Как стало известно „Ъ“, вчера гендиректор ОАО ОПК «Оборонпром» Дмитрий Леликов подписал директиву членам совета директоров ОАО «Авиадвигатель», предписывающую изменить структуру управления обществом. В частности, господин Леликов распорядился провести разделение должности управляющего директора — генерального конструктора, которую сейчас занимает опальный топ-менеджер «Авиадвигателя» Александр Иноземцев. В директиве говорится, что должность управляющего директора «Авиадвигателя» закрепляется за руководителем Пермского моторного завода (ПМЗ) Сергеем Поповым, генконструктора — за господином Иноземцевым. ОАО «Авиадвигатель» вчера не сообщило о проведении совета. По данным „Ъ“, заседание намечено на четверг, 11 апреля.
В ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК, дочерняя компания «Оборонпрома», владеет «Авиадвигателем») подтвердили эти сведения „Ъ“. «Для создания эффективной системы управления в ОДК реализуется стратегия разделения функций менеджмента и конструирования изделий, которая показала свою действенность на других предприятиях корпорации. В настоящее время ОДК инициировала процесс разделения должностей управляющего директора и генконструктора „Авиадвигателя“, что, по нашему убеждению, позволит Александру Иноземцеву в качестве генконструктора сконцентрироваться на реализации важнейшего проекта ОДК — создания семейства двигателей тягой 9–18 тонн», — сообщили „Ъ“ в пресс-службе ОДК. Источник в ОДК сообщил, что у корпорации якобы есть претензии к «Авиадвигателю» в части проекта ПД-14. Сам господин Иноземцев вчера не отвечал на звонки по мобильному телефону.
• ОАО «Авиадвигатель» — ведущее российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения. Выручка в 2012 году составила 6,1 млрд руб., (в 2011 году — 7,9 млрд руб.), чистая прибыль — 325 млн руб. (в 2011 году — 169 млн руб.).
Напомним, минувшей осенью ОДК отдала свои моторостроительные активы в Перми — ПМЗ и «Авиадвигатель» в управление конкуренту — рыбинскому «Сатурну», топ-менеджменту которого руководство госкорпорации поручило создать дивизион «Двигатели для гражданской авиации». «Сатурн» решил сменить топ-менеджмент обоих предприятий — на должность управляющего директора был выдвинут Сергей Попов, в прошлом коммерческий директор «Сатурна».
В ОДК объясняли причину смены топ-менеджмента необходимостью объединения ПМЗ и «Авиадвигателя». В феврале господин Попов возглавил ПМЗ, но сменить директора конструкторского бюро собственнику не удалось: гендиректор УК Владислав Масалов в феврале уговаривал Александра Иноземцева, предлагая ему руководящий конструкторский пост в системе ОДК. Но директор отказался от этого, по неофициальным данным, пригрозив массовыми волнениями трудового коллектива. Кроме того, господин Иноземцев заручился поддержкой губернатора Виктора Басаргина, который отказался согласовывать кадровое решение ОДК. Краевое правительство обеспокоилось, что ныне прибыльный «Авиадвигатель» погрязнет в финансовых неурядицах, если его присоединят к убыточному ПМЗ.
В ОДК от своего решения не отступились: по данным „Ъ“, покинуть пост господина Иноземцева уговаривало руководство Минпромторга РФ. Как выяснил „Ъ“, в минувшую субботу он встречался с полпредом Михаилом Бабичем, у которого с подачи краевых властей искал поддержки. Как сообщил „Ъ“ премьер Геннадий Тушнолобов, по итогам встречи полпреду будет представлена аналитическая записка о ситуации в «Авиадвигателе». «Мы в хозяйственные дела корпорации не вмешиваемся. Но мы защищаем господина Иноземцева как профессионала своего дела. Достаточно сравнить показатели ПМЗ и „Авиадвигателя“», — сказал „Ъ“ премьер.
Источник в «Авиадвигателе» предположил, что господин Иноземцев откажется занимать «усеченный» пост: «И что тогда? Конструктор без финансовой поддержки — он никто».
Ранее, в 2011 году, Роскосмос провел разделение должности гендиректора и конструктора в пермском НПО «Искра». Тогда бывшему гендиректору НПО, а ныне генконструктору Михаилу Соколовскому удалось на должность топ-менеджера пролоббировать своего соратника Владимира Шатрова. «Право на жизнь имеет любой вариант. Освобождение конструктора от хозяйственных вопросов приемлемо только тогда, когда директор твой единомышленник. А если нет, то может пострадать творческая работа. Если будет засилье директора, то это неправильно», — считает господин Соколовский.