Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром – "Цели не достигнуты"


28 марта 2013 года Аргументы Недели


В редакцию «Аргументов недели» попала весьма интересная и сравнительно свежая, от декабря 2012 года, информация – «О результатах проверки исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации». Есть и задокументированная реакция В. Путина по результатам этой самой проверки Контрольным управлением Президента РФ.

 

Наконец стало понятно, откуда «растут ноги» невероятной публичной активности главного действующего лица отечественного авиастроения – профильного министра промышленности и торговли Д. Мантурова. Цель – навести словесного тумана, наобещать с три короба, чтобы дезавуировать, заболтать неприглядный факт того, что деятельность министерства несовместима с возрождением авиапрома. Не Дм. Медведева, а его следует называть «повелителем времени». Точнее – будущего времени. Что ни заявление – построим, наладим, создадим. А на деле погром того, что осталось.
 
Говорить – не мешки ворочать
 
Обычно немногословный министр Мантуров теперь читает лекции студентам МАИ, раздаёт интервью. Вот и уважаемая «Комсомольская правда» предоставила ему свои страницы. Приведу, пусть простят коллеги, небольшой отрывок:
 
КП: Про то, что мы должны сами создавать новые технологии, мы слышим давно, а в реальности хоть что-то создано прорывное?
 
Мантуров: Если вы говорите про гражданские отрасли, то здесь действительно зачастую неэффективно пытаться изобретать велосипед. Выгоднее перенести технологии из-за границы и на их основе создавать конечную продукцию в стране. Но в ряде отраслей, например металлургия, у нас есть заводы, самые современные в мире. Ещё пример – применение композиционных материалов. Скажем, дороги с применением композитов надо ремонтировать раз в пять лет, а не ежегодно.
 
Про металлургические предприятия, отправляющие титановые заготовки в Европу и США, знаю. В основном они работают на западную аэрокосмическую индустрию. Главные клиенты – «Боинг» и «Эрбас». Потому они и самые современные. На наших авиастроителей наши металлурги благодаря «мантуровым» смотрят свысока – у российского авиапрома на фоне зарубежных контрактов объёмы микроскопические, а требования к «рецептуре» сплавов свои, особые. Да и про дороги «с применением композитов» министр пусть расскажет «глаза в глаза» водителям, калечащим машины на ухабах федеральных трасс. Например, трасса М-5 «Урал», в нескольких сотнях километров от столицы, представляет из себя раздолбанную узкую двухполосную дорогу совсем не федерального вида. Там на обочине, глядя на пробитое колесо, страшно ругался на польско-русском «диалекте» водитель фуры с варшавскими номерами. А рядом по той же причине клял власть и дорожников автомобилист из Самары. Вот такая пока мантуровская композиция.
 
Но самое главное в ответе министра – стойкое желание «не изобретать велосипед», а переносить технологии из-за границы. В итоге страна бежит сломя голову в ловушку «отвёрточной сборки». Для отвёртки нужны дешёвые рабочие руки, площади и энергоносители. Ни к чему наука, материаловедение, радиоэлектроника, нечем занять выпускников аэрокосмических вузов. Автопром тому пример – «форды», «тойоты», «рено», «фольксвагены», БМВ и даже пока не самые совершенные китайские машины как горячие пирожки выкатываются с конвейеров автосборочных предприятий на территории России. А наши марки постепенно сдают рынок. Может быть, приверженность Мантурова «отвёрточным технологиям» следует объяснить детством, проведённым за границей с родителем-дипломатом? От людей, близко знавших Дениса Валентиновича, слышал, что он даже думать привык на английском языке и с трудом привыкал к оборотам родной речи. Он истовый поклонник всего американского – от машин до образа жизни. Такой вот Дэнни Мантурофф.
 
Корреспондент бросил Мантурову спасательный круг, спросил о «главной нашей гордости» – Суперджете. Министр обиделся, тем более что прозвучало «недоделан», а денег потратили порядочно. И стал отбиваться, что, мол, на самом деле на Суперджет потрачено не 7, как пишут, а всего 1,7 млрд. долларов, и «последние 25 лет ни Россия, ни Советский Союз не разрабатывали такого рода современной техники».
 
Зачем министр соврал? Разрабатывали, даже на крыло ставили. Ту-334 совершил первый полёт в 1999 году, в 2001-м – самолёт для местных и региональных авиалиний Су-80. Сейчас эти машины, если бы не министр-американец и его предшественники, могли бы прекрасно обеспечивать региональные и местные авиаперевозки. Самолёт-амфибия Бе-200 с 1998 г. просится в серийное производство. И что? Построено всего девять машин, из них две опытные.
 
Но вопреки здравому смыслу в серийное производство десять лет назад назначили несуществующий тогда Суперджет. Злой умысел или чиновники-лопухи повелись на краснобайство нынешнего президента ОАК М. Погосяна с обещанием обеспечить международную кооперацию и внебюджетное финансирование? В итоге сегодня авиакомпании правдами и неправдами, как и раньше, закупают новые и потрёпанные иномарки, а Суперджет, подзадержавшись с выходом на авиатрассы лет на пять, собирает нелестные отзывы в профессиональной среде – то Росавиация приостанавливает эксплуатацию аэрофлотовских лайнеров, то от машины отказываются зарубежные покупатели. Но министр всё равно гордится:
 
– 40% – это наше участие в «Суперджете», 60% – зарубежные компании (по данным «АН», соотношение иное – 20% на 80%). Но это и планировалось с самого начала, так как проект рассчитан на мировой рынок. В настоящее время проводится репрайсинг, включая работу по замене импортных комплектующих на отечественные. В дальнейшем соотношение, безусловно, изменится.
 
Изменения обещает к 2015–2016 году. Дай-то бог. А дальше про далекоидущие планы завоевать мировой рынок с помощью ещё одной, пока не существующей машины – ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Послушать министра – у нас всё прекрасно. Но вот Контрольное управление Президента Российской Федерации почему-то так не считает.
 
Дела реальных пацанов (из материалов проверки)
 
15 октября 2001 г. Постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В ней были предусмотрены мероприятия по разработке, модернизации и производству 17 типов самолётов, 9 вертолётов, 18 двигателей. Финансирование составило 207,5 млрд. рублей. Кроме того, на развитие авиапрома в 2007–2012 гг. в виде взносов в уставный капитал, субсидий и т.д. было выделено ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» 247 млрд. рублей. 
 
И Контрольное управление подводит итог: «Практически при полном освоении выделенных средств определённые Программой цели не достигнуты»:
 
– Не обеспечено выполнение мероприятий по разработке современной конкурентоспособной авиационной техники. Не организовано серийное производство самолётов Ил-96-300, Ту-204/214, хотя из федерального бюджета было затрачено порядка 14 млрд. рублей на доведение их параметров до соответствия требованиям международных стандартов.
 
– Не обеспечен промышленный выпуск регионального самолёта Ту-334. Более того, в 2005 г. работы по данному проекту были исключены из Программы. Вместе с тем на разработку, изготовление опытного образца и сертификацию данного воздушного судна из федерального бюджета было израсходовано 6 млрд. рублей, а из внебюджетных источников – 10,7 млн. долларов США.
 
– Не начато производство новых типов вертолётов Ка-62 и Ми-38, которое было запланировано на 2008 и 2009 годы соответственно. На их разработку было израсходовано 7,4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 3,5 млрд. рублей.
 
– За период действия Программы финансовое положение авиастроительных предприятий, производящих самолёты для гражданской авиации, резко ухудшилось. Так, по итогам 2011 года у крупных производителей авиатехники – ЗАО «Авиастар-СП», ОАО Воронежское акционерное самолётостроительное общество», ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова» убытки составили 2,5 млрд. рублей, 1,5 млрд. рублей и 1,8 млрд. рублей соответственно.
 
– Основные фонды авиастроительных предприятий физически и морально устарели, неуклонно снижается численность кадрового состава и его профессионализм. На предприятиях практически не осуществляется серийное производство самолётов. Ежегодно на заводах выпускается порядка 5–8 самолётов, и только в 2009 году их было произведено 16. В этих условиях их стоимость превышает стоимость аналогичных зарубежных самолётов.
 
– Существенное влияние на конкурентоспособность отечественных самолётов оказывает отсутствие двигателей, соответствующих современным требованиям. Существующие и перспективные разработки привязываются к конкретной модели самолёта и не имеют взаимозаменяемых комплектующих. Так, двигатель SаМ-146, разработанный компанией SNEСМА (Франция) и НПО «Сатурн», производится исключительно для самолёта SSJ-100. При этом доля российских комплектующих в общем объёме материальных затрат составляет лишь 12%. Производство каждого такого двигателя приносит убытки в размере 40 млн. рублей.
 
– Двигатель ПД-14 разрабатывается ОАО «Пермский моторный завод» для самолёта МС-21. По оценке экспертов, этот двигатель находится примерно на одном уровне с перспективными проектами зарубежных турбореактивных двигателей нового поколения. Однако велика вероятность, что этот проект не будет прорывным.
 
Получается, «мантуровым» у нас позволительно угробить любую программу.


комментарии (1):

air-squirrel      28/03/2013 [07:10:02]#1
ну не достигнуты, а кто отвечать за это будет?! никто! снова...













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer