История авиационного завода в Луховицах начинается с постановления Совета министров СССР от 11 октября 1951 года. Решение о его создании принимал лично председатель Совмина И. В. Сталин. В документе указывается необходимость отвода земель Министерству авиационной промышленности под строительство промышленных зданий и сооружений «Объекта № 3» в Луховицком районе.
С трофейных самолетов
Данное решение положило начало объединению в единое авиационное производство нескольких самостоятельных предприятий, работавших на указанной территории. В частности, речь шла об «Объекте № 3», или, как его еще называли, ЦЛИБ (Центральная летно-испытательная база), и филиале московского авиационного завода № 30, чья испытательная площадка была перебазирована в Луховицы из Жуковского. В целях развития нового производства и испытательной базы в месячный срок под аэродром выделили 2500 гектаров земли. Интересен также тот факт, что при строительстве ангаров и инфраструктуры в 1950 году были выделены металлоконструкции, демонтированные в Германии. Испытания авиационной техники начинались с трофейных самолетов.
В 1953 году первая очередь строительства была введена в строй, а объекту присвоено наименование «Центральная летно-испытательная база». К этому моменту принимается решение о создании в Луховицах филиала Московского машиностроительного завода, впоследствии известного как «тридцатый завод».
Первая бригада рабочих прибыла на постоянную работу 15 мая 1953 года. Состояла она из мотористов, радистов, прибористов – практически все они были участниками войны. В 1955 году уже действовали шесть производственных комплексных бригад по отработке фронтовых бомбардировщиков Ил-28. Серийный выпуск самолетов этого типа составлял 96 самолетов в месяц и был прекращен в 1957 году. За все время удалось изготовить около 3000 машин. Задачей первого производственного цеха завода (№ 100) была отработка всех типов самолетов, производимых на головном заводе в Москве. Впоследствии на его базе были сформированы еще два цеха – № 39 и 101, затем № 44. Цех № 39 сегодня является структурным подразделением Летно-испытательного комплекса № 2 ЛИЦ имени А. В. Федотова ОАО «РСК «МиГ». На счету этого цеха отработка свыше двух десятков типов самолетов и их модификаций.
С 1950 по 1967 год завод проводил отработку самолетов фирмы Ильюшина. Среди них поршневой пассажирский самолет Ил-14, пассажирский Ил-18, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, турбовинтовой самолет-разведчик авиации ВМФ Ил-38, который, кстати, до сих пор находится на вооружении.
В 1957 году здесь же была изготовлена серия из десяти Як-25 – первого отечественного реактивного истребителя, спроектированного для Войск ПВО. На данной машине установлена первая мощная РЛС для обнаружения воздушных целей. С 1959 года впервые стали подниматься в небо самолеты марки Су. Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период завод находился в поиске собственной темы в авиастроении. В 1959 году филиал завода и ЦЛИБ сливаются и образуют филиал Московского машиностроительного завода «Знамя труда».
Только МиГи
В 1962 году завод начинает новую тему – сверхзвуковой истребитель МиГ-21. Всего здесь было построено 3203 МиГ-21 в различных модификациях и с различными типами двигателей. В дальнейшем лицензия на производство самолетов этого типа передана Индии. Темпы строительства были внушительными и составляли 30 машин в месяц.
Работа с МиГ-21 стала поворотной в судьбе всего производственного комплекса. С этого момента основным и главным направлением в его работе становится освоение и производство самолетов марки МиГ, разработанных в знаменитой конструкторской фирме А. И. Микояна.
Следующей освоенной машиной стал МиГ-23. В период с 1969 по 1984 год выпущено более четырех тысяч самолетов этого типа. Стоит напомнить, что МиГ-23 – первый отечественный сверхзвуковой истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. Выпускался в модификациях МиГ-23П, МиГ-23Б, МиГ-23БН. Эти машины находились на вооружении свыше 20 государств мира, а в некоторых из них применяются и по сей день.
В этот период происходит не только интенсивное строительство производственных мощностей. Помимо развития новых цехов проводится активное обновление большей части оборудования и станков, впервые внедряются станки с программным управлением, совершенствуются технологии и организация труда.
Однако настоящая слава и расцвет предприятия связаны с освоением первого истребителя четвертого поколения МиГ-29, серийное производство которого начинается в 1982 году. Запуск этой новинки дал сильный толчок развитию всего завода, потому как конструкция самолета нового типа требовала освоения принципиально новых технологий производства и существенного улучшения уже имеющихся. В 1986 году истребителями МиГ-29 были вооружены многие части ВВС СССР. Этому в том числе способствовал высокий темп выпуска новых машин: ежегодно заводские цехи покидали 250–300 самолетов.
МиГ-29 без преувеличения является уникальным самолетом. Впервые поднявшись в небо более 30 лет назад, он и по сей день входит в число лучших истребителей в своем классе. Однако отлаженное массовое производство машин этого типа при ряде ошибок руководства в период всеобщего кризиса ОПК сыграло с компанией злую шутку, фактически поставив успешное предприятие на грань выживания.
Дело в том, что в эпоху глобальных перемен, связанных с крушением СССР и формированием на его территории ряда независимых государств, руководители МиГа продолжили массовое производство истребителей, невзирая на отсутствие спроса со стороны заказчиков. В результате уже построенные самолеты оказались никому не нужны. В итоге предприятие накопило огромные долги и всерьез встал вопрос о ликвидации производственной площадки в Луховицах.
Возрожденное производство
Смена руководства компании сыграла положительную роль. В первую очередь проводилась работа по корпоративному строительству, в результате которой была создана Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ». В первые годы нового тысячелетия удалось заключить несколько экспортных контрактов, всего в период с 2000 по 2003 год было поставлено на экспорт около 45 истребителей. Активизировались работы над новыми машинами, одной из которых стал МиГ-29СМТ.
Поворотными в судьбе предприятия можно считать усилия по разработке и запуску в производство корабельной модификации МиГ-29К. Фактически именно этой машине производственный комплекс в Луховицах обязан своим вторым рождением.
20 января 2004 года подписан крупнейший в истории двусторонних отношений России и Индии контракт на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Это соглашение предусматривало поставки 28 истребителей МиГ-29К, которые должны были базироваться на его палубе. Первый полет новой машины состоялся 20 января 2007 года. После перерыва в 21 год в воздух поднялся совершенно новый, заново спроектированный и построенный самолет. Истребитель оснастили полностью цифровой системой управления, а также оптико-локационной станцией. Были значительно улучшены характеристики прицельно-навигационного комплекса, доработан двигатель. На данной машине впервые реализовали комплекс мер по снижению радиолокационной заметности. Также внедрили новую систему энергоснабжения, новую гидравлическую и топливную систему, новую кислородную систему. Ресурс планера достиг 6000 летных часов, также значительно увеличился ресурс двигателя и ряда других ответственных агрегатов. На МиГ-29К улучшена коррозионная стойкость, усилены стойки шасси, увеличена до 15 процентов доля композиционных материалов, для улучшения взлетно-посадочных характеристик изменена механизация крыла, установлена система дозаправки топливом в полете, применена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ».
Также проделана огромная работа по подготовке производства. 18 марта 2008 года в Летно-испытательном комплексе № 2 был поднят в воздух первый серийный МиГ-29КУБ, полный цикл сборки которого осуществлен в цехе 2380 ПК № 1. Уже в 2009 году первая партия корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, разработанных и построенных РСК «МиГ», была поставлена в Индию. Этому событию предшествовали успешные летные испытания, проводимые в Баренцевом море. В декабре 2011-го завершены поставки самолетов, предусмотренные контрактом от 2004 года, а предприятие приступило к сборке следующей партии истребителей корабельного базирования в соответствии с контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.
В середине 2012-го МиГ-29КУБ совершил первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», проходившего испытания в Баренцевом море.
В самолет было вложено все лучшее, что накопила фирма «МиГ». Корабельный истребитель вплотную приблизился по своим характеристикам к самолетам пятого поколения. Он способен не только вести воздушный бой, но и поражать надводные и наземные цели, сочетая таким образом возможности маневренного истребителя, бомбардировщика и штурмовика.
Параллельно шла успешная работа по теме МиГ-29М/М2. А 24 декабря 2010 года МиГ-29М2 впервые поднялся в воздух.
Еще одним успехом этого периода можно считать модернизацию первых шести самолетов МиГ-29, проведенную для ВВС Индии по программе МиГ-29UPG. Данное соглашение предусматривает комплексную модернизацию всего парка истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении Индии.
Предприятие сегодня
31 мая 2013 года Производственный комплекс № 1 отметил свой 60-летний юбилей. Руководство РСК «МиГ» пригласило журналистов посетить предприятие, где представители прессы смогли своими глазами увидеть, как завод превращается в современное производство, оснащенное самым передовым оборудованием.
60 лет как один МиГ
На протяжении последних пяти лет действует программа интенсивного технологического обновления. Успешное решение поставленных задач по расширению производства и освоению выпуска самолетов МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-29СМТ и МиГ-29UPG потребовало кардинального перевооружения производства. Начиная с 2007 года цехи оснащаются высокопроизводительными станками с программным управлением. Их внедрение позволило в разы сократить временные затраты на изготовление деталей и элементов конструкции, что значительно повышает эффективность производства.
Стоит также отметить, что активно развивается и локально-вычислительная сеть ПК № 1, в составе которой уже сейчас больше тысячи компьютеров. К сети подключены десять серверов и свыше 800 рабочих станций. РСК «МиГ» на этом не собирается останавливаться – в бюджете уже предусмотрены немалые средства на развитие IT.
Подобное беспрецедентное техническое переоснащение связано еще и с тем, что в планах развития корпорации производственной площадке в Луховицах предстоит стать основной взамен московской. Касаясь организационных вопросов, необходимо отметить, что ведется работа по плановой реализации программы создания объединенной промышленной площадки. Ее цель – привести производственные мощности в соответствие с планами выполнения подписанных и перспективных контрактов. В рамках этой программы предусмотрена и специализация для нижегородского завода «Сокол».
Во время визита в Луховицы журналистам была предоставлена возможность увидеть своими глазами процесс сборки современных боевых самолетов. Первое, что бросается в глаза, – это возраст инженеров, рабочих и конструкторов. Поговорив с работниками предприятия, удалось выяснить, что примерно половина персонала имеет возраст от 20 до 40 лет, что является очень неплохим показателем.
В рамках посещения производственной площадки удалось побеседовать с руководителем РСК «МиГ» Сергеем Коротковым. По его словам, производственные планы компании на ближайшую перспективу связаны в первую очередь с реализацией уже заключенных контрактов на поставку самолетов как иностранным заказчикам, так и отечественным ВВС. В частности, на вооружение Российской армии уже до конца года должны поступить первые МиГ-29К, контракт на поставку 24 самолетов этого типа ВМФ России заключен в 2012 году.
С учетом драматичных событий, происходящих в настоящее время на Ближнем Востоке, было интересно узнать, как продвигается реализация контракта на поставку истребителей МиГ-29М2 cирийским ВВС. К удивлению журналистов, руководитель РСК «МиГ» не стал уходить от ответа на этот вопрос, а сообщил, что первые самолеты уже построены и проходят испытания. Вопрос об их поставке заказчику будет решать руководство России.
60 лет как один МиГ
Традиционно представителей прессы интересовала тема перспективных разработок. Отвечая на вопрос корреспондента «ВПК» о работах в этом направлении, Сергей Коротков сообщил, что РСК «МиГ», выигравшая соответствующий конкурс Минпромторга РФ, 15 мая заключила контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по определению облика перспективного ударного БЛА для нужд Минобороны. В этом направлении планируется использовать весь имеющийся задел МиГа по данной теме, в первую очередь с учетом опыта работы по проекту «Скат». Напомним, что макет ударного беспилотного летательного аппарата «Скат» впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2007». Этот БЛА предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, так и по мобильным наземным и морским объектам.
Помимо экскурсии по производственным цехам, программой посещения авиастроительного завода в Луховицах были предусмотрены демонстрационные полеты последних разработок отечественных авиастроителей. Перед представителями прессы и другими гостями поднялись в воздух и выполнили комплекс фигур высшего пилотажа многофункциональный истребитель Су-35С разработки «ОКБ Сухого», учебно-боевой Як-130 производства корпорации «Иркут» и самая последняя разработка РСК «МиГ» – МиГ-35.
Примечательно, что достижения своей фирмы Сергей Коротков продемонстрировал лично, заняв место второго пилота в кабине МиГ-35.
Во время прошлогоднего посещения журналистами производственной площадки МиГа в Луховицах Сергей Коротков осторожно говорил о том, что ведутся переговоры о поставках ВВС России МиГ-35. И вот в конце мая 2012 года стало известно, что переговоры находятся в завершающей стадии и уже в июне будет подписан контракт на поставку 24 самолетов МиГ-35, не исключается также вероятность того, что количество поставленных машин может достигнуть 37 единиц.
Подводя итог поездке в Луховицы, можно с уверенностью констатировать тот факт, что РСК «МиГ» удалось не только вернуть к жизни крупнейший на сегодня авиационный завод по производству истребителей в европейской части России, но и придать ему новый импульс для дальнейшего развития. Развернутое здесь серийное производство позволяет говорить о том, что у предприятия есть будущее. Это доказывают и заполненные новыми самолетами цехи, и современное технологическое оборудование, и стабильный рост заработной платы рабочих. Увеличение объемов производства и новые экспортные контракты, вернувшийся интерес к самолетам марки МиГ со стороны ВВС России – все это свидетельствует о том, что легендарная авиационная фирма возвращается на свои лидирующие позиции, в том числе и на мировом рынке вооружений.
Справка «ВПК»
ОАО РСК «МиГ» – российский производитель авиационной техники. Продуктовый ряд включает современные истребители-перехватчики, многофункциональные боевые самолеты, в том числе вновь разработанные истребители унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и новейший МиГ-35, учебно-тренировочную технику, легкие самолеты общего назначения. Конструкторы интенсивно работают над авиационной техникой нового поколения, как пилотируемой, так и беспилотной. РСК «МиГ» обладает современной проектно-конструкторской и опытно-экспериментальной базой, хорошо оснащенными производственными мощностями, эффективными финансовыми и маркетинговыми структурами, а также развитой глобальной системой технической поддержки своей продукции. Создание истребителей марки МиГ осуществляется с применением цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла: от разработки до послепродажного обслуживания. Здесь внедрена система менеджмента качества (СМК), которая распространяется на проектирование, производство, испытания, обслуживание, надзор и ремонт продукции военного назначения. СМК базируется на международных стандартах системы менеджмента качества серии ИСО 9000. Самолеты марки МиГ составляют основу истребительной авиации Вооруженных Сил России.
Еженедельник «Военно-промышленный курьер» поздравляет весь коллектив ПК № 1 РСК «МиГ» с 60-летним юбилеем и желает всегда добиваться выдающихся результатов.