Согласно постановлению правительства, ДОСААФ — это добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение, целью которого является содействие укреплению обороноспособности страны. В принятой классификации все самолеты ДОСААФ относятся к авиации общего назначения, так же как и частные самолеты, и должны использоваться для обучения курсантов, осуществления парашютных прыжков и спортивного пилотирования. Также средства и техника ДОСААФ могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Однако во время очередной реструктуризации ДОСААФ в постановлении правительства России № 973 от 28 ноября 2009 года появилась формулировка, гласящая, что организации ДОСААФ выполняют госзадачи, в числе которых и «выполнение иных видов авиационных работ».
Появление такой формулировки позволило начать использовать самолеты ДОСААФ для осуществления коммерческих полетов — перевозок пассажиров и грузов. Например, в декабре 2012 года «Почта России» объявила о том, что в Хабаровском крае для доставки почты используется зафрахтованый у ДОСААФ самолет L-410. И в планах расширение арендованного парка еще на девять машин. В принципе в том, что самолет, числящийся на балансе Минобороны и эксплуатантом которого является ДОСААФ, будет возить почту и другие грузы, ничего страшного нет. Но в АЭВТ увидели в этом вторжение в сферу собственных интересов и обратились в Минтранс.
Как рассказал «Известиям» президент АЭВТ Евгений Чибирев, факты выполнения авиационных работ самолетами и вертолетами ДОСААФ приобрели массовый характер, в то время как Воздушный кодекс РФ предусматривает выполнение этих работ исключительно воздушными судами гражданской авиации при условии соблюдения требований обязательной сертификации.
— Небольшим авиакомпаниям приходится часто сталкиваться с конкуренцией со стороны авиации ДОСААФ, — говорит Евгений Чибирев. — Поскольку организациям ДОСААФ никто не мешает заниматься бизнесом, нам в итоге пришлось обратить внимание Ространснадзора и Росавиации на такое положение дел.
По словам замглавы департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрея Шнырева, в Министерстве транспорта рассмотрели обращение АЭВТ и пришли к выводу, что использование самолетов ДОСААФ для коммерческих целей возможно только в том случае, если общество получат сертификат эксплуатанта гражданской авиации и лицензию на осуществление перевозок на общих условиях. В любом другом случае такая деятельность является нарушением существующего законодательства. Данная информация доведена министерством до подчиненных структур — Росавиации и Ространснадзора.
В Росавиации «Известиям» подтвердили, что авиации ДОСААФ не полагается заниматься коммерческими авиаработами.
— Воздушные суда ДОСААФ не имеют соответствующих сертификатов и лицензий на данные виды деятельности и не вправе осуществлять авиационные работы на возмездной основе, — говорит представитель ведомства. — Любое их использование в таком качестве противоречит Воздушному кодексу России.
В руководстве ДОСААФ России не смогли предоставить комментарий.