Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром – "Цели не достигнуты"


28 марта 2013 года Аргументы Недели


В редакцию «Аргументов недели» попала весьма интересная и сравнительно свежая, от декабря 2012 года, информация – «О результатах проверки исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации». Есть и задокументированная реакция В. Путина по результатам этой самой проверки Контрольным управлением Президента РФ.

 

Наконец стало понятно, откуда «растут ноги» невероятной публичной активности главного действующего лица отечественного авиастроения – профильного министра промышленности и торговли Д. Мантурова. Цель – навести словесного тумана, наобещать с три короба, чтобы дезавуировать, заболтать неприглядный факт того, что деятельность министерства несовместима с возрождением авиапрома. Не Дм. Медведева, а его следует называть «повелителем времени». Точнее – будущего времени. Что ни заявление – построим, наладим, создадим. А на деле погром того, что осталось.
 
Говорить – не мешки ворочать
 
Обычно немногословный министр Мантуров теперь читает лекции студентам МАИ, раздаёт интервью. Вот и уважаемая «Комсомольская правда» предоставила ему свои страницы. Приведу, пусть простят коллеги, небольшой отрывок:
 
КП: Про то, что мы должны сами создавать новые технологии, мы слышим давно, а в реальности хоть что-то создано прорывное?
 
Мантуров: Если вы говорите про гражданские отрасли, то здесь действительно зачастую неэффективно пытаться изобретать велосипед. Выгоднее перенести технологии из-за границы и на их основе создавать конечную продукцию в стране. Но в ряде отраслей, например металлургия, у нас есть заводы, самые современные в мире. Ещё пример – применение композиционных материалов. Скажем, дороги с применением композитов надо ремонтировать раз в пять лет, а не ежегодно.
 
Про металлургические предприятия, отправляющие титановые заготовки в Европу и США, знаю. В основном они работают на западную аэрокосмическую индустрию. Главные клиенты – «Боинг» и «Эрбас». Потому они и самые современные. На наших авиастроителей наши металлурги благодаря «мантуровым» смотрят свысока – у российского авиапрома на фоне зарубежных контрактов объёмы микроскопические, а требования к «рецептуре» сплавов свои, особые. Да и про дороги «с применением композитов» министр пусть расскажет «глаза в глаза» водителям, калечащим машины на ухабах федеральных трасс. Например, трасса М-5 «Урал», в нескольких сотнях километров от столицы, представляет из себя раздолбанную узкую двухполосную дорогу совсем не федерального вида. Там на обочине, глядя на пробитое колесо, страшно ругался на польско-русском «диалекте» водитель фуры с варшавскими номерами. А рядом по той же причине клял власть и дорожников автомобилист из Самары. Вот такая пока мантуровская композиция.
 
Но самое главное в ответе министра – стойкое желание «не изобретать велосипед», а переносить технологии из-за границы. В итоге страна бежит сломя голову в ловушку «отвёрточной сборки». Для отвёртки нужны дешёвые рабочие руки, площади и энергоносители. Ни к чему наука, материаловедение, радиоэлектроника, нечем занять выпускников аэрокосмических вузов. Автопром тому пример – «форды», «тойоты», «рено», «фольксвагены», БМВ и даже пока не самые совершенные китайские машины как горячие пирожки выкатываются с конвейеров автосборочных предприятий на территории России. А наши марки постепенно сдают рынок. Может быть, приверженность Мантурова «отвёрточным технологиям» следует объяснить детством, проведённым за границей с родителем-дипломатом? От людей, близко знавших Дениса Валентиновича, слышал, что он даже думать привык на английском языке и с трудом привыкал к оборотам родной речи. Он истовый поклонник всего американского – от машин до образа жизни. Такой вот Дэнни Мантурофф.
 
Корреспондент бросил Мантурову спасательный круг, спросил о «главной нашей гордости» – Суперджете. Министр обиделся, тем более что прозвучало «недоделан», а денег потратили порядочно. И стал отбиваться, что, мол, на самом деле на Суперджет потрачено не 7, как пишут, а всего 1,7 млрд. долларов, и «последние 25 лет ни Россия, ни Советский Союз не разрабатывали такого рода современной техники».
 
Зачем министр соврал? Разрабатывали, даже на крыло ставили. Ту-334 совершил первый полёт в 1999 году, в 2001-м – самолёт для местных и региональных авиалиний Су-80. Сейчас эти машины, если бы не министр-американец и его предшественники, могли бы прекрасно обеспечивать региональные и местные авиаперевозки. Самолёт-амфибия Бе-200 с 1998 г. просится в серийное производство. И что? Построено всего девять машин, из них две опытные.
 
Но вопреки здравому смыслу в серийное производство десять лет назад назначили несуществующий тогда Суперджет. Злой умысел или чиновники-лопухи повелись на краснобайство нынешнего президента ОАК М. Погосяна с обещанием обеспечить международную кооперацию и внебюджетное финансирование? В итоге сегодня авиакомпании правдами и неправдами, как и раньше, закупают новые и потрёпанные иномарки, а Суперджет, подзадержавшись с выходом на авиатрассы лет на пять, собирает нелестные отзывы в профессиональной среде – то Росавиация приостанавливает эксплуатацию аэрофлотовских лайнеров, то от машины отказываются зарубежные покупатели. Но министр всё равно гордится:
 
– 40% – это наше участие в «Суперджете», 60% – зарубежные компании (по данным «АН», соотношение иное – 20% на 80%). Но это и планировалось с самого начала, так как проект рассчитан на мировой рынок. В настоящее время проводится репрайсинг, включая работу по замене импортных комплектующих на отечественные. В дальнейшем соотношение, безусловно, изменится.
 
Изменения обещает к 2015–2016 году. Дай-то бог. А дальше про далекоидущие планы завоевать мировой рынок с помощью ещё одной, пока не существующей машины – ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Послушать министра – у нас всё прекрасно. Но вот Контрольное управление Президента Российской Федерации почему-то так не считает.
 
Дела реальных пацанов (из материалов проверки)
 
15 октября 2001 г. Постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В ней были предусмотрены мероприятия по разработке, модернизации и производству 17 типов самолётов, 9 вертолётов, 18 двигателей. Финансирование составило 207,5 млрд. рублей. Кроме того, на развитие авиапрома в 2007–2012 гг. в виде взносов в уставный капитал, субсидий и т.д. было выделено ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» 247 млрд. рублей. 
 
И Контрольное управление подводит итог: «Практически при полном освоении выделенных средств определённые Программой цели не достигнуты»:
 
– Не обеспечено выполнение мероприятий по разработке современной конкурентоспособной авиационной техники. Не организовано серийное производство самолётов Ил-96-300, Ту-204/214, хотя из федерального бюджета было затрачено порядка 14 млрд. рублей на доведение их параметров до соответствия требованиям международных стандартов.
 
– Не обеспечен промышленный выпуск регионального самолёта Ту-334. Более того, в 2005 г. работы по данному проекту были исключены из Программы. Вместе с тем на разработку, изготовление опытного образца и сертификацию данного воздушного судна из федерального бюджета было израсходовано 6 млрд. рублей, а из внебюджетных источников – 10,7 млн. долларов США.
 
– Не начато производство новых типов вертолётов Ка-62 и Ми-38, которое было запланировано на 2008 и 2009 годы соответственно. На их разработку было израсходовано 7,4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 3,5 млрд. рублей.
 
– За период действия Программы финансовое положение авиастроительных предприятий, производящих самолёты для гражданской авиации, резко ухудшилось. Так, по итогам 2011 года у крупных производителей авиатехники – ЗАО «Авиастар-СП», ОАО Воронежское акционерное самолётостроительное общество», ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова» убытки составили 2,5 млрд. рублей, 1,5 млрд. рублей и 1,8 млрд. рублей соответственно.
 
– Основные фонды авиастроительных предприятий физически и морально устарели, неуклонно снижается численность кадрового состава и его профессионализм. На предприятиях практически не осуществляется серийное производство самолётов. Ежегодно на заводах выпускается порядка 5–8 самолётов, и только в 2009 году их было произведено 16. В этих условиях их стоимость превышает стоимость аналогичных зарубежных самолётов.
 
– Существенное влияние на конкурентоспособность отечественных самолётов оказывает отсутствие двигателей, соответствующих современным требованиям. Существующие и перспективные разработки привязываются к конкретной модели самолёта и не имеют взаимозаменяемых комплектующих. Так, двигатель SаМ-146, разработанный компанией SNEСМА (Франция) и НПО «Сатурн», производится исключительно для самолёта SSJ-100. При этом доля российских комплектующих в общем объёме материальных затрат составляет лишь 12%. Производство каждого такого двигателя приносит убытки в размере 40 млн. рублей.
 
– Двигатель ПД-14 разрабатывается ОАО «Пермский моторный завод» для самолёта МС-21. По оценке экспертов, этот двигатель находится примерно на одном уровне с перспективными проектами зарубежных турбореактивных двигателей нового поколения. Однако велика вероятность, что этот проект не будет прорывным.
 
Получается, «мантуровым» у нас позволительно угробить любую программу.


комментарии (1):

air-squirrel      28/03/2013 [07:10:02]#1
ну не достигнуты, а кто отвечать за это будет?! никто! снова...













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer