Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Льготы сажают российский авиапром


18 апреля 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Продление таможенных льгот на иностранную авиатехнику закроет российский внутренний рынок для Ан-148 и SSJ-100, под вопросом заказы на перспективные МС-21, предупреждают в авиапроме. За два с половиной года действия льгот рынок уже кардинально изменился: авиакомпаниям дешевле временно ввозить в страну иностранных конкурентов, чем покупать российские машины.

Таможенные льготы на ввоз иностранных самолетов нанесли «серьезный удар по внутрироссийским рыночным нишам всех продуктов российского производства», говорится в материалах к стартующим в четверг межведомственным консультациям по вопросу продления таможенных льгот.

Перевозчики получили право не уплачивать таможенную пошлину и НДС при ввозе самолетов иностранного производства в 2010 году. Речь идет прежде всего о режиме временного ввоза, когда право собственности на самолет остается за иностранным лицом (например, ввоз техники, взятой в лизинг). Минимальный срок полного освобождения от пошлин и НДС — 5 лет (платежи за ввозимую технику состоятся, но с отсрочкой; первые выплаты — в 2015 году).

Льгота распространяется на лайнеры, которые авиапром России не выпускает. Защитные меры в форме таможенной пошлины в 20% от стоимости самолета сохраняются за лайнерами вместимостью 51—110 кресел (в этом сегменте российская промышленность выпускает Ан-148 и SSJ-100) и 171—219 кресел (Ту-204 и будущий магистральный МС-21).

Мера, закрепленная решением комиссии Таможенного союза, позволила компаниям сдержать рост тарифов на авиаперевозки, восстановиться после кризисного 2008 года и начать интенсивное обновление парка, утверждают перевозчики. Но 31 декабря 2013 года срок действия решения истекает, и авиакомпании выступают за продление льгот до введения в полноценную коммерческую эксплуатацию МС-21.

Но и двух с половиной лет действия льгот хватило для того, чтобы «существенно трансформировать внутренний рынок», парируют авторы аналитического отчета.

В сегменте магистральных самолетов парк иностранных лайнеров сейчас более чем в три раза превышает парк лайнеров российского производства (503 самолета к 153). И, учитывая контракты, заключенные авиакомпаниями в последнее время, доля иностранной авиатехники будет только увеличиваться.

Перевозчики заказывают иностранные самолеты, ориентируясь на льготный режим: например, «ЮТэйр» в 2012 году начала реализацию сделки по восьми B767-200ER (самолеты принадлежат лизинговой BLF Ltd). Стандартная компоновка такого самолета – от 181 кресла. Но компания заказала лайнер на 170 пассажиров – это позволяет избежать уплаты таможенной пошлины и НДС. «Условия сделки – прецедент для российской авиации, когда широкофюзеляжный самолет ввозится в страну в размерности менее 200 пассажиров», — говорится в материалах.

С июля 2010 года по декабрь 2012 года в Россию был временно ввезен 271 иностранный самолет (53 широкофюзеляжных, 150 магистральных и 68 региональных). На неуплате пошлин и НДС по этим самолетам авиакомпании сэкономили $2 млрд, подсчитали эксперты. «В 2013 году продолжится массовое поступление иностранных самолетов в Россию, — говорится в отчете. – Известно о планируемых поставках 84 иностранных самолетов».

2013 год, как прогнозируют эксперты, станет первым, когда поставки новых магистральных самолетов превзойдут поставки лайнеров со вторичного рынка. Начнут реализовываться четыре крупных контракта: поставки А320 и В737NG для группы «Аэрофлот» и поставки А321 и В737-800 для «ЮТэйр». Все попадают под льготный режим ввоза самолетов.

Средний срок эксплуатации лайнеров – 15 лет. То есть необходимость их замены в парке ведущих российских авиаперевозчиков наступит не ранее 2028 года. В то же время заказы от российских авиакомпаний на будущий магистральный МС-21 – незначительны. Заказ на 50 таких самолетов есть только у «Аэрофлота» (через лизинговую «дочку» госкорпорации «Ростех») и на 10 – у «ИрАэро». Эти самолеты не предусмотрены в стратегиях развития ни компании «ЮТэйр», ни компании «Трансаэро» (в презентациях инвесторам от 2012 года говорится только о иностранных магистральных лайнерах; с тех пор информации о возможности закупок этими компаниями МС-21 не сообщалось). Еще один крупный заказчик МС-21 – лизинговая компания «Ильюшин Финанс» - предполагает реализовывать свои самолеты в первую очередь иностранным авиакомпаниям.

«Контракты на поставку данных моделей самолетов (МС-21-200 и МС-21-300. — «Газета.RU») ОАК готова заключать уже сегодня», — написал в Минэкономразвития замминистра промышленности Юрий Слюсарь, реагируя на предложения авиакомпаний о продлении таможенных пошлин.

«Но разработчикам лайнера еще нужно на практике доказать выполнение заявленных характеристик и преимуществ, а для начала построить самолет, провести все необходимые испытания и получить сертификат типа», — объясняет отсутствие большого количества российских заказчиков на МС-21 главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин.

Эксперт считает, что опасения по внутрироссийскому рынку для МС-21 преждевременны. «У ОАК и корпорации «Иркут» по объективным причинам пока нет такого кредита доверия со стороны потенциальных коммерческих эксплуатантов, как у Airbus и Boeing, — говорит он. – Вспомнить хотя бы SSJ-100: перевозчики долго «присматривались» к нему, а когда самолет на практике «залетал» в «Армавиа» и «Аэрофлоте», появились твердые контракты с «ЮТэйр» (24 машины), «Газпромавиа» (10), «Трансаэро» (6) и так далее».

В сегменте региональных лайнеров последствия таможенных льгот уже реальны, говорится в материалах, с которыми ознакомилась «Газета.Ru»: «Удар нанесен по потенциальной внутренней рыночной нише самолета Ан-148-100».

За время действия таможенных льгот ввезено 76 самолетов, приближенных по функционалу к Ан-148. Авторы аналитического отчета причисляют к ним 20 Boeing 737-500, 41 самолет CRJ-100/200 и 15 турбовинтовых ATR72. В 2013 году будет ввезено еще не менее 13-19 таких самолетов. «Потенциальная внутрироссийская клиентская база Ан-148-100 за короткое время кардинально сузилась до отдельных специфичных заказчиков», — пишут авторы отчета.

А почти принятое решение о таможенных льготах для иностранных турбовинтовых самолетов до 72 мест создаст возможность одновременного использования четырех видов льгот по этим лайнерам – таможенная пошлина и НДС, субсидии по постановлению правительства №1212 и механизмы поддержки экспорта со стороны Канады и ЕС. Это еще больше увеличит привлекательность западных машин.

Позиции SSJ-100 на внутреннем рынке пошатнул А319.

Каталожная цена 100-кресельного SSJ – $35 млн, нового А319 в размерности от 124 до 150 кресел (попадает под льготный режим) – $80 млн по каталогу. В реальности новый SSJ-100 можно купить сейчас за $24 млн, а А319 – за $34 млн. На вторичном рынке А319 реализуется по цене от $12,5 млн – такими машинами российские компании активно заменяют в своих парках самолеты B737-500.

Под таможенные льготы в перспективе может попасть и прямой конкурент SSJ-100 – бразильский ERJ-190.

В конце 2012 года авиастроительная компания Embraer получила российский сертификат типа на эту машину. В комплектации на 114 кресел самолет может ввозиться в Россию в льготном режиме. Его каталожная стоимость $46 млн, реальная цена на новый самолет – около $32 млн, а на вторичном рынке бразильский самолет можно купить за $20 млн.

«Продление льготного периода по таможенным пошлинам, по сути, закроет внутренний рынок для самолетов типа Ан-148 и SSJ-100 вне контрактов, заключенных с госзаказчиками или с коммерческими, но с использованием административного ресурса», — признает источник в авиапроме.

Авиакомпаниям автоматически становится дешевле брать в лизинг иностранные самолеты чуть большей вместимости, но без уплаты НДС и таможенных пошлин, чем покупать российские лайнеры, добавляет он. К тому же, напоминает источник, условия финансирования заказов западной техники намного более привлекательны, чем у российской техники.

«Когда мы механически пытаемся защитить несуществующий отечественный продукт, получаем обоснованное желание компаний проскочить в оставленные лазейки. Правда, итог часто бывает плачевным», — говорит замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский. Он напомнил об опыте лоукост-перевозчика «Авианова»: компания взяла в лизинг A320 в наиболее эффективном для лоукоста варианте – на 180 кресел, но к моменту ввоза машин были сняты пошлины на самолеты до 160 кресел. «Конкуренты оказались в более выгодных условиях, и «Авианове» пришлось физически снимать «лишние» 20 кресел, — рассказал Ходоровский. – В таможенных платежах авиакомпания выиграла, но лизинговые платежи по-прежнему платились за 180-местные самолеты. И где теперь «Авианова»?»

В Объединенной авиастроительной корпорации не комментируют перспективы продления таможенных льгот. В Минпромторге получить комментарий не удалось.



комментарии (3):

alexvaleri      20/04/2013 [10:13:12]#1
наконец-то определили виновника в неудачах российского гражданского авиастоения - таможенные льготы!
Смею предположить, что если таможенные барьеры увеличить в 5 раз, то это кардинально изменит российсое авиастроение?
Нескромный вопрос: лично ВЫ ездите на Лада-Калина или на "настоящем" авто?

Leonid27      30/04/2013 [21:02:30]#2
Кстати, уважаемый, alexvaleri, а ты знаешь, за сколько были проданы авиакомпаниям "Эйр Франс" и "Бритиш Эруэйз" самолеты Конкорд?! - К сведению, за 1 ранк и за 1 фунт стерлингов соответственно. А что Боинг с Эйрбасом тоже постоянно спорят и судятся о превышении финансовых норм государственной поддержки?
Авиация и Авиапром – вообще сферы затратные. Это не нефть качать. Но не поддержать их – значит быть не Державой, а «банановой» республикой. Поддерживать надо обязательно, но под строгим контролем и отчетностью за каждый израсходованный рубль. И создавать, новые самолеты, естественно, в сотрудничестве и кооперации с лучшими компаниями мира, учась у них и стараясь сохранить тот великий задел, который у нас еще остался. И по-возможности, развить его.

HZ66      30/04/2013 [23:10:51]#3
Leonid27 Господдержка господдержке рознь. Суперджет был разработан на госденьги, строится на госденьги и продается по большей части государству (контролируемым государством лизинговым компаниям). Как установлено расследованием ВТО за 17 лет! льготы по налогам и иные преференции от государства позволили сэкономить Боингу 5.3 ярда баксов. Никакого прямого финансирования. Ддя справки 5.3 ярда это примерно 6% годовой выручки Боинга.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer