Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бюджет Суперджета


25 апреля 2013 года Константин Гурдин, Аргументы недели


«АН» не раз рассказывали о технической стороне проекта самолёта Сухой «Суперджет-100». Чего стоит один только двигатель, который конструкторы разместили так низко, что при взлёте машина может засасывать мусор с полосы. Не добавил очков и неприятный прокол с реальной взлётной массой, которая оказалась заметно выше расчётной. Теперь выяснилось: заодно Суперджет станет изрядной обузой на шее госбюджета. В конце апреля Минпромторг предложил компенсировать авиакомпаниям по 1 млрд. руб. в год – огромные потери от эксплуатации этих машин. Что называется – прилетели. В общем, настало время разобраться и в финансовой стороне разработки, которую так упорно лоббирует президент ОАК М. Погосян.

Партия власти выбрала явно неправильный лайнер в качестве иллюстрации возрождения отрасли высоких технологий. Неприятности продолжают преследовать Суперджет. Захромала уже не только техническая, но и коммерческая часть. Для начала подсчитаем: во что эта машина уже влетела государству.

Бесценный материал предоставляет отчёт Счётной палаты. Что символично, он появился в момент крупного провала корпорации ОАК на последнем авиасалоне в Фарнборо. Напомним, авиакорпорация, регулярно заявлявшая, будто Суперджет станет чуть ли не путеводной звездой отечественного авиапрома на мировой рынок, не получила ни одного заказа! Это выглядело особенно позорно на фоне 220 самолётов на сумму 20,6 млрд. долл., которые на том же мероприятии продал концерн «Боинг». И 115 лайнеров ценой 16,9 млрд. долл., законтрактованных авиакомпаниями у «Эйрбаса».

Итак: согласно отчёту СП, за 8 лет работы над проектом SSJ-100 прямые госвливания составили 16,9 млрд. рублей. Сумму освоили две организации. Прежде всего генеральный разработчик, концерн «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС). Вторым стал создатель двигателя для Суперджета НПО «Сатурн». При этом старый, но доработанный французский двигатель SaM146, спроектированный при содействии концерна «Снекма» (базируется во французском городе Куркурон), в итоге вышел на 114 кг тяжелее проектной массы. По расходу топлива превысил план на 3%.

Планер самолёта не отстал от двигателя. Тоже оказался нероссийским. По официальным выкладкам ОАК, более 53% главных комплектующих, включая авионику, – импортного производства. Иными словами, он иностранный более чем наполовину. Сборная солянка из компонентов наложилась на проблемы с проектированием. Как только первый Суперджет передали «Аэрофлоту», компания немедленно пожаловалась на перебор веса. И как следствие – непредвиденно высокую прожорливость машины. О её надёжности свидетельствует такой факт. В прошлом году на 10 Суперджетов, которыми владеет «Аэрофлот», пришлось 40% отказов лётной техники этой компании. Для справки: всего у неё 134 воздушных судна при 10 Суперджетах.

До последнего времени «Аэрофлот» стоически отрицал трудности. Глава авиакомпании публично назвал постоянные отказы Суперджетов детскими болезнями. Понятно, нужно было поддержать своих людей в правительстве и промышленном лобби. При этом другие заказчики эмоций не сдерживали. Авиакомпания «Якутия» отправила свой Суперджет на доработку. «Армавиа» объявила, что разочаровалась в единственном полученном самолёте, сняла его с эксплуатации и отказалась от запланированных закупок пяти дополнительных лайнеров. А недавно и вовсе разорилась. Почему?

Что касается «Аэрофлота», его терпение в итоге тоже лопнуло. Первые Суперджеты отлетали более года, отказы оборудования не прекращались. В итоге их перевели на периферийные маршруты. По «Аэрофлоту», средний налёт Суперджета – 6 часов в сутки. Тогда как в среднем по компании борт набирает 9 часов. При таких делах машина убыточна. В конечном счёте в начале апреля 2013 г. «Аэрофлот» объявил о сенсационном «обратном выкупе» 10 Суперджетов производителем ГСС. Простыми словами: машины сдали назад Погосяну, потребовав вернуть деньги.

Напомним, за эту сомнительную разработку государство заплатило почти 17 млрд. рублей. На самом деле во много раз больше. Потому что помимо прямого бюджетного финансирования концерн «Сухой» получил дополнительные кредиты на 27,1 млрд. руб. от госбанков. Формально, для отчётов, источник внебюджетный. Реально – бочка всё та же. Значит, набежало уже 44 млрд. рублей. Но эта сумма тоже далеко не окончательная. Заодно ОАК выделили 46 млрд. руб. на погашение долгов. В целом бюджетное финансирование авиастроения только в 2012 г. достигло 69 млрд. рублей. К счастью, сумма досталась не только Суперджету, были и другие, более толковые проекты.

В результате прорывной самолёт, гордость и слава М. Погосяна, обошёлся госказне минимум в 90 млрд. рублей. Эксперты предсказывают: на этом траты не прекратятся. Во-первых, грядут грандиозные расходы на компенсацию авиакомпаниям за эксплуатацию детища Погосяна. Во-вторых, ОАК по-прежнему убыточна и постарается вытряхнуть из бюджета дополнительные десятки миллиардов рублей. На этом поле Суперджет – основной козырь. Расчёт: обидно бросать проект, в который вбухано такое несметное количество государственных денег.

Ключевой вопрос – есть ли шансы вернуть из них хоть что-то? Как заявил г-н Погосян, Суперджет окупится, если удастся продать минимум 300 самолётов. Цифра выглядит явно заниженной. По мнению экспертов, чтобы выйти в ноль, нужно куда-то пристроить хотя бы 600–700 машин. Потому что прибыль ОАК с каждой – от силы 150 млн. рублей. А на проект уже потрачено 90 млрд. рублей.

Но речь о другом. Пока покупателей нет даже на 300 лайнеров. ОАК заявляла, будто у неё 166 твёрдых договоров. Но покупатели отваливались один за другим. Самый позорный случай: громкий отказ от закупок, о котором объявила итальянская компания «Алиталия». Договор порвали, потому что российский производитель сорвал начало поставок, опоздав на три года. В общем, не зря Суперджет, ради финансирования которого свернули несколько ключевых, к тому же готовых к нормальному производству разработок, называют бюджетным пылесосом. С такими тратами эта «чёрная дыра» в итоге высосет из казны не меньше денег, чем такие всемирно известные дикими масштабами распилов проекты, как саммит АТЭС во Владивостоке или великая олимпийская стройка в Сочи.

P.S. Неудачи г-на Погосяна в качестве фактического руководителя по разработке гражданского самолёта нисколько не принижают его роль в конструировании и производстве лучшей в мире военной авиационной техники.



комментарии (32):

air-squirrel      24/04/2013 [23:01:47]#1
))прочитал...сегодня ночью не засну...буду переживать за проект ССДЖ...я то думал ОАК и Погосян правду говорили, что самолет то прорывноййй...

Клаус      25/04/2013 [05:11:27]#2
Гурдин только вышел из комы?
Зачем перепечатывать такие древние бояны?

air-squirrel      25/04/2013 [07:32:28]#3
To Клаус

Нет, это авиапром в глубокой коме...

STARper      25/04/2013 [11:36:31]#4
P.S. про Погосяна очень посмешило :) Типа как руководитель вы ноль, но как конструктор.. Проклятый Суперджет сосет камни с полосы... играй баян называется. Интересно вот мне на МС-21 будут такие же набросы или Чемезов запретит?

stealth      25/04/2013 [11:40:41]#5
«Армавиа» объявила, что разочаровалась в единственном полученном самолёте, сняла его с эксплуатации и отказалась от запланированных закупок пяти дополнительных лайнеров. А недавно и вовсе разорилась. Почему?

Вот и ответил бы "Почему?" - Бумагомаратель! Воду каждый лить может!

ФросяБурлакова      25/04/2013 [17:21:53]#6
>> Но покупатели отваливались один за другим.
не профессионально написано, язык "базара", а новость тухлая

alexvaleri      25/04/2013 [22:27:57]#7
Самолёт хороший. Всё в нём правильно. Недостаток один - мало изготавливают.

air-squirrel      26/04/2013 [09:06:55]#8
Предлагаю людям, радеющим за проект ССДЖ-100 организовать фонд "SSJ-100 Народный самолет" и бороться с такими обличительными статьями ..;)

tucha      26/04/2013 [11:14:20]#9
И самолёт хороший ! И Погосян конструктор-менеджер-организатор отличный ! Так почему с Российской авиацией всё Х Р Е Н О В О ???

Ndakota      26/04/2013 [11:24:28]#10
>alexvaleri
у него другой недостаток - покупают мало. А так самолет - "шикааарный".

STARper      26/04/2013 [15:11:19]#11
Хреново, потому что причино-следственные связи трудно вам выстраивать, проще на "плохого дядю" всё валить.

danndan2      26/04/2013 [16:40:42]#12
2 STARper

Хреново, потому что причино-следственные связи трудно вам выстраивать, проще на "плохого дядю" всё валить.

Можте блеснете?
Причинно-следственные связи это самое интересное.
Давайте ваш вариант.
Если не трудно вам.

Доцент_Казань      26/04/2013 [16:59:09]#13
"«Армавиа» объявила, что разочаровалась в единственном полученном самолёте, сняла его с эксплуатации и отказалась от запланированных закупок пяти дополнительных лайнеров. А недавно и вовсе разорилась. Почему?"

Армянская авиакомпания просто не вынесла такого издевательства над собой и покончила жизнь самоубийством.

mab55      26/04/2013 [23:15:48]#14
P.S. Неудачи г-на Погосяна в качестве фактического руководителя по разработке гражданского самолёта нисколько не принижают его роль в конструировании и производстве лучшей в мире военной авиационной техники.

P.P.S. Некомпетентность и ангажированность автора ("Ту-334 – самый лучший суперджет в мире!") нисколько не принижает его роль в развитии отечественного авиастроения.

ANTUIAKIL      28/04/2013 [14:41:36]#15
Если бы SSJ был действительно хорошим аппаратом, то и таких статей бы не было. Погосян- авантюрист с непомерными амбициями. Создали самолет ни плохой, ни хороший, так посредственный. Летать на нем можно, но вот продать даже в слаборазвитые страны проблематично. Самое главное, потратили огромные деньги, затормозили или закрыли другие аналогичные проекты, которые могли бы быть запасными/альтернативными вариантами, создали посредственный самолет, затянули сроки, так и не наладили серийное производство SSJ.
Теперь занимаются вымогательством- надо бы добавить еще денег, ведь уже столько потратили.
Вот он печальный итог имитации развития российского авиапрома. Ну что же, будем летать на Боингах и Эйрбасах.

grant      13/05/2013 [12:15:50]#16
2 ANTUIAKIL
Абсолютно в точку!!! В том-то всё и дело...

sim139      13/05/2013 [14:36:26]#17
Погосян это обычный винтик системы, которая сегодня управляет страной. Неужели все (руководители заинтерсованных) настолько слепы, что не видят результатов работы ОАК и ГСС ? Безусловно нет. Просто екого поставить их своих, кто мог бы иметь хоть какое-то имя в этой индустрии, какой-то кругозор и говорить правильные слова.
Ну не поставишь ведь на место Погосяна уральского рабочего, который скажет, что ему м..ть его надоело летать на иностранном самолете.
Полное отсутствие ответственности за поставленные задачи и использование бюджета характерно для сегодняшней российской промышленности, поэтому посты о никчесноти Погосяна могут быть отнесены к любому ведомству, которое занято в выпуске высоко технологичной продукции (может у нас появились хорошие автомобили, мотоциклы).
Маленький Робинсон выпускает командой в 1 000 человек более 500 вертолетов в год, которые востребованы по всему миру. Уже корейцы и китайцы наладили производство вертолетов. Сколько выпускаем мы ? (Да, это другой класс, но все идет к тому, что Азия и весь Востоу в ближайшее время будут закрыты для России). Наше все это большие пространства, на которых без вертолетов сложно осваивать нефтянку и газовые месторождения. А пассажиры - через Москву можно летать, и создавать прирост пассажиропотока московского авиаузла.
А Супер(Регионал)джет он существует и летает. И за него можно отчитаться. А отклонение характеристик в ту или иную сторону всегда можно на что-то списать.

tucha      13/05/2013 [15:27:03]#18
Погосян далеко не винтик. Он просто очень хочет власти.

sim139      13/05/2013 [15:44:35]#19
Власти хотят большинство присутствующих, но не всем это позволено. Погосяну что-то позволено, пока есть на то высшая воля и соответствующие предписания.
Через свою голову он никогда прыгнуть не сможет.
Результаты деятельности в такой игре не особенно важны.
Он человек команды и не был замечен в негативных новостях. Поэтому за авиацию и Погосяна можно только радоваться.

tucha      14/05/2013 [08:29:33]#20
На кухню Погосяна ещё не заходила санэпидемстанция. Когда войдёт, шок будет по хлеще чем от деятельности Сердюкова. Сердюков покуралесил 3 года и страна в шоке. А Эту кухню не чистили 10-12 лет. А то, что Погосян человек команды это точно. Только он играет не за Россию !!! Но на Российские деньги.

sim139      14/05/2013 [18:32:37]#21
Если премьер РФ отказывается летать на российском самолете и вертолете, то за кого он играет в этом случае ?

tucha      15/05/2013 [08:58:32]#22
Премьер человек который читал лекции студентам. П масштабы П Р О И З В О Д С Т В А РОССИИ, и вообще специфику авиационной отрасли он понять не может. У него глаз не горит от нашей техники. Он в Кубинке полетал на Су-34, (найдите запись, посмотрите его глаза) без эмоций, и посмотрите когда ему Обама подарил 5й айфон, дядя засветился от радости. Власть есть, права есть, а как всем этим пользоваться он понятия не имеет. Поэтому и сидят рядом Мантуров, Дворкович, Шувалов.

sim139      15/05/2013 [10:12:08]#23
Ну если премьер не может понять специфику целой отрасли ( или не нужно понимать) , стоит ли там сидеть ?

tucha      15/05/2013 [11:46:08]#24
Моя бабушка говорила когда я по молодости возмущался, "внучек, ты переживай за свою бригаду, чтоб там порядок был, а за страну есть кому переживать." Конечно здорово когда БЫ, Премьер начал с разнорабочего, потом мастера, и тд. но пока имеем, что дали. Сам он не уйдёт, силы воли не хвати.

sim139      15/05/2013 [15:18:01]#25
И за что такая напасть

Весенняя Ласточка      15/05/2013 [16:28:00]#26
В общем, настало время разобраться и в финансовой стороне разработки, которую так упорно лоббирует президент ОАК М. Погосян.

Даёшь Суперджету - Супербюджет!

Нам не слабо!

Дримлайнер шапками закидаем!

(А про ОАК тётя Валя уже всё самое интересное малышам рассказала.)

ЮК      16/05/2013 [08:28:35]#27
А вот статья из той же газеты про Ту-334:

http://argumenti.ru/society/n3 ...

sim139      16/05/2013 [18:34:14]#28
Это все предсказуемо. Когда "бедные" россияне начинают жаловаться на дороговизну бензина в стране, ВВП "проводит воспитательную беседу" с нефтяными олигархами и цены, на какое-то время, начинают идти вниз.
Когда спрашивают ВВП, почему цена продажи электричества в Китай ниже, чем российским потребителям - те же самые правила игры.
"Берут" ТУ и SSJ по этой цене, ну и пусть берут.
Кого волнует тариф перевозчика и его уровень рентабельности ?
Кого интересует стоимость керосина ?
Все регулируется в ручном режиме и в интересах определенных олигархических груп.

tucha      20/05/2013 [08:49:17]#29
То есть можно ожидать регулировки Правительства в ручном режиме ? Каждый возьмёт ручку и напишет прошение об отставке ? Или один возьмёт ручку и подпишет решение об отставке всех ?

ЯковлевичЪ      20/05/2013 [09:09:13]#30
Или один возьмёт ручку и подпишет решение об отставке всех ?
20/05/2013 [08:49:17]


Давно сидим. (с)
И ждём.

ЯковлевичЪ      20/05/2013 [09:12:53]#31
Глава Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин назвал «минимальной» возможность назначения его премьером, подчеркнув, что у него есть противоречия с политическим руководством страны. Не готов экс-министр финансов «пока» заниматься и «прямой политической деятельностью».
http://news.rambler.ru/19132170/

ЮК      22/05/2013 [08:11:13]#32
Интересная статья про Боинг на Форбсе, перекликающаяся с тем, что пишут про "бюджет Суперджета":

http://www.forbes.com/sites/af ...

В пересказе на русский: каталожная цена Боинга 787 - 225 миллионов долларов. Себестоимось около 200 миллионов. Фактическая цена по которой их продают 116 миллионов, то есть скидка 48% от каталожной. Чтобы прекратить убыточность, надо снизить себестоимость примерно до 110 миллионов. Пока что убытки снижаются медленно, примерно с 5 до 4 миллиардов в год. Себестоимость снизилась примерно на два миллиарда, но с ростом производства запасы комплектующих и капитал вложенный в собираемые самолеты выросли почти на миллиард.

Чтобы снизить себестоимость в разумные сроки, ее надо снижать в полтора раза быстрее, чем она снижалась, когда в производстве осваивался Боинг-777.

В статье много еще чего интересного касательно экономических прикидок.














Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer