«Масштаб задачи нейтрализации астероидной опасности потребует концентрации глобальных интеллектуальных ресурсов и научно-технических потенциалов России, США и других стран мира, — сообщает президенту Рогозин. — Такая программа сотрудничества будет способствовать укреплению доверия между странами и попутно создавать условия для выхода из ситуации противостояния по ПРО».
Для управления программой вице-премьер предлагает сформировать специализированную международную структуру под эгидой ООН — своеобразное «космическое МАГАТЭ».
«Проект спасения цивилизации от угроз из космоса» (именно так Рогозин называет свой замысел в письме на имя президента) имеет и свои минусы, среди которых вице-премьер отмечает «легализацию применения силы и вывода ударных средств в космическое пространство».
Дмитрий Рогозин увлекся идеей глобальной защиты Земли от космических угроз задолго до падения челябинского метеорита. Еще в начале 2011 года он, будучи представителем России при НАТО, обсуждал данный вопрос в совете Россия–НАТО и по результатам докладывал в Москву, что тема обороны Земли отторжения у партнеров не вызывает. После падения метеорита на Урале Рогозин поручил ряду органов исполнительной власти проработать сценарии угроз, связанных с возможными падениями метеоритов в обозримой перспективе.
Сразу после падения челябинского метеорита Рогозин направил письмо главе правительства Дмитрию Медведеву, в котором предложил создать международную антиастероидную систему планеты. Как писал Рогозин, есть два астероида, представляющих особенную опасность для Земли. Апофис (он же 2004МК4) в 2029 году может подойти к нашей планете ближе 35 тыс. км, а насколько он приблизится к Земле в 2036 году, пока неизвестно. Астероид 2011АС5 диаметром 140 м в 2040 году подойдет к Земле на расстояние 2 тыс. км. Чтобы защититься от космических катастроф, вице-премьер предлагал премьеру силами военно-промышленной комиссии при правительстве проработать предложения по созданию международной антиастероидной системы. Столь масштабная задача потребует концентрации глобальных ресурсов. По мнению Рогозина, она может быть решена только на основе объединения научно-технических потенциалов России, США и других ведущих стран мира.
Российские предприятия космической отрасли и прежде в инициативном порядке разрабатывали средства отражения угроз из космоса. В 2010 году Государственный ракетный центр имени Макеева представлял на научно-техническом совете Роскосмоса эскизный проект серии космических аппаратов «Капкан», комплектация которого должна зависеть от типа небесного тела, его характеристик, материала и орбиты. Тип воздействия «Капкана», по замыслу разработчиков, может быть разным: кинетическое воздействие, разрушение, лазер, изменение траектории в результате потери части массы. В НПО имени Лавочкина в прежние годы прорабатывались концепции космических аппаратов-разведчиков, которые способны отправляться к потенциально опасным астероидам, сближаться с ними, брать пробы грунта и устанавливать на них радиомаяки.
— Мы прорабатываем потенциальные возможности для создания систем предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности, — говорит первый заместитель руководителя Роскосмоса Олег Фролов. — Если будет дано соответствующее указание, мы сможем подготовить конкретные предложения к петербургскому саммиту. Проектов подобного рода предлагалось достаточно много, среди них есть весьма экзотичные. Однако нынешний уровень развития науки и техники таков, что реальных практических решений ни у нас, ни у наших партнеров в других странах сейчас нет.
По мнению Фролова, серьезное продвижение в создании систем отражения астероидно-кометной опасности возможно только в рамках широкой международной кооперации.
— Такой проект по масштабам сопоставим с пилотируемой миссией к другим планетам. Реализация его возможна только на международном уровне, — сказал он.
Главный редактор журнала National Geographic Russia Александр Грек полагает, что международное сообщество будет трудно убедить в актуальности многомиллиардных инвестиций в создание противоастероидной системы.
— Крупные небесные тела, несущие реальную угрозу жизни на Земле, уже не находятся в свободном полете — они либо с чем-то столкнулись, либо обрели свою орбиту. За все время исторических наблюдений от комет не погиб ни один человек. Угроза падения небесного тела на Землю носит во многом надуманный характер. Перед человечеством сейчас стоит много более актуальных задач, — считает Грек.