Как рассказал «Известиям» источник в ВВС, при выборе предэскизного проекта победила разработка КБ Туполева — самолет со схемой «летающее крыло», который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.
— Конкурс аванпроектов был объявлен в начале прошлого года, и кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор сделан в пользу радионезаметности, то есть туполевских эскизов, — сообщил «Известиям» высокопоставленный собеседник в Минобороны.
Примечательно, что еще две недели назад оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывал, что ПАК ДА должен быть гиперзвуковым. По его мнению, России нужен не аналог американского B-2, а самолет со скоростью более 5 Маха, то есть примерно 6 тыс. км/ч.
Однако планы вице-премьера нарушили законы физики. Источник в авиационной отрасли пояснил «Известиям», что для того, чтобы двигаться с гиперзвуковой скоростью, самолет должен быть идеальной аэродинамической формы, с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров — наоборот, угловатым. Благодаря особенностям конструкции излучение радаров систем ПВО отражается в сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал и самолет становится невидим для радаров.
— Можно сделать увеличенный Т-50, но такая конфигурация для машины в 120 т приведет к увеличению аэродинамического сопротивления и перерасходу топлива, а значит, к снижению дальности полета, — пояснил собеседник «Известий».
Кроме того, для полета на сверхзвуке двигатель должен получать много кислорода. Для этого воздухозаборник должен быть широкий и прямой. А самолету «стелс» нужен воздухозаборник S-образной формы, чтобы он мог закрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения. Воздух при движении по такому каналу становится разреженным.
Для обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского самолета-невидимки Б-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, Concorde и B-1.
По словам собеседника «Известий», военные согласились с доводами конструкторов о невозможности «и рыбку съесть, и в дамки влезть». Теперь КБ Туполева должно закончить работы по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА, а в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы (НИР). При этом серийное производство перспективных бомбардировщиков должно начаться в 2020 году.
Главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин пояснил «Известиям», что выбор дозвукового варианта бомбардировщика может быть во многом связан не столько с обеспечением малой радиолокационной заметности, сколько с большей экономичностью и возможной сверхбольшой дальностью полета этой машины.
— При выборе варианта проекта могло учитываться несколько факторов, которые зависят от поставленных перед этой машиной задач. Здесь и дальность полета, и грузоподъемность, и прочностные характеристики. Обеспечить малозаметность для радаров сегодня можно не только за счет особой формы, но и за счет радиопоглощающего покрытия, и за счет специальных электронных средств, создающих помехи, — пояснил Фомин.
По его словам, совсем незаметный для радаров самолет сделать невозможно. Но можно в разы уменьшить площадь эффективной отражающей поверхности, от которой и зависит величина засветки на экране радара.
— Если у некоторых истребителей четвертого поколения эта площадь составляет при определенном ракурсе 3 кв. м, то у американских истребителей пятого поколения — всего 0,3 кв. м, а у следующих поколений может снизиться до сотых долей квадратного метра. Одним лишь покрытием этого добиться невозможно, нужны серьезные изменения в конструкции, — пояснил Фомин.
Независимый военный эксперт по авиации Антон Лавров говорит, что на Западе уже отказались от концепции сверхзвуковых самолетов прорыва ПВО.
— Сейчас для прорыва важнее скрытность и дальность, чем скорость. У России нет надежных союзников и крупных зарубежных баз, поэтому нам очень важно иметь стратегическую авиацию, которая со своей территории поражает максимально удаленные цели, — заявил он «Известиям».
По мнению эксперта, для сухопутной России именно авиация, а не флот, должна быть «длинной рукой» для защиты своих интересов в разных точках земного шара.
Ожидается, что проект ПАК ДА обойдется в несколько триллионов рублей. При этом серийных машин для вооружения ВВС понадобится не более нескольких десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ), а на экспорт такие машины никто поставлять не будет.
При этом новый бомбардировщик планируется оснащать не только ракетами с ядерными боеголовками, но и высокоточными ракетами с неядерной боевой частью, а также корректируемыми и свободнопадающими бомбами.