О намерении штаб-квартиры ЦРУ передать Пентагону часть операций по использованию беспилотных летательных аппаратов, иначе называемых дронами, сообщил вчера телеканал CNN.
По его данным, новый директор ЦРУ Джон Бреннан, считающийся идеологом кампании по использованию дронов в борьбе с «Аль-Каидой» и связанными с ней террористическими группировками, ныне пришел к выводу о нецелесообразности дальнейшего расширения роли агентства в военных операциях. Более того, он решил провести поэтапную передачу ответственности за их ведение Пентагону.
В числе мотивов этого решения названо существование у военного ведомства утвержденных четких правил ведения боевых действий, в то время как роль ЦРУ в войне часто становится предметом общественных споров.
По утверждению СNN, ЦРУ намерено передать Пентагону обязанности по проведению дроновых операций, но не полностью и тем более оно не откажется от права участвовать в определении целей для нанесения ударов. Передача ответственности будет поэтапной, одним из первых в ведение Пентагона перейдет Йемен, а в ведении ЦРУ надолго останется Пакистан.
Как сообщают американские СМИ, обоснование необходимости вернуться в большей степени к традиционным задачам разведки дано в секретном докладе, подготовленном Консультативной комиссией по разведке при президенте США. Документ был составлен еще в конце прошлого года, однако его содержание только на днях просочилось в печать.
Судя по утечкам из доклада, теракты 11 сентября 2001 года привели к резкому повороту в работе американских разведслужб, прежде всего ЦРУ и Национального агентства безопасности. Если в Антитеррористическом центре разведки тогда работали 300 сотрудников, то в настоящее время их насчитывается два человека, то есть одна десятая ее состава, сообщает Washington Post. Разведка все больше вовлекалась в боевые операции, особенно по мере того, как она стала использовать дроны для выслеживания и уничтожения лидеров и участников террористических группировок.
В составе резидентур ЦРУ в Ираке и Афганистане, крупнейших в истории агентства, в укрепленных городках в Багдаде и Кабуле, а также на более мелких базах вне столиц работали тысячи оперработников, аналитиков и вспомогательных сотрудников. В итоге, по мнению председателя комиссии экс-сенатора Дэвида Борена, разведка в определенной степени стала вспомогательной частью военных операций. В то же время, по его мнению, это привело к недостаточному вниманию к такой важной стране, как Китай.
По мнению другого члена комиссии, бывшего конгрессмена Ли Гэмилтона, традиционная разведывательная деятельность явно пострадала, заметно ухудшилась подготовка разведывательных кадров, поскольку их опыт в основном касался операций по поддержке военных действий. Члены комиссии считают, что разведслужбам ныне надо вновь плотно заняться шпионажем.
По словам Борена, наибольший интерес представляют Китай и страны Ближнего Востока, затронутые арабской весной. «Потребность в улучшении разведки по Китаю не означает, что мы придем к обмену ударами с ним, но что же для нас важнее в дальней перспективе: Афганистан или Китай?»