Инцидент случился 26 февраля на аэродроме Дягилево (Центр боевой подготовки и переучивания летного состава дальней авиации, Рязань). В тот же день управление пресс-службы и информации Министерства обороны (МО) РФ быстро и коротко сообщило: "Во время выполнения плановых полетов на этапе руления в техническом отсеке на самолете Ту-95МС произошло задымление. На место происшествия оперативно прибыла дежурная служба пожаротушения, задымление устранено". Говорилось также, что экипаж не пострадал.
Как выяснил "Ъ", обстоятельства происшествия с Ту-95МС (бортовой N21) были куда серьезнее. По словам источника "Ъ" в военном ведомстве, на исполнительном старте при подготовке к взлету и переводе энергопитания на бортовые генераторы переменного тока произошло самовыключение турбогенераторной установки. Командир экипажа доложил об этом руководителю полетов на командный пункт (КП) аэродрома и уведомил его о своем решении: не взлетать. Разрешение на это было получено, и бомбардировщик начал выруливать с взлетной полосы. "В тот момент помощник руководителя полетов с КП уже видел дымление самолета в районе четвертого отсека,— рассказал источник "Ъ".— Одновременно информация о критических неполадках на борту дошла до экипажа по речевому информатору, а в кабине у бортинженера сработали световые табло. Экипаж тут же доложил об этом на КП, обесточил машину и покинул ее".
Когда на место прибыли пожарные расчеты аэродрома и рязанского подразделения МЧС, из-под обшивки фюзеляжа бомбардировщика в районе четвертого отсека и задней части гермокабины уже пробивались языки пламени. Пожар был быстро потушен, но в итоге Ту-95МС получил значительные повреждения: огонь уничтожил рабочие места штурмана, бортрадиста и бортинженера с их оборудованием (см. фото).
В тот же день была создана комиссия по расследованию. Согласно ее выводам, к пожару привели неисправности в распределительной панели системы электроснабжения самолета. По словам собеседника "Ъ", в качестве основных причин этого рассматриваются две. Первая — возникновение замыкания из-за повреждения изоляции вследствие перегрева проводов (это подтверждается характером обнаруженных повреждений, подобное уже случалось на другом Ту-95МС в 1994 году). Вторая — нештатное включение в параллельную работу бортовых генераторов переменного тока, что, в свою очередь, могло быть вызвано эксплуатационными повреждениями электрооборудования со значительной наработкой без ремонта.
Последняя версия, впрочем, выглядит странной. Дело в том, что этот бомбардировщик только что прошел капитальный ремонт на заводе-изготовителе в Таганроге. Завершен он был буквально за два месяца до пожара — 28 декабря 2012 года, и после этого Ту-95МС успел налетать лишь 24 часа. При этом, согласно опубликованному проспекту эмиссии акций ОАО "Туполев" (заказчик ремонта) от 12 ноября 2012 года, сумма сделки (договор N4044/95/2012) с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева на ремонт двух Ту-95МС в прошлом году составила 631,48 млн руб. То есть работы со сгоревшим самолетом должны были стоить половину этой суммы.
Дальше, по словам источника "Ъ" в военном ведомстве, с оставшимся электрооборудованием бомбардировщика планируется выполнить ряд технических экспертиз, и работа комиссии по расследованию будет продлена до получения их результатов. Но в любом случае происшествие затронет уже весь парк стратегических Ту-95МС. "Уже дано поручение вскрыть силовые панели на всех самолетах этого типа для осмотра,— говорит один из офицеров в штабе ВВС.— Кроме того, на всех самолетах будет проведена проверка целостности изоляции бортовой электросети". Все это необходимо, но, естественно, скажется на боеготовности стратегической авиации РФ. При этом никаких конкретных виновных комиссия пока, естественно, не назначила.
А вот на судьбе сгоревшего борта N21 это уже никак не скажется. Комиссия провела его дефектацию: список повреждений и необходимых восстановительных работ готов, но по своему объему и затратам просто неисполним. Бомбардировщик 1982 года выпуска пойдет на списание, хотя после капремонта ему был подтвержден остаток назначенного ресурса в 2004 летных часа (а это еще примерно до десяти лет службы). Между тем Ту-95МС, которые способны нести 6 или 16 ядерных крылатых ракет (в зависимости от модификации), уже не производятся со времен распада СССР, а их оставшийся в ВВС парк и без того сокращается (из-за естественного старения). В 2005 году было 64, а сейчас — порядка 55 таких машин. Но и из них многие находятся не в линейке готовности, а в ремонте или в ожидании ремонта. И пополнения парка стратегической авиации РФ пока не ожидается: нынешняя Государственная программа вооружения до 2020 года предусматривает только начало разработки нового бомбардировщика дальней авиации, серийное производство которого обещают пока что на 2025-2030 годы.
В МО РФ и Объединенной авиастроительной корпорации (в нее входит таганрогское предприятие) заявили "Ъ", что до окончания работы комиссии происшествие с Ту-95МС официально не комментируют.
Напомним, что 29 декабря 2011 года стратегические ядерные силы РФ при пожаре в ходе ремонта лишились ракетной атомной подводной лодки К-84 "Екатеринбург" (стратегического носителя 64 ядерных боеголовок; см. "Ъ" от 11 января 2012 года). Вскоре вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин пообещал, что ее быстро отремонтируют (до сих пор ведется только демонтаж оборудования корабля под ремонт). И никаких комментариев от правительства или МО РФ о конкретных ответственных за ущерб "Екатеринбургу" пока так и не было.