Минтранс внес изменения в распоряжение NИЛ-62-р от 5 мая 2012 года, которым была утверждена очередная редакция методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния российских авиаперевозчиков. Основное изменение затронуло пункт, в котором указываются выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния перевозчиков. Список характеристик групп по уровню риска потери текущей платежеспособности сократился до минимума. Кроме того, для компаний с высокими запасами финансовых резервов при отнесении их к группам риска не учитывается показатель долга.
Поводом для ужесточения методики в 2012 году стало банкротство в июле 2011 года авиакомпании "Континент". Тогда в аэропортах застряли 37 тыс. пассажиров, которых вывозили другие авиакомпании. Основным инициатором смягчения критериев стала вторая в России авиакомпания "Трансаэро", которая попала в самую плохую, четвертую группу риска. В конце октября 2012 года гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова направила письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ"), представив предложения по изменению методики оценки финансового состояния авиакомпаний, разработанные агентством "Эксперт РА" по заказу перевозчика.
В "Трансаэро" ситуацию не комментируют. Руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов "Эксперт РА" Павел Митрофанов пояснил "Ъ", что в действующей редакции распоряжения есть ряд моментов, ограничивающих возможность эффективного применения методики. Так, в ней содержится широкий перечень параметров оценки финансового состояния, но содержательные выводы по отнесению авиакомпаний к группам надежности делаются на основании всего двух коэффициентов. На это обратила внимание и авиакомпания "Уральские авиалинии" в письме главе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву. Суть предложений "Эксперт РА" заключалась во включении всех основных параметров финансового состояния в расчет показателя, который определяет отнесение перевозчика к той или иной группе риска. Агентство "Эксперт РА" проанализировало отчетность крупнейших российских авиакомпаний в соответствии с предлагаемым подходом к оценке финансового состояния, и в результате все перевозчики оказались в двух первых группах.
Минтранс предложений "Трансаэро" пока так и не принял, но внесенные в критерии изменения, по данным источников "Ъ", позволят авиакомпании переместиться из четвертой во вторую или хотя бы третью (но точно не первую) группу риска. Кому еще удастся улучшить положение по итогам изменений, собеседники "Ъ" не говорят, а Минтранс рейтинг не публикует.
Директор НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации, профессор МГТУ ГА Александр Фридлянд поясняет, что результаты оценки финансово-экономического состояния перевозчиков не влекут прямых "административных репрессий", а являются поводом для углубленной проверки соблюдения сертификационных требований по обеспечению безопасности полетов. По его мнению, компании, испытывающие финансовые затруднения, могут вести более рискованную политику в области финансирования мер обеспечения безопасности полетов и поэтому требуют повышенного внимания со стороны надзорных органов. Источники "Ъ" уточняют, что группа риска может играть роль при решении вопроса о внесении в сертификат эксплуатанта авиакомпании нового типа самолетов. Ольга Плешакова, говорят знакомые с ее позицией собеседники "Ъ", стремясь изменить методику, в первую очередь опасалась репутационного вреда для "Трансаэро" из-за отнесения авиакомпании к группе самого высокого риска.
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что смягчение или размывание методики может сослужить недобрую службу российской гражданской авиации, поскольку маскируются истинные проблемы и оттягивается их решение. Чем четче авиационные власти и участники рынка будут представлять финансовое состояние авиакомпаний, полагает эксперт, тем меньше рисков и вероятности повторения банкротств.