Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Погосян года


6 марта 2013 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в 2011 году покорил очередную вершину. Теперь среди монстров науки можно отыскать и академика РАН М. Погосяна. Сейчас ему (или его окружению?) показалось «маловато будет», и, по версии премии «Персона года», Михаила Аслановича сделали лауреатом в номинации «Руководитель года – 2012». Каким образом руководитель планово-убыточной ОАК, провалив обеспечение отечественной гражданской авиации новыми лайнерами, умудряется оставаться любимчиком властной вертикали – загадка. Предположить можно одно – хорошо говорит, красиво описывает перспективы и планы. На пресс-конференциях блестяще парирует любые удары, виртуозно обходит скользкие темы. И так всё последнее десятилетие – сплошь обещания. Когда дело доходит до анализа фактов, результатов деятельности, врубается мощный пропагандистский механизм ОАК.

Сначала было слово

На пресс-конференциях М. Пого­сян всегда выходит к журналистам с видом победителя. Когда уходит, кажется, что он уносит с собой что-то такое, совершенно секретное, невозможное для публичного обсуждения. Но знающие реальное положение дел в авиаотрасли морщатся – опять слова, опять обман. Так было и в минувший вторник в пресс-центре РБК. Пожалуйста, вот простейший пример – не ко времени, за день до очередного явления М. Погосяна на публику, стало известно, что основной зарубежный заказчик самолётов «Сухой Суперджет-100» – индонезийская авиакомпания Kartika Airlines приказала долго жить. Говоря официальным языком – прекратила операционную деятельность. Вот что по этому поводу заявил журналистам глава ОАК:

– Авиакомпания Kartika – компания, которая на момент подписания контракта имела планы развития. Эти планы опирались на поддержку Министерства транспорта Индонезии, представители которого вместе с нами участвовали в обсуждении этих контрактов. Надо сказать, что реализация этих планов пошла несколько не по тому сценарию, который планировался в момент подписания контракта. Действительно, механизмы реализации этих договорённостей, которые были подписаны, требовали уточнения со стороны и акционеров, и авиационных властей Индонезии. Мы изучаем возможности дальнейшей работы, но информация о том, что Kartika далека от реализации тех первоначально заявленных планов, у нас тоже есть, и это является предметом нашего анализа.

Постараюсь перевести эту абракадабру на русский язык. По версии Погосяна выходит, что твёрдый экспортный заказ на 30 (тридцать) Суперджетов, которым глава ОАК размахивал с 2010 года на каждом углу, как флагом, навернулся исключительно из-за вдруг растаявшей поддержки авиавластей Индонезии. Производитель «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) и соответственно ОАК ни при чём, стыдиться нечего.

А на самом деле? Липовый контракт на далеко не самый удачный самолёт, в котором российского труда кот наплакал, дело сделал. На все обвинения критиков – вот смотрите, у нас на Суперджет полно покупателей за рубежом. Почему контракт называю липовым? Да потому, что на момент подписания Kartika владела двумя престарелыми Boeing 737-200 и одним несвежим McDonnell Douglas MD-83. У нас авиакомпании с таким набором самолётов с лёгкой руки главы администрации президента России С.Б. Иванова называют «живопырками».

Печальный для Kartika исход просматривался ещё три года назад, налицо обычное мошенничество. Что подтверждает руководитель профильного интернет-портала AVIA.RU Network, эксперт Комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров: – Увы, то, что это живопырка, а контракт фиктивный, было понятно ещё в момент его подписания. И мы писали об этом ещё в 2010 году. Это ещё один блеф ГСС для раздувания портфеля заказов и пускания пыли в глаза правительству РФ с целью получения очередных кредитов в госбанке. Тогда нас никто не услышал. А теперь, когда очередной миллиард долларов получен, можно от Kartika избавляться.

Индонезийцев никто обвинять не будет, они скажут, что Погосян обещал им поставить самолёты так дёшево и на таких условиях, что было глупо отказываться. Где полуживая Kartika могла найти почти миллиард долларов на покупку лайнеров? Нигде. И таких липовых заказчиков прошло через «портфель заказов» ОАК – не счесть. Список же твёрдых заказчиков Суперджетов на самом деле выглядит так: «ВЭБ-лизинг»для Utair –24 лайнера; «ВЭБ-лизинг» для PT Sky Aviation (Индонезия) – 12; «ВЭБ-лизинг» для Lao Central Airlines (Лаос) – 2, 1 самолёт поставлен; «ВЭБ-лизинг» для Interjet (Мексика) – 20.

Так что основной покупатель Суперджета – «ВЭБ-лизинг». Входит в группу Внешэкономбанка. Он же и главный кредитор ГСС и соответственно ОАК. Полное наименование Внешэкономбанка – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

«Твёрдые» заказы были у ГСС и от венгерской авиакомпании Malev. Тоже не самый крутой авиаперевозчик Европы. Считается, что венгры отказались от тридцати Суперджетов из-за финансовых проблем. Но 49% акций венгерского перевозчика принадлежат российскому опять же Внешэкономбанку. Почему же не порадели родственной авиакомпании? Тут, видимо, сработал «стоп-кран» –  чтобы не доводить ситуацию до абсурда, «ВЭБ-лизинг» из государева кармана оплачивает самолёты, передаёт их за рубеж и сам себе начисляет платежи за эксплуатацию…

А за несколько часов до подписания номера в печать пришла фантастическая информация из Индонезии. Видимо, из Москвы разбудили и подняли с постели Кима Мулиа, генерального директора «нелетающей» и вчистую разорившейся Kartika Airlines, велели не умничать, не подводить российских партнёров. И Ким Мулиа не подвёл, заявил о «продолжении переговоров с «Гражданскими самолётами Сухого». Его это ни к чему не обязывает. А что случись – за странные игры президента ОАК и отца Суперджета опять платить государственному Внешэкономбанку. Видимо, М. Погосяну нужно было играть в покер, там умение блефовать особо в цене. И оставить в покое авиастроение.

Ту-334 – забить и забыть?

Массовая закупка иномарок за рубежом сегодня – это результат деятельности М. Погосяна в последнем десятилетии. Именно благодаря стараниям и блефу Михаила Аслановича, не без поддержки «подельников» из Минпромторга, все ресурсы самолётостроительной отрасли оказались брошены на Суперджет, оставив не у дел остальные проекты. На пресс-конференции М. Погосян был вынужден отвечать на очень болезненный для него вопрос про лайнер Ту-334. «Аргументы недели» писали, что и в 2013 году Федеральная служба охраны (ФСО) подтвердила, что именно Ту-334 подходит для Специального лётного отряда (СЛО), обслуживающего первых лиц государства. Вот его ответ:

– У нас нет на сегодня контракта с Управлением делами президента РФ на поставку самолётов Ту-334. Я знаю о потенциальном интересе. Думаю, что, по мере того как работа начнёт приобретать конкретные очертания и будет заказ, мы будем рассматривать возможность его удовлетворения. Я думаю, что при заказе в семь самолётов тяжело будет наладить серийное производство самолётов Ту-334 с высоким уровнем экономической эффективности.

Уже хорошо, что знает о потенциальном интересе. «АН» об этом интересе пишут регулярно – как соучредители фонда «Народный самолёт Ту-334-100» информацией владеем. Плохо, что Погосян давит на «экономическую эффективность». Он мастер объяснять власть имущим: всё, что сделано без его участия, – дрянь и отстой. От нас он попытался отделаться общими фразами:

– Можно создавать, конечно, и уникальные самолёты. Мы вместе с заказчиками проанализируем наиболее оптимальный сценарий удовлетворения тех требований, которые будут предъявлены к самолётам такого класса. Кроме того, существующие нормы по использованию самолётов для Управления делами президента РФ предусматривают не менее чем двухлетний опыт эксплуатации этих самолётов на гражданских авиалиниях. Я думаю, что здесь тоже будут вопросы, потому что пока реального спроса на самолёты Ту-334 от гражданских заказчиков нет и опыта двухлетней эксплуатации тоже нет. Комплексно мы рассмотрим этот вопрос заказчика и найдём решение.

М. Погосян включил классическую бюрократическую карусель – нет самолётов, нет эксплуатации, значит, не надо их строить. Слова, что отсутствует спрос со стороны гражданских заказчиков, – враньё. Есть и спрос, и готовность купить. С некоторыми из заинтересованных руководителей авиакомпаний знаком лично. Счёт идёт, без преувеличения, на сотни машин. А вот как навязывают отечественным авиаперевозчикам полуфабрикат под названием Суперджет, тоже известно. Включается административный ресурс: хочешь летать по выгодным маршрутам, покупать боинги и эрбасы, развиваться – подпишись на Суперджет. И подписываются. Несмотря на пример «Аэрофлота», где десяток Суперджетов стали кошмаром авиакомпании. Поломки, ремонты, отказы. И краснеть некому, есть полное ощущение, что самолёты созданы и создаются на условиях анонимности. Кто назовёт сейчас генерального конструктора Суперджета или МС-21? Так и хочется спросить словами незабвенного Аркадия Райкина: «Ребята! Кто сшил костюм? Я ничего не сделаю, я им просто в глаза хочу посмотреть».

Тем временем, по просочившейся в прессу информации, Погосян втягивает ОАК в очередную авантюру – на базе ещё несуществующего МС-21 строить широкофюзеляжный дальнемагистральный аэробус. А значит – новые финансовые реки. Трепещи, Внешэкономбанк… А нам дожить бы.



комментарии (2):

HR      07/03/2013 [08:54:50]#1
Это наверное за активное участие (в теплой компании "сообщников")в приобретении за бюджетные деньги 32 канадских CSeries.....

Аэродромный      07/03/2013 [18:32:26]#2
Погосяна - в президенты! А простой народ- строй воздушный флот!













Материалы рубрики

Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAYK8
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer