"РГ" уже рассказывала о спорах, которые породила инициатива правительства КР под председательством Омурбека Бабанова. Последний в конце 2012 года поручил профильным ведомствам проработать и внести на рассмотрение кабинета министров проект под названием "Открытое небо". Одноименный международный договор был принят в марте 1992 года в Хельсинки. Документ, в том числе, позволяет гражданским судам государств-участников беспрепятственно летать над территорией друг друга. К сегодняшнему дню "ОН" действует в 34 странах мира. Киргизия подписала договор в 1993 году, однако парламент до сих пор не ратифицировал его.
Омурбек Бабанов решил, что пришло время "привнести открытое небо в страну". "ОН", по его мнению, должен был значительно улучшить работу местных авиакомпаний путем ужесточения конкуренции и снизить цены на авиабилеты. Предложение премьер-министра понравилось местному экспертному сообществу и рядовым киргизстанцам, которые в своем большинстве негативно отзываются о качестве услуг, предоставляемых местными воздушными перевозчиками, и жалуются на низкий уровень технической безопасности киргизского авиапарка.
Против "Открытого неба" выступили местные перевозчики. Их аргументы сводились к тому, что они просто не смогут работать на равных с зарубежными конкурентами. По мнению представителей местных авиакомпаний, зарубежные перевозчики выдавят республиканских на внутренние рейсы. Последние убыточны, региональные аэропорты находятся в ужасном состоянии и не соответствуют международным стандартам. В результате киргизские компании разорятся.
Но довести дело до ратификации договора в парламенте помешала отставка кабинета министров под председательством Омурбека Бабанова. После чего обсуждение актуальной темы само собой сошло на нет. Однако, как оказалось, совсем из планов правительства проект "Открытое небо" не выпал. Последним, кто представил свою точку зрения по поводу плюсов и минусов внедрения "ОН" в республике, стало министерство экономики КР.
Специалисты ведомства, проанализировав нынешнее состояние местных авиакомпаний и аэропортов, высказали мнение, что большинство этих опасений не имеет под собой реальных оснований. Так, согласно выводам экспертов, банкротство киргизских воздушных перевозчиков вследствие конкуренции с крупными иностранными авиакомпаниями маловероятно.
- Во-первых, пережить возможные внешние шоки местным перевозчикам позволит их устойчивое финансовое положение. Во-вторых, внедрение "Открытого неба" не подразумевает автоматического немедленного прибытия в страну иностранных авиакомпаний, в связи с чем у местных будет время адаптироваться к работе в новых условиях, - говорится в докладе министерства.
Эксперты ведомства отмечают в основном позитивные последствия от реализации проекта "ОН" в Киргизии. Особенно если речь идет об авиационной отрасли КР. В частности, повысится ее инвестиционная привлекательность и, возможно, произойдет укрупнение киргизских авиакомпаний, обновление парка самолетов. Согласно официальным данным, в республике зарегистрированы 16 авиакомпаний, но лишь три из них осуществляют регулярные пассажирские перевозки по международным и внутренним воздушным линиям.
Стоит ли рядовым киргизстанцам бояться повышения стоимости авиабилетов после внедрения "Открытого неба"? Нет, уверены в министерстве экономики. Наоборот, увеличение частоты рейсов, открытие новых направлений и рост конкуренции приведут к снижению цен. Среди других плюсов, выявленных министерством экономики, - увеличение пассажиропотока, который к 2015 году достигнет примерно 14,5 миллиона человек.
Особо же выделяется роль "ОН" в развитии и становлении аэропорта "Манас" как международного авиахаба после ухода оттуда американских военных. "У Киргизии есть огромный плюс - географическое расположение. Если внимательно изучить авиапотоки из Юго-Восточной Азии в Европу, то видно, что промежуточной зоной, где рейсам удобно делать остановку, как раз и является наша республика. Однако без "Открытого неба" создать подобный хаб невозможно. Только такой режим даст возможность крупным перевозчикам зайти на отечественный рынок, а республике - перенаправить грузопоток в свою сторону и получить дополнительную прибыль", - считает руководитель проекта "Международный трансконтинентальный авиахаб" Даир Токобаев.
Очень скоро министерство экономики сможет проверить свои теоретические выкладки на практике. По словам заместителя министра экономики КР Санжара Муканбетова, режим "Открытое небо" в Киргизии планируется внедрить в первой половине 2013 года. "Я думаю, прежде чем парламент уйдет на летние каникулы, мы сможем утвердить этот проект", - сказал Санжар Муканбетов.
Мнение
Мураталы Токтобеков, заместитель директора департамента гражданской авиации:
- Конечно, интересы национальных перевозчиков должны быть соблюдены при внедрении "Открытого неба" в республике. Этот вопрос активно обсуждается в обществе. Позиция нашего ведомства такова: мы "за", но процесс внедрения должен проходить постепенно. В принципе и сейчас воздушное пространство над республикой открыто. Если какая-то зарубежная авиакомпания просит дать разрешение на перелет в третью страну через Киргизию, мы идем ей навстречу. Так или иначе, но сейчас заинтересованные ведомства прорабатывают детали внедрения "Открытого неба" в Киргизии. Скажу лишь, что если будет открыто воздушное пространство, то летать кому захочется и как захочется не позволят. В любом случае будут проходить переговоры, ставиться какие-то условия.