру!?, хотя должна надзирать за его деятельностью и подчиняться либо парламенту, либо Правительству), и наконец, Росавиация. Как результат - пустой перезвон, переписки и отписки.

Хочется верить, что в связи с выходом Федерального закона Российской Федерации N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов Важнейшая поправка к "Воздушному кодексу Российской Федерации", все будет приведено в соответствие.
http://www.aviasafety.ru/indic ...

С уважением,
АМ













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUGRj
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/crr/nedorogo/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer