Роман Гусаров, эксперт Комитета Госдумы по транспорту, главный редактор спецпортала avia.ru.
Это кошмар! Согласен с мнением большинства наших лётчиков: ничего хорошего это решение отрасли не принесёт. Но давайте смотреть правде в глаза - без иностранных пилотов наша авиация потеряет возможность наращивать пассажиропоток. Только за 2 месяца этого года он вырос на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если мы сейчас не уступим место у штурвала пилотам-нероссиянам, то в будущем будем вынуждены отдавать иностранным компаниям российское небо «кусками» по 17-20% в год. Они, а не наши авиакомпании будут расти и наращивать поток, зарабатывать и вывозить деньги из страны.
Что касается причин сложившейся ситуации, то они известны: лихие 90-е. С развалом Советского Союза стремительно деградировала система образования лётчиков. Старела материально-техническая база училищ. Множество педагогов остались не у дел. Ещё в начале 2000-х, когда ситуация в экономике выправилась, авиакомпании поняли, что через несколько лет возникнет дефицит профессионалов, и на всех совещаниях эту тему поднимали. Но услышаны они не были. И сейчас они констатируют - точка невозврата пройдена. Опытных 35-40-летних лётчиков, способных быть командирами воздушного судна, категорически не хватает. Ежегодно прибывает только 500 новых кадров, при этом 700 списывается! Вот по 200 человек в год в течение 5 лет и хотят набирать.
Неправы те, кто считает, что к нам придут Равшаны и Джамшуты. В Таджикистане, Туркмении и в советское время летали русские и украинцы, и сейчас там за штурвалом они же. Так что пусть возвращаются, мы только рады будем. Опасность в другом: у европейцев, которые, возможно, сядут за штурвалы наших самолётов, другой не только язык (хотя английский наши очень подтянули!), у них совсем другой менталитет. А в небе нужно понимать друг друга на интуитивном уровне...