Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нефтяным королям опять не хватает денег


21 мая 2013 года Николай Чеховский, Свободная Пресса


Себестоимость авиаперевозок сегодня почти вдвое ниже цен на авиабилеты, однако в начале высокого туристического сезона туроператоры по-прежнему берут с пассажиров топливный сбор. Причина кроется в том, что авиакомпании вынуждены компенсировать высокие проценты по банковским займам, а также возможные скачки цен на авиационный керосин – производители полностью диктуют свои условия, пользуясь монопольным положением.

 По данным независимого поставщика топлива для самолетов «Аэрофьюэлз», с начала этого года в среднем оно подешевело в стране почти на 3 тысячи рублей за тонну. В разных аэропортах цены понизились на последние месяцы на 1,5-6%. Только при одной заправке для магистрального перелета экономия топлива составляет десятки тысяч рублей. При этом в большинстве авиакомпаний продолжают брать введенный в 2008-2009 годах топливный сбор в размере 40-60 долларов, за вычетом разве «Трансаэро», где взимают 80 долларов с билета, включая детские проездные документы.

Топливный сбор вводился как временная мера для того, чтобы покрыть издержки перевозчиков из-за резкого скачка цен на авиационный керосин, но теперь оснований для его получения у авиакомпаний больше нет. Тогда кто и почему продолжает собирать со всех пассажиров эти деньги?

- Туроператорам эти деньги не достаются, - поясняет главный редактор портала avia.ru, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы РФ Роман Гусаров - Эти средства по-прежнему собираются авиаперевозчиками и полностью идут в их кассу.

Если посмотреть на цены на авиакеросин, то можно увидеть, что после пика в 2009 году они заметно опускались. Однако тогда никто ни на копейку не снизил топливные сборы, и тем более, от них не отказался.

Но, с другой стороны, сборы не повышались в 2010-2011 годах, когда на рынке наблюдался новый всплеск цен в связи с образовавшимся дефицитом. Тогда на фоне умеренных цен на нефть, в России появилось два искусственных фактора, разогнавших стоимость авиакеросина. Сначала у нас в стране почему-то практически одновременно закрылись на реконструкцию сразу несколько ведущих нефтеперерабатывающих заводов. Потом в условиях снизившихся мощностей Минобороны разместило огромный заказ на производство зимнего дизельного топлива, и практически вслед это же ведомство заказало весьма приличные объемы авиационного топлива и другие нефтепродукты для нужд военной авиации. Понятно, что обработке поручений этого министерства был отдан приоритет.

С тех пор керосин заметно подешевел, но общий ценовой уровень остается довольно высоким. Во всяком случае, колебания цен с момента введения топливного сбора были куда более резкими, чем за последние месяцы, но размер сбора практически все российские авиаперевозчики сохраняли на одном уровне. Как видно из этих примеров, размер топливного сбора никак не привязан к себестоимости полетов.

«СП»: - Вообще, насколько стоимость перевозки зависит от цен на керосин?

- На сегодняшний день 30% в стоимости билета связана с топливом, включая услуги по заправке.

«СП»: - Почему все-таки временно введенный сбор на протяжении 4-5 лет продолжает взиматься?

- Есть аэропорты, в которых цена на керосин была и остается высокой. Например, это удаленные порты в Петропавловске-Камчатском, на Сахалине и Курилах, в которых традиционно очень высокая стоимость завозки самого топлива. Есть очень большое количество аэропортов, в который высокий уровень цен, как на само топливо, так и на работу по заправке самолета объясняется монопольным положением поставщиков и заправочных компаний, в значительной части этот монополизм предопределяется и существующей инфраструктурой заправочных комплексов. Некоторая конкуренция заправщиков существует лишь в Московском авиаузле.

«СП»: - Между тем, тонна авиационного керосина в Иркутске стоит немногим более 35 тысяч рублей, а в московских аэропортах – 39-40 тысяч.

- Это запредельно высокая цена для Москвы, здесь всегда было до 30 тысяч. Но сейчас самое начало высокого сезона, и срабатывает традиционная для последних лет ценовая цепочка.

Работает она так. Зимой самолеты летают полупустыми, и авиакомпании вынуждены опускать цены до уровня нулевой рентабельности и даже ниже. Чтобы пережить это время, подготовиться к лету, они вынуждены под очень большие проценты брать кредиты. Приходит весна, люди начинают массово путешествовать, заполняемость растет, а вместе с ней выручка. Но уже приходится тащить высокие проценты по займам, и потому авиакомпании начинают брать максимум того, что позволяет рынок. Вот находится некоторая предельная цена, по которой в горячий период люди готовы закупать билеты, по этим, на грани запредельного ценам, перевозчики и продают места.

Таким образом, цена на перелет никак не привязана к себестоимости вообще. Перевозчикам надо покрыть зимние убытки плюс кредиты, плюс набрать резервы под будущую зиму. Поэтому при почти равной себестоимости летом цена авиабилета в два раза и более превышает зимний уровень.

«СП»: - То есть мы с апреля по октябрь оплачиваем сверх аппетиты перевозчиков?

- Нет. Стоимость летних авиабилетов определяется еще зимой, и, собственно, значительная часть продается за два-три месяца. По крайней мере, на регулярные рейсы. Но дело в том, что нефтяники прекрасно видят всю эту математику, у них тоже есть в штате прекрасные экономисты, которые четко знают, сколько в реальности зарабатывает та или иная компания. Поэтому через назначение цен на авиационный керосин они фактически заставляют перевозчиков делиться своей прибылью. Поэтому в разгар высокого сезона каждый год происходит резкое повышение цен производителями топлива. В отдельные годы этот скачок достигает 30% прежней цены.

Будет правильным сказать, что не только сверхприбыли, но и вообще вся прибыль практически полностью через стоимость керосина изымается его производителями. А у авиаперевозчиков нет выбора! Во-первых, цены на билеты определены заранее, и билеты проданы – так что с пассажиров задним числом деньги не дособерешь. А, во-вторых, летние цены и так запредельны – ведь летать перестанут. Так что авиаперевозчики болтаются в некотором годовом цикле вокруг уровня выживания.

«СП»: - У нас правительство объявляло о необходимости транспортной доступности, об обеспечении географической целостности страны, почему оно не регулирует этот процесс? По крайней мере, на рынке автомобильного топлива государство делает регулярно какие-то попытки вмешательства в ценообразование.

- У производителей топлива всегда находятся обоснования высоких цен. У них всегда намечается его дефицит. Будь то ремонт НПЗ, будь то большие сторонник заказы, будь то высокий спрос.

«СП»: - А какие могут быть у них оправдания сегодня?

- Высокий спрос. В прошлом году потребление керосина нашей авиацией вросло на 15,5%, а с начала этого года – еще на 17%. В целом, спрос вырос на треть меньше чем за полтора года, а мощности по выпуску топлива остались на прежнем уровне, и быстро их нарастить невозможно.

К тому же, для нашей антимонопольной службы эта тема – неприкасаемая. Неоднократно представители ФАС проводили довольно жесткие беседы с руководством практически всех авиакомпаний, требуя обосновать резкое подорожание билетов в летний период. Конечно, перевозчики начинают кивать на проценты по кредитам, и, главное, на скачки цен на топливо. Более того, многие серьезные авиакомпании согласованно пытались просить власти вмешаться в регулирование цен на керосин. Но в эту сферу антимонопольщики и нос совать боятся, хотя раньше пробовали. Так что интересы наших нефтяных магнатов сегодня диктуют все в авиации.



комментарии (1):

rad123      23/05/2013 [10:40:05]#1
К тому же, для нашей антимонопольной службы эта тема – неприкасаемая.....
......
Ещё бы они вмешивались. Даже прокуратура эти вопросы стороной обходит.

Такие деньги в обороте. Среднестатистический аэропорт РФ (с обслуживанием 1, 5-2 млн. пасс/год.) в сутки продаёт от 300 тон керосина. При цене керосина в 40 тыс. руб. за тонну это 12 млн. рублей в день, 360 в месяц, 4, 5 млрд. в год.

Как обычно от НПЗ до крыла керосин проходит через 3-4 коммерческие структуры, подконтрольные одной управляющей компании. Каждая делает свою "небольшую" наценку. За то что одна приняла, друга пересчитала из литров в тонны, у другой есть топливозаправщики но нет лицензии, у третий есть лицензия, но нет емкостей и т.д. А по факту все сидят в одном помещении, только бумажки перекладывают и денежки считают.

Но почему то это не считается мошенничеством. Наверное потому что делятся с кем нужно.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer