Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Superjet постоит за деньги


22 апреля 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Минэкономразвития предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки от эксплуатации SSJ-100. Объем субсидий может доходить до 1 млрд рублей в год, в 2013 году «Аэрофлот» и другие владельцы Sukhoi Superjet смогут рассчитывать на возврат около 10% стоимости лайнера. Абсурд, возмущены аналитики: инициатива противоречит принципам авиарынка и дает основания для юридических претензий со стороны других авиастроителей и перевозчиков.

Минэкономразвития предлагает субсидировать издержки авиаперевозчиков от эксплуатации SSJ-100, заявил замглавы ведомства Андрей Клепач на съезде авиапроизводителей России.

«По нашей оценке, и мы это обсуждали, нам уже на 2013—2014 годы понадобятся дополнительные средства, в том числе хотя бы для того, чтобы скомпенсировать те потери, которые несет «Аэрофлот» и другие авиаперевозчики»,

— сказал чиновник. «Может быть, нам нужно сделать отдельную субсидию авиапроизводителю для того, чтобы профинансировать те издержки, которые есть на опытном или первоначальном этапе использования новых российских самолетов авиаперевозчиками, — цитирует замминистра «Интерфакс». — Думаю, что мы в рамках этого бюджетного цикла (а это означает за 1—2 месяца) с Минпромторгом, корпорацией (Объединенной авиастроительной корпорацией. — «Газета.Ru»), с «Ильюшин Финанс» должны сформулировать конкретные предложения. Иначе опять все эти проблемы нас будут держать, фактически мешать самолетам встать на крыло и в дальнейшем».

Клепач уточнил, что на данный момент речь идет о компенсации издержек по эксплуатации Sukhoi SuperJet-100, а в перспективе субсидии могут распространиться на самолет МС-21. Объем возможных субсидий чиновник, ссылаясь на существующие оценки, определил в сумму до 1 млрд рублей в год.

Представитель Клепача не смог уточнить, кто именно может стать получателем таких субсидий — непосредственно авиакомпания-эксплуатант или авиапроизводитель. «Возможный механизм субсидий еще не проработан. Пока это идея только на уровне обсуждений», — пояснил он.

В парке российских авиаперевозчиков сейчас 12 самолетов SSJ-100 — десять у «Аэрофлота» и два у компании «Якутия». До конца 2013 года один SSJ-100 получит «Газпромавиа» и два самолета могут быть переданы авиакомпании «Московия» (контракт еще не подтвержден).

То есть возможная субсидия на каждый из 15 эксплуатируемых в 2013 году самолетов может доходить до 66 млн рублей ежегодно — это более $2 млн, или примерно 10% от стоимости SSJ-100.

Каталожная цена лайнера с января 2012 года — $35,4 млн в базовой версии и $36,2 млн в версии увеличенной дальности (такой самолет первой получит «Газпромавиа»). Но, судя по отчетности «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) по РСБУ за 2012 год, средняя цена проданных в 2012 году самолетов составила около $21,2 млн (годом ранее, когда началась поставка первых машин, их средняя цена составляла $18,3 млн). Средняя себестоимость производства SSJ-100 в 2012 году составила $28,8 млн (в 2011 году — $33,1 млн). Убыток от поставок SSJ снизился в сравнении с 2011 годом почти вдвое, но, пока серийное производство невелико, убыток фиксируется: в 2012 году он составил $7,6 млн на каждую машину.

Инициатива о новых субсидиях исходила не от ОАК, говорит источник в корпорации.

Издержки от эксплуатации SSJ-100 «Аэрофлот» до сих пор не раскрывал. У перевозчика есть множество претензий к качеству самолета: уровень исправности машины за первые полгода эксплуатации был почти вдвое ниже, чем в среднем по парку перевозчика, у компании были проблемы со своевременной поставкой запчастей и компонентов. В феврале 2013 года из-за сбоев в системе работы шасси и предкрылков SSJ-100 Росавиация на неделю приостанавливала эксплуатацию четырех самолетов «Аэрофлота». В марте 2013 года средний налет SSJ составил 129,35 часа (4,11 часа в сутки).

Оперативный комментарий «Аэрофлота» получить не удалось.

Оценить убытки от эксплуатации SSJ-100 «Аэрофлот» может, но проверить эти оценки и, главное, их обоснованность невозможно, считает замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский.

«Есть, например, недополученная прибыль от простоя самолета или от того, что он летел с неполной загрузкой, — рассуждает аналитик. — Но здесь могут быть вопросы к экономике самой компании: может, сам «Аэрофлот» использует машину экономически неэффективно. Даже в судах доказать недополученную прибыль крайне сложно». Есть и прямые убытки, продолжает Ходоровский, например, сколько потратила компания на ремонт, административные, лизинговые расходы, но и эти параметры спорны. «Насчитать можно все что угодно, но проверить такие расчеты крайне сложно», — говорит он.

«Авиапроизводителя субсидировать нельзя, это вне рамок ВТО, — напоминает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – Но по субсидированию услуг, в частности авиаперевозок, жестких ограничений по правилам ВТО нет, поэтому авиакомпании, осваивающие новый продукт и несущие из-за этого дополнительные издержки, могли бы рассчитывать на некую поддержку со стороны государства».

Но Синицкий предлагает детально проработать инициативу, прежде чем говорить о субсидиях.

«Может быть, все-таки стоит говорить о долгосрочных кредитах с минимальной процентной ставкой? — говорит эксперт. — То есть не просто дарить деньги авиакомпаниям, которые купили самолеты, а, например, если эксплуатируешь новые самолеты, отчитался о простоях, ремонтах и так далее — получи компенсацию со сроком возврата, например, 10 лет. Когда самолет начнет летать нормально и приносить прибыль, он эти деньги отработает. Тогда, наверное, был бы стимул и новую технику осваивать, и эффективность повышать».

Ходоровский уверен, что до отдельной строки в бюджете идея, предложенная Клепачом, не дойдет. Субсидии — это адресная дотация для пассажира, напоминает он. Сейчас российский бюджет субсидирует региональные авиаперевозки, стимулируя транспортную подвижность в социально значимом секторе экономики. «Кого будет субсидировать государство, компенсируя издержки эксплуатации SSJ-100? — удивлен аналитик. — Под видом поддержки авиапрома субсидии получит не пассажир на конкретном маршруте, а компания «Аэрофлот» в целом».

Он не может представить ситуацию, в которой Белый дом США выступил бы с инициативой компенсировать издержки компании United Air Lines за простой самолетов Boeing-787 Dreamliner. «Такие ситуации разрешаются в рамках рыночной процедуры, — говорит аналитик. — Перевозчик получает от производителя техническую поддержку, скидки на будущие заказы, штрафные выплаты и так далее. Если бы американский замминистра выступил с предложением покрыть убытки авиакомпаний от проблем с Boeing, Белый дом завалили бы исками».

Президент ОАК Михаил Погосян, комментируя журналистам на съезде инициативу с субсидиями, отметил, что «Аэрофлот», как стартовый заказчик, и так получил скидку, которая компенсирует издержки, связанные с вводом в эксплуатацию нового типа воздушного судна.



комментарии (3):

andrewsk      22/04/2013 [20:47:06]#1
Всё, что угодно - лишь бы деньги не шли в отечественные проекты ! ! !

grant      24/04/2013 [14:00:34]#2
А не проще ли производителю ещё один год провести доводку ВС на базе Жуковского и довести его до кондиции, а не испытывать терпение эксплуатантов и вытягивать субсидии.

Сашочек      24/04/2013 [17:48:07]#3
А не пора ли взглянуть на проблему с позиций, какая давно напрашивается?. А именно - получился ли сам проект таким каким он заявлялся:
- с параметрами лучше российских и мировых аналогов по весу, расходу топлива, экономичности в эксплуатации, технической готовности, безопасности и т.д.
- как чисто коммерческий (ну почти как чисто - всего 50 млн. долларов требовалось от государства),
- как должный появится в провозглашенные сроки, которыми компании (заказчики) должны были руководствоваться и строить свои планы,
- как семейство из самолетов на 60, 75, и 95 мест.

Не будем рассматривать остальные обещания ОАК, торженственно данные российскому руководству, авиационному сообществу и пассажирам перед получениям миллиардных средств из бюджета, посмотрим как выполнены эти.
Итак:

1. Ни один из заявленных параметров в созданном изделии не реализовван. Самолет перетяжелен и сравнялся по весу и расходу топлива даже с гораздо большим по функциональным возможностям самолетом - Ту-334. Техническая готовность разрекламированного первенца, созданного ОАК не выдерживает никакой критики - 10 процентов парка в авиакомпании Аэрофлот "дают" 40 процентов простоя. По этой причине ВСЕ первые поставленные в авиакомпании самолеты возвращаются ОАК! Невероятный случай в отечественной практике. ВСЕ (!) возвращаются...
2. Проект лишь на 25 процентов получился по инвестициям коммерческим - остальное прямые и завуалированные средства из госбюджета. А по возвратности средств - он абсолютно провальный. Ни одному инвестору средства не будут возвращены и неизвестно выйдет ли проект на операционную безубыточность.
3. Проект провалился по срокам реализации, несмотря на открытую ему "зеленную" улицу по всем направлениям. Даже ЦАГИ подыграло ему по срокам, но и это не спасло,
4 Где обещанное семейство Зин. Студентам первых курсов техникумов было известно, что взятый за базу 95-местный будет перетяжелен вовместимости на 60 мест - на 8 тонн в сухом весе (вот и вози их потом всю жизнь с собой), на 75-местном - на 5 тонн. А в обещанье дать семейство закрыли все остальные проекты.

Ну и, наконец, сейчас выясняется, что в год до миллиарда долларов нужно доплачивать авиакомпаниям за убытки от эксплуатации этого чуда ОАК. И сказал это не кто-нибудь, а МИНИСТР ГОСУДАРСТВА. Но ведь и эта мера может не помочь

Так сколько можно ОАКу возиться с этим "прорывным" во всех отношениях продуктом? Чем занят курирующий министр? Что думают более высокие начальники, их ведь так много...?













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAzLe
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/dlv/pogruzkiarazgruzka/, смотреть тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/materials/beton/mixer/, подробности здесь.
Услуги специалиста: https://youdo.com/auto/fuelsystem/cleaning/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer