Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия нерентабельна для полетов


13 марта 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Российские авиакомпании впервые за долгое время вышли на рентабельность, но исключительно за счет полетов за рубеж. Внутренние перевозки в 1,5 дороже и приносят убытки. И ситуация в перспективе в лучшую сторону не изменится, а возможно, и усугубится, считают источники в отрасли и эксперты: снимая одни ограничения, чиновники готовят новые.

 

Российские авиаперевозчики впервые с 2003 года вышли на операционную рентабельность выше 3%, но смогли сделать это исключительно за счет международных маршрутов. Внутрироссийские перевозки продолжают оставаться убыточными, себестоимость авиаперевозок в этом сегменте интенсивно растет, сейчас она более чем на 60% в среднем превышает себестоимость перевозок на международных маршрутах, и этот разрыв не снижается, несмотря на попытки государства изменить ситуацию. Об этом говорится в докладе директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда.
 
В докладе анализируются данные за 9 месяцев 2012 года, так как финансовые итоги гражданской авиации за весь год еще не подведены. Но конечные цифры операционной рентабельности будут не сильно отличаться от нынешних, прогнозируют специалисты.
 
Согласно статистике за 9 месяцев авиакомпании вышли на среднюю рентабельность в 3,83%. Похожая цифра фиксировалась последний раз только в 2003 году, когда перевозчики работали с плюсом в 3,7%.
 
Провал в экономике авиакомпаний произошел в кризисный 2008 год, когда операционная рентабельность впервые с 2003 года стала отрицательной, и сразу на 3,5%. В 2009 году ситуация несколько стабилизировалась, но перевозчики продолжали работать в минус (-1%). В 2010-м государства – участники Таможенного союза приняли меры по снижению фискальной нагрузки на авиакомпании (заработало решение об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов на значительный ряд иностранных самолетов в режиме временного ввоза), которые позволили интенсифицировать обновление воздушных парков и вывести авиакомпании в плюс, хотя и только на 0,9%. А 2011 год вновь был закрыт со значительной отрицательной рентабельностью (–2,8%).
 
Рынок авиаперевозок быстро восстанавливается, констатирует Фридлянд, соответственно, быстро растут доходы участников рынка. За 9 месяцев 2011 года компании выручили 373 млрд рублей, а за аналогичный период 2012 года – уже 470 млрд рублей (роста на 20%, примерно соответствует темпам роста авиаперевозок). Но экономика компаний в международном и внутрироссийском сегментах продолжает оставаться разной: если на международных маршрутах себестоимость перевозок, несмотря на инфляционные тенденции, стабилизировалась, то на перелетах внутри России себестоимость перевозок постоянно растет.
 
О себестоимости на региональных маршрутах
Максим Соколов (министр транспорта): Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчёте на... →
Себестоимость перевозок на международных линиях составляет в среднем 23,42 рубля на тонно-километр (итог 6 месяцев 2012 года), а на внутренних – 37,7 рублей на тонно-километр (под тоннами имеется в виду полезная нагрузка – вес пассажиров, в частности; средний пассажир весит 90 кг).
 
То есть авиакомпания, чтобы осуществить перевозку за рубеж 200 пассажиров (18 тонн) на расстояние 5 тысяч км, должна затратить чуть более 2,1 млн рублей, а для того же числа пассажиров на то же расстояние, но внутри России – в 1,6 раза больше – 3,393 млн рублей (примерный расчет «Газеты.Ru»).
 
Отсюда – часто более дорогие билеты на внутрироссийских маршрутах, чем на международных, которые, тем не менее, все равно не выводят перевозчиков на положительную рентабельность. Начиная с 2003 года, авиакомпании устойчиво работают на внутренних линиях в минус: средняя операционная рентабельность колебалась за это десятилетие с -10,1% (в 2003 году) до -15,2% в 2009 году, и по итогам 9 месяцев 2012 года вышла на -2,3%. На международных линиях ситуация обратная: все десятилетие рентабельность здесь положительная, и по итогам 9 месяцев 2012 года достигает 7,9%.
 
Разница в расходах на перевозки внутри России и за рубеж формируется из-за значительной разницы в стоимости авиатоплива и аэропортового обслуживания в России и за рубежом.
 
«Основными статьями расходов, в особенности на внутренних линиях, в последнее время стали авиаГСМ, заработная плата с начислениями и аэропортовое обслуживание, — говорит в докладе Александр Фридлянд, — то есть те направления, где в наибольшей мере сказывается влияние государственной фискальной политики и монополистов – поставщиков услуг и ресурсов».
 
Для сравнения: авиационные ГСМ при полетах за рубеж обходятся перевозчикам в среднем в 7,79 рублей (на тонно-километр), а на внутренних – более чем в 11 рублей. По данным на 13 марта, стоимость одной тонны авиакеросина «в крыло» в Хабаровске составляет 40.438 рублей, в Нью-Йорке – 32.559 рублей, привел пример сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний. Обслуживание в аэропортах в международном сегменте – 3,3 рубля на тонно-километр в структуре себестоимости, а во внутреннем – 6,87 рублей, говорится в докладе.
 
«Возможности авиавластей не соответствуют требованиям эффективного развития отрасли, так как не позволяют добиваться давно назревших решений, что в итоге «утяжеляет» экономику авиапредприятий, в первую очередь на внутренних воздушных линиях», — констатирует Фридлянд.
 
И изменения ситуации в лучшую сторону участники рынка в перспективе не ждут, говорят опрошенные «Газетой.Ru» сотрудники ряда российских авиаперевозчиков. Наоборот, не исключено ухудшение экономики внутрироссийских перевозок.
 
Правительство готовит пакет мер, которые направлены на снижение стоимости авиаперевозок, напоминает один из источников: введение «невозвратных» билетов, снятие ограничений на работу иностранных пилотов в российских компаниях, исключение из тарифа расходов на перевозку багажа при его отсутствии, отказ от обязательного питания на борту. «Эти меры внушают определенную надежду, хотя бы намекают на тенденцию к улучшению, — говорит собеседник «Газеты.Ru», — но их, безусловно, недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию».
 
К тому же, снимая одни ограничения, правительство готовит другие изменения, которые значительно увеличат нагрузку на авиаперевозчиков: это и возможное увеличение стоимости аэронавигационного обслуживания, и изменение тарифной политики на обслуживание в аэропортах, и новые расчеты арендных ставок для аэропортов, расходы по которым в конечном счете аэропорты перенесут на авиакомпании, а авиакомпании – на пассажиров, перечисляет источник в отрасли.
 
«В конце 2013 года истекает срок действия льгот по временному ввозу иностранных самолетов, — напоминает собеседник в другой авиакомпании. – Если его действие не будет продлено, тарифы на авиабилеты взлетят непредсказуемо».
 
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий настроен не менее скептично. «В ближайшие годы ничего кардинально не изменится, — уверен он. – С чего меняться? Здесь ведь вопрос не столько к самим авиакомпаниям, а к той экономической среде, где они существуют. И кардинальных, а тем более быстрых изменений я не вижу».


комментарии (3):

andrewsk      13/03/2013 [20:19:07]#1
Путинская экономика-это бесконечная спекуляция на бензино-керосиновой теме..

А ещё ни одна спекуляция до добра не доводила ! !

HR      14/03/2013 [09:16:21]#2
Правильная статья, жаль, что ее не читают те, кто принимает "дубовые" решения по отрасли...

HR      14/03/2013 [09:16:51]#3
Правильная статья, жаль, что ее не читают те, кто принимают "дубовые" решения по отрасли...













Материалы рубрики

Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях



Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer