Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суверенная авиация: когда в России появятся лоукостеры


23 мая 2013 года Анастасия Дагаева, Forbes


К концу 2014 года в России может появиться первый аэропорт для бюджетных авиакомпаний — это «Ермолино» в Калужской области. Базовым перевозчиком определен «Ютэйр». Впрочем, «Ютэйр» не собирается создавать отдельную низкобюджетную «дочку» — low cost технологии будут внедряться в основной бизнес, пояснил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Например, летом перевозчик получит 20 самолетов Airbus 321 с салоном на 220 кресел в эконом-комплектации. Самолеты начнут летать на существующих внутренних маршрутах «Ютэйра». По словам Мартиросова, многие крупнейшие авиакомпании мира пытаются быть во всех сегментах авиарынка, иначе они теряют и пассажиров, и деньги. Так, Air France запустила региональную компанию-дискаунтер Hop!, у Lufthansa давно существует Germanwings, а British Airways и Iberia после объединения купили испанскую Vueling.

Тема низкобюджетных перевозчиков заставила меня вспомнить историю моего приятеля. Как-то он познакомился с девушкой из Ростова-на-Дону, влюбился и стал каждую неделю летать в этот город на «Авианове». А потом что-то случилось —  они расстались. «Перестал летать я, а позднее — «Авианова». Я ее и разорил. Зачем еще в Ростов и в другие российские города мотаться так часто, если не по любовным делам?» — шутит приятель. Возможно, своей шуткой он сформулировал главную причину неудач наших лоукостеров: мало что заставляет летать в пределах России.

В стране уже было два лоукостера — Sky Express и вышеупомянутая «Авианова». Каждый просуществовал около трех лет, а потом обанкротился. На вопрос «Кто виноват?» имеется развернутый ответ: дорогая аэропортовая инфраструктура, устаревшие законы (нет нормы о «невозвратных билетах», пилоты-нерезиденты не могут работать в российских авиакомпаниях и пр.), высокие таможенные пошлины на иностранные самолеты, наконец, коррупционная составляющая.

Почти все эти проблемы в конце 2012 года перечислил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев президенту России Владимиру Путину, когда тот поинтересовался, а как обстоят дела с созданием лоукостера. О планах «Аэрофлота» запустить низкобюджетную «дочку» известно с лета 2010 года, это прописано в стратегии перевозчика. Вот только обстоятельства пока не те, как будут те самые — сразу и появится дискаунтер, уверяют в «Аэрофлоте». С момента встречи Савельева и Путина прошло больше полугода, а заметных сдвигов не произошло. Возможно, и не сдвинется ничего. Для чиновников лоукостер — перевозчик с дешевыми билетами. По такому признаку любую авиакомпанию в низкий сезон можно назвать лоукостером. Вообще же это финансовая модель, в основе которой лежат низкие затраты и возможности как можно больше заработать на пассажирах, кроме продажи билета (плата за багаж, питание и пр.).

А чтобы зарабатывать (не обдирать!), их должно быть много. Вот такая незамысловатая логика.

Собственно, на объемы и рассчитывали Sky Express с «Авиановой», когда выходили на российский рынок с дерзкой рекламой и неприлично низкими тарифами — 500 и 250 рублей. Обе компании на первых порах довольно быстро набирали пассажиропоток, но, едва добравшись до 1,5 млн человек, беспомощно провисали. «И даже когда мы практически за копейки раздавали билеты — были такие акции — спрос оказывался низким. Мы набирали 40-50 человек из 130 необходимых. Люди просто не хотели летать», — признается бывший менеджер Sky Express. В России нет привычки путешествовать по стране: внутренний туризм практически отсутствует; в гости друг к другу люди ездят нечасто, предпочитая поезд или автомобиль; малый и средний бизнес недоразвиты.

И понятно, что самый активный трафик между Москвой и крупными региональными центрами; на него приходится более 80% пассажиропотока внутри страны. Но уровень мобильности населения в регионах в разы ниже. Россияне гораздо больше любят летать в другие страны. И эта любовь лишь усиливается. По данным Росавиации, в 2012 году российские авиакомпании перевезли 74,4 млн человек; из них 32 млн побывали за границей, по сравнению с 2011 годом количество путешественников выросло на 22,3%. На внутренний рынок приходится 35,4 млн пассажиров, однако темпы роста гораздо скромнее — 8%.

В I квартале 2013 года уже очевидный перевес в пользу международных поездок.

Из общего пассажиропотока в 15,7 млн человек за границей побывало 8,2 млн (+ 26% к аналогичному периоду 2012 года). Оставшиеся 7,5 млн летали по стране (+ 10%). И этому есть объяснение. Путевка в санаторий Тверской области с ненавязчивым — еще с советских времен — сервисом стоит 15 000 рублей за неделю, без учета лечебных процедур. Примерно такая же цена турпакета all inclusive в Турцию. Тем более что сейчас улететь в дальние края можно напрямую из регионов: открыты маршруты Краснодар — Стамбул, Махачкала — Анталия, Воронеж — Афины, Волгоград — Барселона, Калининград — Копенгаген, Сочи — Лондон и пр. Неслучайно Sky Express и «Авианова» очень хотели попасть именно на международные направления. Но им еле-еле удалось запустить небольшие чартерные программы. Выжить это не помогло.

Иностранные лоукостеры доминируют как раз на родных авиарынках. Годовой пассажиропоток американского дискаунтера Southwest Airlines составляет 110,5 млн человек, европейских Ryanair и easyJet — 76,4 млн и 42 млн соответственно, бразильской Gol Airlines — 32,9 млн. Они входят в десятку крупнейших авиакомпаний мира.

И живут перевозчики далеко не в райских условиях. Во всех странах госконтроль в области авиации жесткий, аэропортовые услуги дороги, конкуренция высока. Чего стоит возмущение гендиректора Ryanair Майкла О'Лири в адрес чиновников и владельцев аэропортов, когда его спросили: когда же подешевеют авиабилеты? «Это зависит от многих вещей. Например, нужно избавиться от авиационного надзора Еurocontrol с его десятками филиалов. Одной какой-нибудь точки было бы для него вполне достаточно. На стоимости авиабилетов сказываются и большие издержки на содержание инфраструктуры аэропортов», — перечислят О'Лири. Нужно быть проще, считает менеджер. Например, не отбирать у пассажиров багаж. Аэропорты смогут сэкономить на лентах транспортеров и на содержании специальных отделов, которые занимаются потерянным багажом. Вместо специальных «рукавов» входить и выходить из самолета можно и по лестницам.

В общем, аэропортам есть чему поучиться у продовольственных дискаунтеров.  

О'Лири и с пассажирами не церемонится, собираясь вводить плату за пользование туалетом на борту, а также всерьез раздумывая над стоячими местами (как, интересно, на это отреагировали бы россияне?). И тем не менее темпы роста Ryanair впечатляющие: через несколько лет компания планирует перевезти 100 млн человек.  

А что же у нас? С одной стороны, есть аргументы «за»: обширные территории; прогнозы развития авиарынка — в ближайшие пять лет он удвоится; более высокая маржа дискаунтеров по сравнению с традиционными перевозчиками. Есть и желающие начать очередной проект: кроме «Аэрофлота» — венгерская компания Wizzair. С другой — все тот же вопрос, а так ли нужно россиянам летать по родной стране? «В России для лоукостеров, как и демократии, все вроде есть, но что-то не созреет ни одно, ни другое», — заметил один общественный деятель. Была попытка строить суверенную демократию, сейчас нечто похожее наблюдается и в авиаперевозках. Государство создает а-ля лоукостера за счет бюджета: 600 млн рублей получит пять авиакомпаний, которые будут возить пассажиров между городами Приволжского федерального округа по сносным тарифам.
 



комментарии (3):

АвиаторЪ      26/05/2013 [21:43:56]#1
Какая нафиг "суверенная авиация", когда даже национальный перевозчик летает на иномарках?

alexvaleri      27/05/2013 [12:37:31]#2
Я ради любопытства сравнил цены (на 1 человека, билет туда-обратно, цена в литовских Литах, лень переводить)
1. Рейс Вильнюс-Москва-Вильнюс (Аэрофлот) в пути 1, 25час - 709 Lt
2. Рейс Вильнюс-Лондон-Вильнюс, в пути 2, 40 час - 520 Lt (от 280 LT - я с женой летал весной ещё дешевле)
(100 русских рублей - 8, 5 Литов)

HZ66      29/05/2013 [12:27:15]#3
Ответ - никогда.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer