Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия нерентабельна для полетов


13 марта 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Российские авиакомпании впервые за долгое время вышли на рентабельность, но исключительно за счет полетов за рубеж. Внутренние перевозки в 1,5 дороже и приносят убытки. И ситуация в перспективе в лучшую сторону не изменится, а возможно, и усугубится, считают источники в отрасли и эксперты: снимая одни ограничения, чиновники готовят новые.

 

Российские авиаперевозчики впервые с 2003 года вышли на операционную рентабельность выше 3%, но смогли сделать это исключительно за счет международных маршрутов. Внутрироссийские перевозки продолжают оставаться убыточными, себестоимость авиаперевозок в этом сегменте интенсивно растет, сейчас она более чем на 60% в среднем превышает себестоимость перевозок на международных маршрутах, и этот разрыв не снижается, несмотря на попытки государства изменить ситуацию. Об этом говорится в докладе директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда.
 
В докладе анализируются данные за 9 месяцев 2012 года, так как финансовые итоги гражданской авиации за весь год еще не подведены. Но конечные цифры операционной рентабельности будут не сильно отличаться от нынешних, прогнозируют специалисты.
 
Согласно статистике за 9 месяцев авиакомпании вышли на среднюю рентабельность в 3,83%. Похожая цифра фиксировалась последний раз только в 2003 году, когда перевозчики работали с плюсом в 3,7%.
 
Провал в экономике авиакомпаний произошел в кризисный 2008 год, когда операционная рентабельность впервые с 2003 года стала отрицательной, и сразу на 3,5%. В 2009 году ситуация несколько стабилизировалась, но перевозчики продолжали работать в минус (-1%). В 2010-м государства – участники Таможенного союза приняли меры по снижению фискальной нагрузки на авиакомпании (заработало решение об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов на значительный ряд иностранных самолетов в режиме временного ввоза), которые позволили интенсифицировать обновление воздушных парков и вывести авиакомпании в плюс, хотя и только на 0,9%. А 2011 год вновь был закрыт со значительной отрицательной рентабельностью (–2,8%).
 
Рынок авиаперевозок быстро восстанавливается, констатирует Фридлянд, соответственно, быстро растут доходы участников рынка. За 9 месяцев 2011 года компании выручили 373 млрд рублей, а за аналогичный период 2012 года – уже 470 млрд рублей (роста на 20%, примерно соответствует темпам роста авиаперевозок). Но экономика компаний в международном и внутрироссийском сегментах продолжает оставаться разной: если на международных маршрутах себестоимость перевозок, несмотря на инфляционные тенденции, стабилизировалась, то на перелетах внутри России себестоимость перевозок постоянно растет.
 
О себестоимости на региональных маршрутах
Максим Соколов (министр транспорта): Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчёте на... →
Себестоимость перевозок на международных линиях составляет в среднем 23,42 рубля на тонно-километр (итог 6 месяцев 2012 года), а на внутренних – 37,7 рублей на тонно-километр (под тоннами имеется в виду полезная нагрузка – вес пассажиров, в частности; средний пассажир весит 90 кг).
 
То есть авиакомпания, чтобы осуществить перевозку за рубеж 200 пассажиров (18 тонн) на расстояние 5 тысяч км, должна затратить чуть более 2,1 млн рублей, а для того же числа пассажиров на то же расстояние, но внутри России – в 1,6 раза больше – 3,393 млн рублей (примерный расчет «Газеты.Ru»).
 
Отсюда – часто более дорогие билеты на внутрироссийских маршрутах, чем на международных, которые, тем не менее, все равно не выводят перевозчиков на положительную рентабельность. Начиная с 2003 года, авиакомпании устойчиво работают на внутренних линиях в минус: средняя операционная рентабельность колебалась за это десятилетие с -10,1% (в 2003 году) до -15,2% в 2009 году, и по итогам 9 месяцев 2012 года вышла на -2,3%. На международных линиях ситуация обратная: все десятилетие рентабельность здесь положительная, и по итогам 9 месяцев 2012 года достигает 7,9%.
 
Разница в расходах на перевозки внутри России и за рубеж формируется из-за значительной разницы в стоимости авиатоплива и аэропортового обслуживания в России и за рубежом.
 
«Основными статьями расходов, в особенности на внутренних линиях, в последнее время стали авиаГСМ, заработная плата с начислениями и аэропортовое обслуживание, — говорит в докладе Александр Фридлянд, — то есть те направления, где в наибольшей мере сказывается влияние государственной фискальной политики и монополистов – поставщиков услуг и ресурсов».
 
Для сравнения: авиационные ГСМ при полетах за рубеж обходятся перевозчикам в среднем в 7,79 рублей (на тонно-километр), а на внутренних – более чем в 11 рублей. По данным на 13 марта, стоимость одной тонны авиакеросина «в крыло» в Хабаровске составляет 40.438 рублей, в Нью-Йорке – 32.559 рублей, привел пример сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний. Обслуживание в аэропортах в международном сегменте – 3,3 рубля на тонно-километр в структуре себестоимости, а во внутреннем – 6,87 рублей, говорится в докладе.
 
«Возможности авиавластей не соответствуют требованиям эффективного развития отрасли, так как не позволяют добиваться давно назревших решений, что в итоге «утяжеляет» экономику авиапредприятий, в первую очередь на внутренних воздушных линиях», — констатирует Фридлянд.
 
И изменения ситуации в лучшую сторону участники рынка в перспективе не ждут, говорят опрошенные «Газетой.Ru» сотрудники ряда российских авиаперевозчиков. Наоборот, не исключено ухудшение экономики внутрироссийских перевозок.
 
Правительство готовит пакет мер, которые направлены на снижение стоимости авиаперевозок, напоминает один из источников: введение «невозвратных» билетов, снятие ограничений на работу иностранных пилотов в российских компаниях, исключение из тарифа расходов на перевозку багажа при его отсутствии, отказ от обязательного питания на борту. «Эти меры внушают определенную надежду, хотя бы намекают на тенденцию к улучшению, — говорит собеседник «Газеты.Ru», — но их, безусловно, недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию».
 
К тому же, снимая одни ограничения, правительство готовит другие изменения, которые значительно увеличат нагрузку на авиаперевозчиков: это и возможное увеличение стоимости аэронавигационного обслуживания, и изменение тарифной политики на обслуживание в аэропортах, и новые расчеты арендных ставок для аэропортов, расходы по которым в конечном счете аэропорты перенесут на авиакомпании, а авиакомпании – на пассажиров, перечисляет источник в отрасли.
 
«В конце 2013 года истекает срок действия льгот по временному ввозу иностранных самолетов, — напоминает собеседник в другой авиакомпании. – Если его действие не будет продлено, тарифы на авиабилеты взлетят непредсказуемо».
 
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий настроен не менее скептично. «В ближайшие годы ничего кардинально не изменится, — уверен он. – С чего меняться? Здесь ведь вопрос не столько к самим авиакомпаниям, а к той экономической среде, где они существуют. И кардинальных, а тем более быстрых изменений я не вижу».


комментарии (3):

andrewsk      13/03/2013 [20:19:07]#1
Путинская экономика-это бесконечная спекуляция на бензино-керосиновой теме..

А ещё ни одна спекуляция до добра не доводила ! !

HR      14/03/2013 [09:16:21]#2
Правильная статья, жаль, что ее не читают те, кто принимает "дубовые" решения по отрасли...

HR      14/03/2013 [09:16:51]#3
Правильная статья, жаль, что ее не читают те, кто принимают "дубовые" решения по отрасли...













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer