Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаторам пересчитают риски


15 марта 2013 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Минтранс смягчил критерии оценки финансового состояния российских авиакомпаний. Теперь, например для перевозчиков с высокими запасами финансовых резервов при отнесении их к той или иной группе риска, не учитывается показатель уровня долга. В первую очередь критерии изменены под давлением второй в России авиакомпании "Трансаэро", которая находится в самой плохой группе риска, а теперь может улучшить свое положение. Для перевозчиков группа риска имеет в основном репутационное значение и мало сказывается на текущей работе, но в свете происшедших в последние годы на рынке банкротств эксперты предостерегают Минтранс от размывания критериев.

 

Минтранс внес изменения в распоряжение NИЛ-62-р от 5 мая 2012 года, которым была утверждена очередная редакция методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния российских авиаперевозчиков. Основное изменение затронуло пункт, в котором указываются выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния перевозчиков. Список характеристик групп по уровню риска потери текущей платежеспособности сократился до минимума. Кроме того, для компаний с высокими запасами финансовых резервов при отнесении их к группам риска не учитывается показатель долга. 
 
Поводом для ужесточения методики в 2012 году стало банкротство в июле 2011 года авиакомпании "Континент". Тогда в аэропортах застряли 37 тыс. пассажиров, которых вывозили другие авиакомпании. Основным инициатором смягчения критериев стала вторая в России авиакомпания "Трансаэро", которая попала в самую плохую, четвертую группу риска. В конце октября 2012 года гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова направила письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ"), представив предложения по изменению методики оценки финансового состояния авиакомпаний, разработанные агентством "Эксперт РА" по заказу перевозчика. 
 
В "Трансаэро" ситуацию не комментируют. Руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов "Эксперт РА" Павел Митрофанов пояснил "Ъ", что в действующей редакции распоряжения есть ряд моментов, ограничивающих возможность эффективного применения методики. Так, в ней содержится широкий перечень параметров оценки финансового состояния, но содержательные выводы по отнесению авиакомпаний к группам надежности делаются на основании всего двух коэффициентов. На это обратила внимание и авиакомпания "Уральские авиалинии" в письме главе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву. Суть предложений "Эксперт РА" заключалась во включении всех основных параметров финансового состояния в расчет показателя, который определяет отнесение перевозчика к той или иной группе риска. Агентство "Эксперт РА" проанализировало отчетность крупнейших российских авиакомпаний в соответствии с предлагаемым подходом к оценке финансового состояния, и в результате все перевозчики оказались в двух первых группах. 
 
Минтранс предложений "Трансаэро" пока так и не принял, но внесенные в критерии изменения, по данным источников "Ъ", позволят авиакомпании переместиться из четвертой во вторую или хотя бы третью (но точно не первую) группу риска. Кому еще удастся улучшить положение по итогам изменений, собеседники "Ъ" не говорят, а Минтранс рейтинг не публикует. 
 
Директор НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации, профессор МГТУ ГА Александр Фридлянд поясняет, что результаты оценки финансово-экономического состояния перевозчиков не влекут прямых "административных репрессий", а являются поводом для углубленной проверки соблюдения сертификационных требований по обеспечению безопасности полетов. По его мнению, компании, испытывающие финансовые затруднения, могут вести более рискованную политику в области финансирования мер обеспечения безопасности полетов и поэтому требуют повышенного внимания со стороны надзорных органов. Источники "Ъ" уточняют, что группа риска может играть роль при решении вопроса о внесении в сертификат эксплуатанта авиакомпании нового типа самолетов. Ольга Плешакова, говорят знакомые с ее позицией собеседники "Ъ", стремясь изменить методику, в первую очередь опасалась репутационного вреда для "Трансаэро" из-за отнесения авиакомпании к группе самого высокого риска. 
 
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что смягчение или размывание методики может сослужить недобрую службу российской гражданской авиации, поскольку маскируются истинные проблемы и оттягивается их решение. Чем четче авиационные власти и участники рынка будут представлять финансовое состояние авиакомпаний, полагает эксперт, тем меньше рисков и вероятности повторения банкротств.


комментарии (2):

Aviation EXplorer      15/03/2013 [14:22:31]#1
Комментарий Директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации, профессора Александра Фридлянда к статье в газете «Коммерсант» от 15 марта 2013 года «Авиаторам пересчитают риски».


Ряд выводов статьи «Ъ» неточен либо прямо неверен. Нормотворческая деятельность на воздушном транспорте – прерогатива Минтранса, который ведет мониторинг применения нормативно-методических документов и при необходимости их совершенствует. В 2010 году Минтрансом была разработана, серьезно апробирована и утверждена первая редакция Методики оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов. С учетом банкротства в 2011 году авиакомпании «Континент», которое оказалось неожиданным для сертифицирующих и надзорных органов, в методику были внесены дополнительные ужесточающие условия, применимость которых к крупным, располагающим высокими текущими финансовыми резервами авиакомпаниям, в дальнейшем оказалась дискуссионной. А именно такие компании и доминируют сейчас на авиатранспортном рынке: финансовые результаты российских авиакомпаний, в особенности крупнейших, в 2012 году оказались значительно успешнее, чем в 2011 году, и, как это следует из анализа промежуточных (за 6 и за 9 месяцев 2012 года) результатов, отрасль и, соответственно, ее крупнейшие игроки, очевидно завершили этот год с прибылью. Поэтому Минтранс принял решение и внес в Методику определенные небольшие корректировки, позволяющие более объективно учитывать финансовые показатели крупных авиакомпаний, располагающих значительными текущими финансовыми резервами.

Вообще-то это обычная рутинная корректировка регулятором применяемой нормативно-методической базы, совершенствование которой и является его основной задачей. Но важно при этом понимать, что Методика – это внутренний рабочий документ Минтранса, который позволяет сотрудникам Росавиации с использованием простейших инструментов получить предварительную информацию о риске возможного ухудшения финансового состояния перевозчиков. На основании этого могут быть проведены более детальные исследования как самого состояния авиаперевозчика, так и возможного влияния на обеспечение производственной деятельности. Никаких прямых ограничительных мер Методика не предусматривает и не может предусматривать.

Поэтому ни Росавиация, ни эксперты, исследующие финансово-экономическое состояние авиакомпаний, как правило, не обнародуют результаты оценки риска потери платежеспособности авиакомпаний, чтобы не оказывать внерыночного положительного или отрицательного влияния на репутацию, имидж авиакомпании. Однако, т.к. в статье ... было указано отнесение авиакомпании «Трансаэро» к конкретной группе риска, нельзя для восстановления справедливости не указать, что мнение журналиста о том, что авиакомпания относится ко второй или третьей группе риска, ошибочно и, по данным последней располагаемой отчетности она по-прежнему находится в первой группе – группе компаний, располагающих необходимыми финансовыми возможностями для стабильного обеспечения производственной деятельности.

Aviation EXplorer      17/03/2013 [17:48:52]#2
Глава Infomost Борис Рыбак

Методика расчета характеристик основных финансово-экономических показателей оценки достаточности финансовых ресурсов эксплуатантов, действовавшая в 2012 году не учитывала целый ряд важных показателей.

Корректировка методики в мае 2012 года не была согласована с экспертами.

По мнению регулятора, основной ее недостаток состоит в том, что методика перестала объективно отражать финансовое состояние авиакомпаний.

В настоящее время в методику внесены предложения ряда авиакомпаний и экспертов. В результате она должна стать гораздо более объективной и отражать истинное состояние авиакомпаний.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1qKB
Юду: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer