Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация приказала долго жить


12 июня 2013 года Сергей Азаров, Информационно-аналитический портал Республика


С такого мрачного посыла началось обсуждение проблем авиационной отрасли в казахстанском Центре гуманитарно-политической конъюнктуры. Мрачный тон дискуссии был вполне оправдан: конец прошлого года и начало нынешнего ознаменовалось для Казахстана рядом авиакатастроф с большими человеческими жертвами.

Стал ли им виной беспорядок в  отрасли  (другими  словами, нулевой контроль за частными авиакомпаниями  со  стороны государства) или человеческий фактор  -  пока  неизвестно.  В частности, расследование крушения самолета авиакомпании «Скат» 29 января 2013 года не закончено.  Напомним,  тогда судно  CRJ-200  рухнуло  при подлете  к  аэропорту  Алматы, пять членов экипажа и 16 пассажиров погибли.

Без руля и ветрил

Большинство имеющихся в отрасли проблем перечислил гендиректор самолетостроительной компании «Aero.kz» и председатель ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир Куропатенко. По его мнению, из-за недееспособности именно государственной авиационной администрации, а не частных авиакомпаний, мы докатились до так называемого «черного списка».

Начал он с подготовки кадров, которой занимается Академия гражданской авиации.

– Беседовали мы как-то с одним из выпускников, не на экзамене, и задали ему простой вопрос на сообразительность: «Летит самолет. Пассажир выпил стакан воды. Самолет стал тяжелее?» Он отвечает «Да»… Вопросы типа, почему самолет летит, такому выпускнику задавать уже не стоит.

При этом, по словам спикера, Высшую квалификационную комиссию, на которой утверждали командиров экипажей и классность пилотов в Казахстане отменили. Сейчас можно теорию в академии выучить, пройти «практику» на тренажере – и стать летчиком. А в советское время именно классность пилота ставилась во главу угла и считалась наиглавнейшим фактором безопасности. Поэтому сегодняшнюю ситуацию с практикой выпускников академии он сравнил с ситуацией в сумасшедшем доме из бородатого анекдота: воду в бассейн не нальем, пока не научимся плавать.

Подлил масла на раскаленную сковороду праведного гнева ветеран авиации, в прошлом глава авиакомпании «Эйр Астана» Дмитрий Душимов:

– Проблема отрасли в том, что она сейчас не управляется, а контролируется. Комитет гражданской авиации (КГА) – совершенно бесправный. Сейчас у инспектора дорожной полиции больше прав, чем у контролеров из КГА. Председатель комитета поставлен в такую ситуацию, что даже объявить выговор руководителю авиакомпании не вправе! Я уж не говорю про то, чтобы уволить. Все, что может глава КГА, – издать какую-то бумагу общего характера, которая больше будет походить на необязательные рекомендации.
Выход аксакалы отрасли видят в реструктуризации системы управления.

– Надо создать отдельное агентство по делам авиации, вне системы Минтранскома. Пусть оно называется как угодно, структура разработана давно. В свое время Борис Ельцин, собрав правительство, сказал: «Не так сели». Вот и мы сейчас «не так сидим», – высказал свое видение г‑н Куропатенко.

Также он считает, что академию гражданской авиации надо вывести из состава министерства образования и передать агентству, если таковое будет создано.

Не так страшен пилот молодой

Роль «адвокатов» отрасли взяли на себя представители госструктур. Первую скрипку сыграл заместитель председателя КГА Серик Мухтыбаев. По мере возможности ему помогали директор РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» Борис Балмачев и завкафедрой Академии гражданской авиации, профессор Турсунбек Кузбаков.

Г‑н Балмачев заметил: его коллеги настолько сгустили краски, что ему самому стало страшно. Между тем он 40 лет работает в отрасли и уверен, что авиационный транспорт – самый безопасный. Что же до проблем, то они имеются в любой отрасли, но постепенно решаются.

Г‑н Балмачев не согласился с утверждением, что пилоты из стен академии выходят совсем уж без практики:
– Да, было у выпускников ранее 16 часов летной практики, затем 36, сейчас 150. Государство выделяет средства для практики пилотов на технике западного образца – двухмоторных самолетов типа Cessna – по рекомендации ИКАО. Да и проверки авиакомпаний показывают, что серьезных замечаний по правилам подготовки пилотов практически нет.

– Когда нам говорят, что академия выпускает «полуфабрикаты», я хочу задать встречный вопрос: какой вуз выпускает профессоров и академиков? – подхватил тему Турсунбек Кузбаков. – Я думаю, что пилотов, как и других специалистов, надо совершенствовать. Так, у нас есть договоренность, что в этом году 12 лучших студентов отправятся на летную практику в Финляндию. Согласен, проблемы есть – у академии действительно нет своих судов. Но практику студенты проходят на базе авиакомпаний по договорам.

Самолет на голову не упадет?

Присутствовавших на круглом столе журналистов заинтересовал вопрос, почему отечественные авиакомпании предпочитают покупать западную авиатехнику, если российская ничуть не хуже? Владимир Куропатенко ответил вопросом на вопрос:

– Кто у нас руководит «Эйр Астаной»? Англичанин Питер Фостер. Соответственно приобретаются западные самолеты. Чьи интересы он отстаивает? Думаете, он будет работать на Казахстан? Забудьте!

В советское время, по его словам, в Аэрофлоте была система: на пять лет вперед расписывалась замена воздушных судов на определенный тип, более современный, и кадры заблаговременно готовили под него.

Но и в этом вопросе между Владимиром Куропатенко и Сериком Мухтыбаевым завязался небольшой спор. Чиновник предложил назвать г‑ну Куропатенко хоть одну российскую машину нового типа, находящуюся в серийном производстве:

– Новый АН‑158 покупают, но их всего 12 штук собрали. А боингов выпускается более двух тысяч.

Первый же пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР – Сухой Суперджет‑100 – выпущенный в 2011 году, сегодня закуплен «Аэрофлотом» и стоит на земле, потому что, по словам чиновника, является «сырым» и его «надо доводить до ума».

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что все самолеты хороши, но западные – экономичнее, а российские – надежнее. Например, на Ту‑154 не было ни одного происшествия, связанного с технической частью. Да и вообще, понятие «старый» к воздушным судам не подходит, есть самолеты, годные к полетам, и есть не годные.

…К концу заседания его участники попытались и вовсе развеять сомнения о «скоропостижной смерти» авиации в Казахстане, призвав казахстанцев летать самолетами, потому что этот вид транспорта потенциально опасный, но по факту – самый безопасный.



комментарии (1):

sibnavigator      14/06/2013 [15:42:19]#1
Гражданская авиация была и остается самым безопасным видом транспорта в мире. И так будет всегда. В качестве подтверждения, хотел бы обратиться к регулярно публикуемому Индикатору безопасности полетов мировой авиации:
http://www.aviasafety.ru/indic ...
http://www.aviasafety.ru/indic ...

Первую проблему в авиации - снижение авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке решить можно и должно. Необходимо воспользоваться Советами авторитетных авиаторов: http://www.aviasafety.ru/artic ...

Вторую - проблему повышения безопасности полетов крупных авиакомпаний и выход из "черного списка" Евросоюза - идти по пути проведения аудита безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA IOSA): http://www.iata.org/whatwedo/s ...

Тогда появится уверенность в себе и авторитет пассажиров. Никакие льготы, стимулы и специальные тарифы не заставят пассажира полететь на самолете авиакомпании, если он не убежден в её безопасности. К сожалению, на сегодняшний день только одна казахская авиакомпания "Air Astana" прошла аудиторскую проверку. В России же, в качестве примера, в 2007 году тоже только одна авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" прошла аудит IATA IOSA. На сегодняшний день - 16 авиакомпаний получили Сертификат IATA IOSA ( http://www.iata.org/whatwedo/s ... ). Но это не означает, что можно почивать на лаврах. Безопасность – главный вопрос!

К слову сказать, одна из российских авиакомпаний, прошедших аудит IATA IOSA, допустила катастрофу в прошлом году - вот он результат самоудовлетворения и самоуспокоенности!

Третье - проблемы эффективности структуры органов гражданской авиации.
Необходимо следовать строго в соответствии со Стандартами Приложения 19 к Конвенции ИКАО "Управление безопасностью полетов", которое вступит в силу 14 ноября 2013 года. Бороться за совершенство структуры органов управления.
В России, к сожалению, тоже «пятибоярщина», которая делает структуру управления гражданской авиацией неповоротливой и не очень эффективной: Минтранс, Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, Межгосударственный авиационный комитет, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (подчиняется Министру!?, хотя должна надзирать за его деятельностью и подчиняться либо парламенту, либо Правительству), и наконец, Росавиация. Как результат - пустой перезвон, переписки и отписки.

Хочется верить, что в связи с выходом Федерального закона Российской Федерации N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов Важнейшая поправка к "Воздушному кодексу Российской Федерации", все будет приведено в соответствие.
http://www.aviasafety.ru/indic ...

С уважением,
АМ













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUGRj
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/crr/nedorogo/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer