Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпаниям будут платить миллиард в год за убытки от "Суперджета"


20 апреля 2013 года Ольга Божьева , Московский комсомолец


В Москве состоялся 1-й съезд авиапроизводителей. Безусловно, его организаторам хотелось бы придать этому мероприятию статус «съезда победителей», потому особо критически настроенных ораторов к трибуне постарались не допускать. Но цифры, прозвучавшие даже в выверено-сдержанных выступлениях, оптимизма относительно будущего российского авиапрома у присутствующих вызвать так и не смогли.

Чего, к примеру, стоило лишь одно выступление замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, который предложил покрывать издержки от эксплуатации нашего главного прорывного супер-проекта — самолета SSJ-100 – “за счет субсидий в сумме до 1 млрд руб. в год”.

- По нашей оценке, - сказал замминистра, - и мы это обсуждали, нам уже на 2013-2014 годы понадобятся дополнительные средства, в том числе хотя бы для того, чтобы скомпенсировать те потери, которые несет “Аэрофлот” и другие авиаперевозчики. Может быть, нам нужно сделать отдельную субсидию авиапроизводителю для того, чтобы профинансировать те издержки, которые есть на опытном или первоначальном этапе использования новых российских самолетов авиаперевозчиками. (Непонятно: почему субсидию за самолет, который не способен принести прибыль эксплуатанту, должен получать не сам эксплуатант, несущий финансовые потери, а тот, кто производит убыточный продукт? - Авт.)

Причем, по словам Андрея Клепача, если проблему субсидий не решить в ближайшее время, она «будет нас держать, фактически мешать самолетам встать на крыло и в дальнейшем”. Из чего можно понять, что и в дальнейшем российский авиапром рентабельных самолетов (не говоря уж о приносящих прибыль) выпускать не планирует. И Андрей Клепач фактически это признал, заявив журналистам, что «на данный момент речь идет о компенсации издержек по эксплуатации самолетов Sukhoi SuperJet-100”, но когда появятся первые самолеты MС-21, то компенсации коснуться и их тоже.

На съезде в целом было констатировано, что увеличение объемов бюджетного финансирования авиастроительной отрасли не привело к кардинальным изменениям в авиапроме, особенно в гражданском авиастроении: “Не выполнены запланированные объемы производства по самолетам Ил-96, Ту-204, Бе-200, Ан-148, отставание программы “Сухой Суперджет” от первоначальных планов - на три года”, - сказано в материалах съезда. Сегодня доля отечественной продукции в сегменте мирового рынка авиастроения в денежном выражении невелика. В частности, в авиационной отрасли в целом - 5,2%, в том числе в производстве гражданской авиационной продукции - 1,1%, военной авиационной продукции - 12,5%, в самолетостроении - 4,8%, в авиационном двигателестроении – 2% и лишь в вертолетостроении - 16,3%.

К 2025 году планируется увеличить долю российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%, при этом рост доли российских производителей гражданской авиационной продукции доложен увеличить до 3,6%, а долю российских производителей военной авиационной продукции сохранить на уровне 12%.

Хотя цифры относительно военной продукции, которые планируется «сохранить на уровне 12%” вызывают сомнение уже сегодня хотя бы потому, что на съезде были озвучены и весьма неутешительные факты, касаемые военного сегмента российского авиастроения.

Так, например, советник министра обороны РФ, экс-главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, заявил: “Затягиваются сроки модернизации самолетов Дальней авиации Ту-95МС, Ту-160М, Ту-22М3, что приводит к снижению боевого потенциала группировки Дальней авиации”. Это же, по словам экс-главкома, касается и сроков модернизации самолетов военно-транспортной авиации (ВТА), в частности Ил-76МД, самолетов-заправщиков Ил-78, а также тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", что приводит к ослаблению возможностей ВТА по перевозке войск и техники.

Член Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Михаил Каштан в своем выступлении вообще заявил, что «государственный оборонный заказ по размещению заданий на сервисное обслуживание авиационной техники в 2013 году сорван на 100%. Ни один контракт на сервисное обслуживание промышленностью в настоящее время не заключен”.

Он сообщил, что на недавнем заседании ВПК рассматривался вопрос организации сервисного обслуживания авиатехники Минобороны РФ силами авиационной промышленности. При этом, по его словам, обсуждение показало, “что данная программа еще не началась, поскольку четкого понимания: что такое сервисное обслуживание, какова ответственность промышленности и инженерной авиационной службы эксплуатирующих частей и подразделений ВВС, каким образом организовывать обслуживание авиационной техники на полигонах, на аэродромах среднего базирования и тем более в условиях боевых действий".

По словам Каштана, должна быть создана единая система сервисного обслуживания авиационной техники Минобороны РФ для условий мирного времени и в период боевых действий. "Такого понимания пока нет", - сказал член Военно-промышленной комиссии.

При этом, считает Каштан, «авиапромышленность сейчас должна сосредоточиться в первую очередь на разработке нового продукта. Только с новым продуктом мы можем говорить о перспективах развития авиационной промышленности. Иначе мы превратимся в сборочно-отверточное производство для предприятий “Эрбас” или “Агуста Вестланд”, хотя наши аналоги абсолютно не уступают их образцам”. Однако сегодня «мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения интереса заказчиков, в первую очередь Минобороны, к размещению заданий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ”. Предприятиям промышленности предлагается за свой счет выполнять НИОКР. “На наш взгляд, это - довольно порочная практика", - сказал Каштан.

Он отметил, что и так значительная доля самолетов и вертолетов были разработаны за счет собственных средств предприятий промышленности. В частности, это - самолеты Су-35, МиГ-35, вертолет Ми-35. Сейчас эта техника закупается Минобороны РФ серийно. В то же время возникает ряд проблем с испытаниями подобной техники и завершением опытно-конструкторских работ. И все потому, что «заказчик должен четко определить: что он хочет, чтобы потом, не меняя своего отношения к полученному продукту, получить его и принять на вооружение", - сказал представитель ВПК.

По его словам, сегодня в интересах ВВС России выполняется лишь две крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работы: по теме перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (самолет 5-го поколения), и по возобновлению производства военно-транспортного самолета Ил-76 в Ульяновске.

Наиболее успешными на съезде, особенно на фоне самолетостроителей, выглядели показатели холдинга «Вертолеты России». Сегодня он представляет собой вертикально интегрированную структуру, состоящую из пяти серийных заводов и двух конструкторских бюро, а также предприятий по производству основных агрегатов и конструкций и вертолетно-сервисной компании, обеспечивающей послепродажное обслуживание вертолетной техники как на территории РФ, так и за ее пределами.

С 2008 по 2013 год среднегодовой рост выручки «Вертолетов России» составил 34%, среднегодовой рост прибыли - 36%. Сегодня твердый портфель заказов холдинга составляет 817 вертолетов общей стоимостью 350 млрд руб. Объемы производства с 2003 года на его предприятиях выросли в четыре раза. И останавливаться на достигнутом, вертолетостроители, похоже, не собираются.

В своем выступлении на съезде гендиректор Дмитрий Петров сказал: «Мы планируем увеличить объемы выпуска вертолетов с 290 штук в 2012 году до 450 штук в 2020 году. Кроме того, предусматривается почти двукратное увеличение годовой выручки со 126 млрд руб. в 2012 году до 241 млрд руб. в 2020 году. Самое главное, мы планируем увеличить долю компании на мировом рынке с сегодняшних 14,5% до 18% в 2020 году».

Кстати, согласно госупрограмме РФ развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы, которая обсуждалась на съезде, общий бюджет российского авиастроения в этот период составит 1 трлн 705 млрд рублей. В том числе из средств федерального бюджета планируется направить в авиастроение 1 трлн 207 млрд рублей (плюс обязательства компаний по участию в инвестициях - 497 млрд рублей).

...Правда, те миллиарды, которые замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач предлагал выделять ежегодно, чтобы покрывать издержки авиаперевозчиков, вынужденных под давлением государства летать на наших новых супер-самолетах, в этих суммах, похоже, не предусмотрены.
 



комментарии (2):

Leonid27      30/04/2013 [20:25:38]#1
Специально для «желтого» МК и ОБожьевой!
Что опять крайнего нашли камни кидать?
Может у великолепного Б-787 Дримлайнера или великого А-380 нет проблем и простоев, да еще каких!? А известно ли вам, что лучший самолет мира А-320 создавали, а потом доводили более 10 лет (одну СКВ доводили более 2 лет)? Да, в эксплуатации у нашего SSJ-100 появляются вопросы, которых не смогли обнаружить в летных испытаниях. И каждая техническая задержка или отмена рейса при жестком графике работы в Аэрофлоте (4 рейса на каждый самолет в сутки) влечет за собой ответственность, в т.ч. финансовую, производителя – ГСС. Но доработки по итогам эксплуатации - это нормальная практика для всех самолетов мира. И наши машины одна за другой дорабатываются по сервисным бюллетеням. А вот в Якутске две наших машины работают лучше, чем многие другие самолеты. А начали работать в январе в самые морозы: до - 45 -53. И это - с базированием на улице! Работали более стабильно, чем Ан-140, Ан-148. DASH-8 Бомбардье вообще в морозы капризничал и скромно простаивал в сторонке. Якутские же Б-757 и Б-737 зимой вообще базировались во Внуково и в Краснодаре.
Авиация и Авиапром – вообще сферы затратные. Это не нефть качать. Но не поддержать их – значит быть не Державой, а «банановой» республикой. Боинг с Эйрбасом тоже постоянно спорят и судятся о превышении финансовых норм господдержки.
И вообще, чтобы писать про Авиапром, лучше бы вам, ОБожьева, съездить сначала в русский дальневосточный город Комсомольск, или восточносибирский Иркутск, повкалывать, поговорить с инженерами, работягами, оторваться, наконец, от сытой Москвы!
А контроль за государственными средствами, безусловно, должен быть.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      04/05/2013 [21:08:21]#2
2 Leonid27

Уважаемый сказочник!

По данным авиакомпании Якутия, среднемесячный налет маленьких турбовинтовых Ан-140 в авиакомпании составляет 200 часов в месяц на одно судно http://www.aex.ru/docs/3/2012/ ... . А магистральные Суперджеты за 2, 5 месяцев эксплуатации налетали всего 300 часов на двоих http://www.aex.ru/news/2013/4/ ... . Продолжайте повторять слово "халва" :)

Ну и прежде чем давать советы Божьевой, сами бы сначала повкалывали в Комсомольске за 11500 рублей в месяц, а потом бы другим рекомендовали. Сами-то, небось с голоду никогда не пухли, а других упрекаете в сытости. Да и негоже в этом упрекать жену летчика.














Материалы рубрики

Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России



Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer