Про разрушительную силу ботинок и неслитых шампуней мы слышим каждый раз, как только снимаем ремень и, практически, брюки, стоя в позе пленного фрица в рентгеновском стакане. Но ведь есть потрясающее по силе оружие — мобильный телефон! Когда он в вашей руке — страшнее оружия нет. Даже фаустпатрон в руках гитлерюгенда — пустяки по сравнению с мобилой.
Вам истерически кричат — выключите мобилу, иначе бортовые системы нашего самолета производства Airbus, Boeing, Lockheed Martin и даже «Ил» сейчас пойдут просто вразнос — и мы тут все умрем. Из-за вашего звонка бабушке, чтобы пекла пирожки к приезду. Вы позвонили с борта в неподходящее время, сигнал вашего мобильного сбил с толку бортовые системы, и ваш самолет... Ну, в общем, не скоро старушка будет опять печь прирожки. Потому что в кузнице не было гвоздя, короче. Если вы, конечно, учили литературу по старой программе, тогда поняли, о чем речь у Маршака. Поэтому стюардессы мечутся по салону и злобно выключают у всех мобильники. Потому что опасно это.
В атмосфере этой нескончаемой истерики очень сложно сосредоточиться и задать себе один простой вопрос: «Парни, если ваш самолет можно уронить простым звонком простого гребаного iPhone, у которого дальность сигнала крошечная, ровно как надо для сот, то, может быть, не стоило братьям Райт подниматься в воздух? Чего стоит ваша многомиллионная громада, над которой трудились лучшие инженеры Франции, Англии и Италии, если SMS «Лучше не возвращайся, подонок» может обрушить рейс прямо на головы жителей Домодедово?» Значит, где-то обман, ложь и шантаж.
Но может быть, это такие пассажирские самолеты нежные, что их можно уронить нажатием одной кнопки call? Да нет — тут целая эпопея творится с новым американским истребителем пятого поколения от Lockheed Martin — F-35 Lightning II. Его, между прочим, уже три года как вводят в строй, и вообще это должна была быть такая передовая машина. Про пятое поколение говорят по обе стороны Атлантики, и вот наконец одна из сторон все-таки его сделала.
Более того, пошли реализации заявок на покупку истребителя пятого поколения. И они оказались странными. Только Израиль не отказался от своих закупок, правда, присовокупив к деньгам требование, чтобы на его территории часть вооружения и деталей была заменена на аналогичные, но местного производства. А вот австралийцы отказались от покупки 100 машин, потому что со времени заключения договора о намерениях цена почему-то выросла в два раза и планируемая задержка поставок типа семь лет. За это время Австралия купит каких-нибудь F/A-18F Super Hornet. В феврале прошлого года уже министерство обороны США решило отказаться от подарка пятого поколения, а посмотрев на такое дело, и Италия решила сократить количество закупаемых самолетов на 41 штуку. Несмотря на то что Италия, кстати, внесла нехилые средства в дело развития истребителя F-35 Lightning II — €2,5 млрд.
А напихано в эту машину много чего — до сих пор англичане разрабатывают для него пилотский шлем, который позволит пилоту видеть сквозь самолет и управлять огнем глазами. Да, кстати, и две атомные бомбы на этот истребитель тоже будут поставляться. Так что машина — загляденье. Вот только становятся понятными причины, по которым все больше стран от самолета отказываются, хотя он еще в большую серию не поставлен. Просто оказалось, что машина мечты больше смахивает на машину-трабл и машину-катастрофу. Во-первых, выяснилось, что ее может сбить простая молния, которая обычно обитает в небе. Молния при попадании в топливный бак именно этой машины почему-то носит фатальный характер.
Секретный доклад отдела по испытаниям и оценке (DOT&E) минобороны США дает печальные факты об истребителе F-35 Lightning II. Все три версии самолета — для ВВС, палубный для ВМС и с вертикальным взлетом и посадкой для Корпуса морской пехоты — имеют конструктивные недостатки. Хуже всего дело обстоит с версией для морской пехоты: она наиболее сложна. У нее перегревается вентилятор вертикального полета и регулярно выходит из строя привод поворотного сопла двигателя. То есть машина может упасть и без нашего мобильного телефона. Не случайно про него начали писать «К бою не готов. Не готов даже к учениям». Почему так получилось? Может, военные специалисты уже не специалисты? Может, ушло поколение мастеровитых американских инженеров и трудяг, а на их место пришел молодняк, который уже не знает, как делать качественные вещи не в Китае.
А мы теперь такие сидим и думаем — а может, и вправду не стоит звонить по мобильнику на А300?