Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаторам пересчитают риски


15 марта 2013 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Минтранс смягчил критерии оценки финансового состояния российских авиакомпаний. Теперь, например для перевозчиков с высокими запасами финансовых резервов при отнесении их к той или иной группе риска, не учитывается показатель уровня долга. В первую очередь критерии изменены под давлением второй в России авиакомпании "Трансаэро", которая находится в самой плохой группе риска, а теперь может улучшить свое положение. Для перевозчиков группа риска имеет в основном репутационное значение и мало сказывается на текущей работе, но в свете происшедших в последние годы на рынке банкротств эксперты предостерегают Минтранс от размывания критериев.

 

Минтранс внес изменения в распоряжение NИЛ-62-р от 5 мая 2012 года, которым была утверждена очередная редакция методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния российских авиаперевозчиков. Основное изменение затронуло пункт, в котором указываются выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния перевозчиков. Список характеристик групп по уровню риска потери текущей платежеспособности сократился до минимума. Кроме того, для компаний с высокими запасами финансовых резервов при отнесении их к группам риска не учитывается показатель долга. 
 
Поводом для ужесточения методики в 2012 году стало банкротство в июле 2011 года авиакомпании "Континент". Тогда в аэропортах застряли 37 тыс. пассажиров, которых вывозили другие авиакомпании. Основным инициатором смягчения критериев стала вторая в России авиакомпания "Трансаэро", которая попала в самую плохую, четвертую группу риска. В конце октября 2012 года гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова направила письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ"), представив предложения по изменению методики оценки финансового состояния авиакомпаний, разработанные агентством "Эксперт РА" по заказу перевозчика. 
 
В "Трансаэро" ситуацию не комментируют. Руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов "Эксперт РА" Павел Митрофанов пояснил "Ъ", что в действующей редакции распоряжения есть ряд моментов, ограничивающих возможность эффективного применения методики. Так, в ней содержится широкий перечень параметров оценки финансового состояния, но содержательные выводы по отнесению авиакомпаний к группам надежности делаются на основании всего двух коэффициентов. На это обратила внимание и авиакомпания "Уральские авиалинии" в письме главе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву. Суть предложений "Эксперт РА" заключалась во включении всех основных параметров финансового состояния в расчет показателя, который определяет отнесение перевозчика к той или иной группе риска. Агентство "Эксперт РА" проанализировало отчетность крупнейших российских авиакомпаний в соответствии с предлагаемым подходом к оценке финансового состояния, и в результате все перевозчики оказались в двух первых группах. 
 
Минтранс предложений "Трансаэро" пока так и не принял, но внесенные в критерии изменения, по данным источников "Ъ", позволят авиакомпании переместиться из четвертой во вторую или хотя бы третью (но точно не первую) группу риска. Кому еще удастся улучшить положение по итогам изменений, собеседники "Ъ" не говорят, а Минтранс рейтинг не публикует. 
 
Директор НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации, профессор МГТУ ГА Александр Фридлянд поясняет, что результаты оценки финансово-экономического состояния перевозчиков не влекут прямых "административных репрессий", а являются поводом для углубленной проверки соблюдения сертификационных требований по обеспечению безопасности полетов. По его мнению, компании, испытывающие финансовые затруднения, могут вести более рискованную политику в области финансирования мер обеспечения безопасности полетов и поэтому требуют повышенного внимания со стороны надзорных органов. Источники "Ъ" уточняют, что группа риска может играть роль при решении вопроса о внесении в сертификат эксплуатанта авиакомпании нового типа самолетов. Ольга Плешакова, говорят знакомые с ее позицией собеседники "Ъ", стремясь изменить методику, в первую очередь опасалась репутационного вреда для "Трансаэро" из-за отнесения авиакомпании к группе самого высокого риска. 
 
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что смягчение или размывание методики может сослужить недобрую службу российской гражданской авиации, поскольку маскируются истинные проблемы и оттягивается их решение. Чем четче авиационные власти и участники рынка будут представлять финансовое состояние авиакомпаний, полагает эксперт, тем меньше рисков и вероятности повторения банкротств.


комментарии (2):

Aviation EXplorer      15/03/2013 [14:22:31]#1
Комментарий Директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации, профессора Александра Фридлянда к статье в газете «Коммерсант» от 15 марта 2013 года «Авиаторам пересчитают риски».


Ряд выводов статьи «Ъ» неточен либо прямо неверен. Нормотворческая деятельность на воздушном транспорте – прерогатива Минтранса, который ведет мониторинг применения нормативно-методических документов и при необходимости их совершенствует. В 2010 году Минтрансом была разработана, серьезно апробирована и утверждена первая редакция Методики оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов. С учетом банкротства в 2011 году авиакомпании «Континент», которое оказалось неожиданным для сертифицирующих и надзорных органов, в методику были внесены дополнительные ужесточающие условия, применимость которых к крупным, располагающим высокими текущими финансовыми резервами авиакомпаниям, в дальнейшем оказалась дискуссионной. А именно такие компании и доминируют сейчас на авиатранспортном рынке: финансовые результаты российских авиакомпаний, в особенности крупнейших, в 2012 году оказались значительно успешнее, чем в 2011 году, и, как это следует из анализа промежуточных (за 6 и за 9 месяцев 2012 года) результатов, отрасль и, соответственно, ее крупнейшие игроки, очевидно завершили этот год с прибылью. Поэтому Минтранс принял решение и внес в Методику определенные небольшие корректировки, позволяющие более объективно учитывать финансовые показатели крупных авиакомпаний, располагающих значительными текущими финансовыми резервами.

Вообще-то это обычная рутинная корректировка регулятором применяемой нормативно-методической базы, совершенствование которой и является его основной задачей. Но важно при этом понимать, что Методика – это внутренний рабочий документ Минтранса, который позволяет сотрудникам Росавиации с использованием простейших инструментов получить предварительную информацию о риске возможного ухудшения финансового состояния перевозчиков. На основании этого могут быть проведены более детальные исследования как самого состояния авиаперевозчика, так и возможного влияния на обеспечение производственной деятельности. Никаких прямых ограничительных мер Методика не предусматривает и не может предусматривать.

Поэтому ни Росавиация, ни эксперты, исследующие финансово-экономическое состояние авиакомпаний, как правило, не обнародуют результаты оценки риска потери платежеспособности авиакомпаний, чтобы не оказывать внерыночного положительного или отрицательного влияния на репутацию, имидж авиакомпании. Однако, т.к. в статье ... было указано отнесение авиакомпании «Трансаэро» к конкретной группе риска, нельзя для восстановления справедливости не указать, что мнение журналиста о том, что авиакомпания относится ко второй или третьей группе риска, ошибочно и, по данным последней располагаемой отчетности она по-прежнему находится в первой группе – группе компаний, располагающих необходимыми финансовыми возможностями для стабильного обеспечения производственной деятельности.

Aviation EXplorer      17/03/2013 [17:48:52]#2
Глава Infomost Борис Рыбак

Методика расчета характеристик основных финансово-экономических показателей оценки достаточности финансовых ресурсов эксплуатантов, действовавшая в 2012 году не учитывала целый ряд важных показателей.

Корректировка методики в мае 2012 года не была согласована с экспертами.

По мнению регулятора, основной ее недостаток состоит в том, что методика перестала объективно отражать финансовое состояние авиакомпаний.

В настоящее время в методику внесены предложения ряда авиакомпаний и экспертов. В результате она должна стать гораздо более объективной и отражать истинное состояние авиакомпаний.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1qKB
Юду: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer