— Поручение вызвано необходимостью проанализировать, от каких затратных проектов войска готовы отказаться. Эти данные будут учитываться при планировании военного бюджета на следующие годы, — пояснил собеседник «Известий».
Он добавил, что речь идет не о сокращении военных расходов, а об их оптимизации.
— Размер военного бюджета пересматриваться не будет, но нужно проанализировать, правильно ли эти деньги тратятся, и отказаться от спорных, ненужных и затратных проектов в пользу необходимых, — отметил представитель военного ведомства.
В командованиях войсками «Известиям» подтвердили, что готовят предложения министру, однако от подробных комментариев воздержались.
— Такое поручение есть, но говорить о проектах, от которых мы готовы отказаться, мы не можем, они не подлежат разглашению, — пояснил высокопоставленный представитель одного из командований.
Руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, возглавлявший Общественный совет Минобороны до конца 2012 года, считает, что из дорогостоящих проектов военные могут смело отказаться от новой тяжелой жидкостной ракеты, разработка которой может стоить несколько триллионов рублей, покупки третьего и четвертого «Мистралей» и зарубежных вертолетов.
Кроме того, нужно привести в порядок систему разработки беспилотников, чтобы для всех российских силовых ведомств строили одну линейку беспилотных аппаратов. Такая оптимизация сэкономит десятки миллиардов рублей, считает Коротченко.
Еще больший экономический эффект даст пересмотр существующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), 20% из которых, по словам Коротченко, можно смело закрывать.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин заявил «Известиям», что в первую очередь военным следует отказаться от универсальных десантных вертолетоносцев «Мистраль».
— Все проблемы, связанные с разрывом контракта, пусть решают те, кто закупал эти совершенно ненужные корабли, — пояснил Храмчихин.
Кроме того, ВМФ России может сэкономить и «на бессмысленных корветах типа «Стерегущий».
— Их концепция загадочна, непонятно, под какую войну с каким противником они создаются. Эти корветы ближней морской зоны не имеют практического применения на Балтике, а на Тихом океане бесполезны из-за слишком малой дальности плавания, — пояснил эксперт.
При этом он подчеркнул, что проекты наземной (танк на базе «Армада» и др.), авиационной (ПАК ФА, ПАК ДА), космической техники подлежат не принципиальному отказу, а корреляции.
Генерал-полковник в отставке, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов считает, что войскам нужно пожертвовать закупками техники предыдущего поколения в пользу новых разработок.
— Поскольку непосредственной угрозы нападения сегодня нет, можно было бы притормозить массовые закупки техники, а сэкономленные средства направить на развитие новых видов вооружения, техники 5–6-го поколения, — пояснил генерал.
По его словам, для прикрытия сил ядерного сдерживания, которые гарантируют, что на Россию не нападут, можно создать небольшую группировку высокоточных вооружений, которая будет парировать угрозу развертывания ПРО США вокруг России.
В это же время можно будет сосредоточить средства на восстановлении системы управления войсками.
Ивашов пояснил «Известиям», что желание сэкономить на армии вызвано неправильным расходом большого количества средств во время реформы Сердюкова.
— Сердюков израсходовал на реформу сотни миллиардов рублей. Причем часть из них, как мы видим, была разворована, а другая часть пошла на разрушение Вооруженных сил. Сейчас Сергею Шойгу нужно в рамках того же бюджета заново восстанавливать целые направления, которые были просто ликвидированы: военную науку, образование, систему управления войсками, — пояснил Ивашов.
При этом он подчеркнул, что новых средств на ликвидацию последствий работы Сердюкова никто выделять не будет, поскольку в этом случае власти распишутся в том, что реформы были провальными, и разделят ответственность за них с Сердюковым.
В 2010 году было объявлено, что до 2020 года Россия потратит на развитие армии и закупку вооружений 20 трлн рублей. Источник в Кремле подтвердил, что эта сумма пересматриваться не будет.