Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Погосян года


6 марта 2013 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в 2011 году покорил очередную вершину. Теперь среди монстров науки можно отыскать и академика РАН М. Погосяна. Сейчас ему (или его окружению?) показалось «маловато будет», и, по версии премии «Персона года», Михаила Аслановича сделали лауреатом в номинации «Руководитель года – 2012». Каким образом руководитель планово-убыточной ОАК, провалив обеспечение отечественной гражданской авиации новыми лайнерами, умудряется оставаться любимчиком властной вертикали – загадка. Предположить можно одно – хорошо говорит, красиво описывает перспективы и планы. На пресс-конференциях блестяще парирует любые удары, виртуозно обходит скользкие темы. И так всё последнее десятилетие – сплошь обещания. Когда дело доходит до анализа фактов, результатов деятельности, врубается мощный пропагандистский механизм ОАК.

Сначала было слово

На пресс-конференциях М. Пого­сян всегда выходит к журналистам с видом победителя. Когда уходит, кажется, что он уносит с собой что-то такое, совершенно секретное, невозможное для публичного обсуждения. Но знающие реальное положение дел в авиаотрасли морщатся – опять слова, опять обман. Так было и в минувший вторник в пресс-центре РБК. Пожалуйста, вот простейший пример – не ко времени, за день до очередного явления М. Погосяна на публику, стало известно, что основной зарубежный заказчик самолётов «Сухой Суперджет-100» – индонезийская авиакомпания Kartika Airlines приказала долго жить. Говоря официальным языком – прекратила операционную деятельность. Вот что по этому поводу заявил журналистам глава ОАК:

– Авиакомпания Kartika – компания, которая на момент подписания контракта имела планы развития. Эти планы опирались на поддержку Министерства транспорта Индонезии, представители которого вместе с нами участвовали в обсуждении этих контрактов. Надо сказать, что реализация этих планов пошла несколько не по тому сценарию, который планировался в момент подписания контракта. Действительно, механизмы реализации этих договорённостей, которые были подписаны, требовали уточнения со стороны и акционеров, и авиационных властей Индонезии. Мы изучаем возможности дальнейшей работы, но информация о том, что Kartika далека от реализации тех первоначально заявленных планов, у нас тоже есть, и это является предметом нашего анализа.

Постараюсь перевести эту абракадабру на русский язык. По версии Погосяна выходит, что твёрдый экспортный заказ на 30 (тридцать) Суперджетов, которым глава ОАК размахивал с 2010 года на каждом углу, как флагом, навернулся исключительно из-за вдруг растаявшей поддержки авиавластей Индонезии. Производитель «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) и соответственно ОАК ни при чём, стыдиться нечего.

А на самом деле? Липовый контракт на далеко не самый удачный самолёт, в котором российского труда кот наплакал, дело сделал. На все обвинения критиков – вот смотрите, у нас на Суперджет полно покупателей за рубежом. Почему контракт называю липовым? Да потому, что на момент подписания Kartika владела двумя престарелыми Boeing 737-200 и одним несвежим McDonnell Douglas MD-83. У нас авиакомпании с таким набором самолётов с лёгкой руки главы администрации президента России С.Б. Иванова называют «живопырками».

Печальный для Kartika исход просматривался ещё три года назад, налицо обычное мошенничество. Что подтверждает руководитель профильного интернет-портала AVIA.RU Network, эксперт Комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров: – Увы, то, что это живопырка, а контракт фиктивный, было понятно ещё в момент его подписания. И мы писали об этом ещё в 2010 году. Это ещё один блеф ГСС для раздувания портфеля заказов и пускания пыли в глаза правительству РФ с целью получения очередных кредитов в госбанке. Тогда нас никто не услышал. А теперь, когда очередной миллиард долларов получен, можно от Kartika избавляться.

Индонезийцев никто обвинять не будет, они скажут, что Погосян обещал им поставить самолёты так дёшево и на таких условиях, что было глупо отказываться. Где полуживая Kartika могла найти почти миллиард долларов на покупку лайнеров? Нигде. И таких липовых заказчиков прошло через «портфель заказов» ОАК – не счесть. Список же твёрдых заказчиков Суперджетов на самом деле выглядит так: «ВЭБ-лизинг»для Utair –24 лайнера; «ВЭБ-лизинг» для PT Sky Aviation (Индонезия) – 12; «ВЭБ-лизинг» для Lao Central Airlines (Лаос) – 2, 1 самолёт поставлен; «ВЭБ-лизинг» для Interjet (Мексика) – 20.

Так что основной покупатель Суперджета – «ВЭБ-лизинг». Входит в группу Внешэкономбанка. Он же и главный кредитор ГСС и соответственно ОАК. Полное наименование Внешэкономбанка – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

«Твёрдые» заказы были у ГСС и от венгерской авиакомпании Malev. Тоже не самый крутой авиаперевозчик Европы. Считается, что венгры отказались от тридцати Суперджетов из-за финансовых проблем. Но 49% акций венгерского перевозчика принадлежат российскому опять же Внешэкономбанку. Почему же не порадели родственной авиакомпании? Тут, видимо, сработал «стоп-кран» –  чтобы не доводить ситуацию до абсурда, «ВЭБ-лизинг» из государева кармана оплачивает самолёты, передаёт их за рубеж и сам себе начисляет платежи за эксплуатацию…

А за несколько часов до подписания номера в печать пришла фантастическая информация из Индонезии. Видимо, из Москвы разбудили и подняли с постели Кима Мулиа, генерального директора «нелетающей» и вчистую разорившейся Kartika Airlines, велели не умничать, не подводить российских партнёров. И Ким Мулиа не подвёл, заявил о «продолжении переговоров с «Гражданскими самолётами Сухого». Его это ни к чему не обязывает. А что случись – за странные игры президента ОАК и отца Суперджета опять платить государственному Внешэкономбанку. Видимо, М. Погосяну нужно было играть в покер, там умение блефовать особо в цене. И оставить в покое авиастроение.

Ту-334 – забить и забыть?

Массовая закупка иномарок за рубежом сегодня – это результат деятельности М. Погосяна в последнем десятилетии. Именно благодаря стараниям и блефу Михаила Аслановича, не без поддержки «подельников» из Минпромторга, все ресурсы самолётостроительной отрасли оказались брошены на Суперджет, оставив не у дел остальные проекты. На пресс-конференции М. Погосян был вынужден отвечать на очень болезненный для него вопрос про лайнер Ту-334. «Аргументы недели» писали, что и в 2013 году Федеральная служба охраны (ФСО) подтвердила, что именно Ту-334 подходит для Специального лётного отряда (СЛО), обслуживающего первых лиц государства. Вот его ответ:

– У нас нет на сегодня контракта с Управлением делами президента РФ на поставку самолётов Ту-334. Я знаю о потенциальном интересе. Думаю, что, по мере того как работа начнёт приобретать конкретные очертания и будет заказ, мы будем рассматривать возможность его удовлетворения. Я думаю, что при заказе в семь самолётов тяжело будет наладить серийное производство самолётов Ту-334 с высоким уровнем экономической эффективности.

Уже хорошо, что знает о потенциальном интересе. «АН» об этом интересе пишут регулярно – как соучредители фонда «Народный самолёт Ту-334-100» информацией владеем. Плохо, что Погосян давит на «экономическую эффективность». Он мастер объяснять власть имущим: всё, что сделано без его участия, – дрянь и отстой. От нас он попытался отделаться общими фразами:

– Можно создавать, конечно, и уникальные самолёты. Мы вместе с заказчиками проанализируем наиболее оптимальный сценарий удовлетворения тех требований, которые будут предъявлены к самолётам такого класса. Кроме того, существующие нормы по использованию самолётов для Управления делами президента РФ предусматривают не менее чем двухлетний опыт эксплуатации этих самолётов на гражданских авиалиниях. Я думаю, что здесь тоже будут вопросы, потому что пока реального спроса на самолёты Ту-334 от гражданских заказчиков нет и опыта двухлетней эксплуатации тоже нет. Комплексно мы рассмотрим этот вопрос заказчика и найдём решение.

М. Погосян включил классическую бюрократическую карусель – нет самолётов, нет эксплуатации, значит, не надо их строить. Слова, что отсутствует спрос со стороны гражданских заказчиков, – враньё. Есть и спрос, и готовность купить. С некоторыми из заинтересованных руководителей авиакомпаний знаком лично. Счёт идёт, без преувеличения, на сотни машин. А вот как навязывают отечественным авиаперевозчикам полуфабрикат под названием Суперджет, тоже известно. Включается административный ресурс: хочешь летать по выгодным маршрутам, покупать боинги и эрбасы, развиваться – подпишись на Суперджет. И подписываются. Несмотря на пример «Аэрофлота», где десяток Суперджетов стали кошмаром авиакомпании. Поломки, ремонты, отказы. И краснеть некому, есть полное ощущение, что самолёты созданы и создаются на условиях анонимности. Кто назовёт сейчас генерального конструктора Суперджета или МС-21? Так и хочется спросить словами незабвенного Аркадия Райкина: «Ребята! Кто сшил костюм? Я ничего не сделаю, я им просто в глаза хочу посмотреть».

Тем временем, по просочившейся в прессу информации, Погосян втягивает ОАК в очередную авантюру – на базе ещё несуществующего МС-21 строить широкофюзеляжный дальнемагистральный аэробус. А значит – новые финансовые реки. Трепещи, Внешэкономбанк… А нам дожить бы.



комментарии (2):

HR      07/03/2013 [08:54:50]#1
Это наверное за активное участие (в теплой компании "сообщников")в приобретении за бюджетные деньги 32 канадских CSeries.....

Аэродромный      07/03/2013 [18:32:26]#2
Погосяна - в президенты! А простой народ- строй воздушный флот!













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAYK8
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer