Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Детские болезни "Суперджета"


8 февраля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Первый самолет, разработанный российскими, а не советскими авиастроителями, снова оказался в центре внимания СМИ. 6 февраля стало известно, что на Sukhoi Superjet 100 пришлось 40 процентов всех инцидентов, связанных с отказом авиационной техники у «Аэрофлота». Перевозчики и ранее жаловались на неисправности SSJ-100, а один из эксплуатантов самолета — авиакомпания «Армавиа» — даже пыталась вернуть деньги за уже купленный авиалайнер. «Лента.ру» решила вспомнить все неудачи «молодого» проекта SSJ-100.

1. Перенос сроков

Срыв сроков преследовал SSJ-100 с самого начала. Первый перенос значимого события, связанного с разработкой и эксплуатацией Superjet, состоялся еще в 2007 году. Тогда были отложены летные испытания авиалайнера.

Затем последовали трудности с поставками. Первый SSJ-100 планировалось передать заказчику в ноябре 2008 года. В марте тогдашний глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявил, что сроки поставок переносятся на неопределенное время. Причиной этого стала задержка сертификационных испытаний, которые планировались на конец 2007 года, а в итоге состоялись в середине 2008-го.

Впоследствии стало известно, что первый самолет будет поставлен в конце 2009 года. После этого последовал очередной перенос сроков на один год. В конечном итоге первый SSJ-100 был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года. «Аэрофлот» получил свой Superjet двумя месяцами позже.

2. Финансовый спор с «Аэрофлотом»

Крупнейшая российская авиакомпания впервые пообещала оштрафовать производителя SSJ-100 — «Гражданские самолеты Сухого» — еще в октябре 2010 года. Тогда в качестве причины возможных санкций назывался срыв сроков поставок. «Они (ГСС) уже влетели на штрафы и продолжают влетать», — заявлял замгендиректора «Аэрофлота» по финансам и инвестициям Шамиль Курмашев. На критику отреагировал вице-премьер Сергей Иванов, отметивший, что в случае задержки поставок SSJ-100 «мир не рухнет, и "Аэрофлот" тоже».

Затем информация о финансовых претензиях «Аэрофлота» к ГСС появилась в апреле 2011 года. Сообщалось, что перевозчик планирует оштрафовать производителя не только за просроченные поставки, но и за ухудшение летно-технических характеристик.

«Ведомости» писали, что самолет весит на 3,5 тонны больше, чем прописано в контракте, и топлива расходует на 11 процентов больше. Издержки авиакомпании из-за недостатков Superjet оценивались в 100-150 миллионов долларов. СМИ отмечали, что в спор двух госкомпаний, скорее всего, вмешаются высокопоставленные «арбитры» (как это случилось после критики Курмашева в 2010 году) и до выплаты штрафов дело не дойдет.

3. Финансовый спор с «Армавиа»

В августе 2012 года в ГСС пожаловались на стартового заказчика SSJ-100 — авиакомпанию «Армавиа», — которая якобы не погасила задолженность за первый самолет в размере четырех миллионов долларов. В «Сухом» заявляли, что перевозчик также не рассчитался за плановое техобслуживание авиалайнера и за работы и запчасти, которые не были гарантийными. Заявление производителя последовало после того, как «Армавиа» сообщила об отказе от эксплуатации первого и покупки второго SSJ-100 (см. пункт 4).

Авиакомпания опровергла наличие задолженности. Владелец «Армавиа» Михаил Багдасаров заявлял, что перевозчик купил авиалайнер за 20 миллионов долларов (каталожная стоимость — 35-36 миллионов). По его словам, 16 миллионов было уплачено сразу. Поскольку «Армавиа» вернула самолет производителю, в компании сочли, что не должны ни доплачивать четыре миллиона, ни перечислять деньги за техобслуживание.

4. Отказ от Superjet

В июле 2012 года «Армавиа» отказалась покупать второй Superjet. Тогда же стало известно, что авиакомпания решила купить по одному Airbus и Boeing. Чуть позднее СМИ сообщили, что перевозчик пытается вернуть производителю в том числе и уже купленный SSJ-100. Официальный представитель перевозчика Жасмин Велян жаловалась на качество авиалайнера. В частности, авиакомпанию не устроило то, что SSJ-100 пришлось отправлять на ремонт в первый год эксплуатации.

Михаил Багдасаров жаловался также на дороговизну запчастей. СМИ писали, что терпение армян лопнуло, когда пришлось потратить четыре дня на оформление разрешения на ввоз самолета в Россию для двухдневного ремонта. В ГСС объясняли все претензии «Армавиа» финансовыми трудностями авиакомпании. Впоследствии перевозчик отчитался о возобновлении эксплуатации SSJ-100 и продолжении переговоров по покупке второго такого самолета. В ноябре прошлого года Багдасаров выставил авиакомпанию на продажу, так что судьба второго контракта с ГСС остается неясной.

5. Катастрофа в Индонезии

Крушение SSJ-100 в 2012 году стало самым серьезным происшествием, которое могло оказать существенное влияние на развитие проекта. 9 мая, выполняя демонстрационный полет в Индонезии, самолет врезался в гору. В результате авиакатастрофы погибли 45 человек. Индонезийская комиссия, расследовавшая крушение, назвала его причиной человеческий фактор — якобы система раннего предупреждения о сближении с землей подавала сигналы опасности, однако члены экипажа на них не отреагировали. Впоследствии Россия согласилась с выводами индонезийской комиссии. Катастрофа поставила под угрозу будущие поставки Superjet, однако, как отмечали в ГСС, после крушения самолета в Индонезии ни один заказчик не отказался от контракта.

6. Отсутствие поддержки со стороны властей

В России отсутствует «развитая, понятная и эффективная» система поддержки экспорта. Об этом, как сообщали СМИ в июле 2012 года, заявляли в ГСС. «Решения можно принимать только в ручном режиме», — сетовал неназванный представитель компании. По его словам, неразвитая система поддержки экспорта является главной угрозой успешности не только Superjet, но и проекта МС-21 («Магистральный Самолет XXI века»).

Багдасаров приводил в пример американский Eximbank, благодаря которому эксплуатанты получали кредиты под меньшие проценты в связи с предоставлением госгарантий. Кроме того, сообщалось об отсутствии финансовой поддержки со стороны государства, что вкупе с большими долгами не позволяло производителям своевременно приступить к серийному производству SSJ-100.

7. Неисправности самолета

Авиакомпании начали жаловаться на неполадки SSJ-100 вскоре после запуска самолета в коммерческую эксплуатацию. В июле 2011 года «Армавиа» приостанавливала полеты из-за неисправности двигателя своего Superjet, а «Аэрофлот» жаловался, что не может эксплуатировать весь свой парк SSJ-100 (восемь самолетов на тот момент) из-за технических трудностей. В «Сухом» простои связывали с ложным срабатыванием системы обнаружения утечек в системе кондиционирования.

В феврале этого года «Коммерсантъ» написал, что на SSJ-100 пришлось 40 процентов неисправностей среди самолетов «Аэрофлота». Авиакомпания пожаловалась на девять случаев ложного срабатывания системы обнаружения утечек в сети кондиционирования, семь сбоев в системе управления, шесть случаев неисправностей в системе управления шасси и другие инциденты. Компания ГСС после этого опубликовала пресс-релиз, в котором заявила, что все неисправности выявлены, а необходимые изменения уже внедрены или планируются в ближайшее время.

***
Трудности, которые испытывает проект SSJ-100, не являются критическими — так по крайней мере утверждают в самой ГСС. Было бы удивительно, если бы у первой разработки российских авиастроителей после полутора потерянных десятилетий все шло как по маслу. Для сравнения можно вспомнить историю проекта Dreamliner, новейшей разработки одного из признанных лидеров мирового авиапрома — Boeing. Первые «Лайнеры мечты» были поставлены с трехлетней задержкой. У самолета неоднократно обнаруживались неисправности разного рода, а сейчас полеты этих авиалайнеров приостановлены из-за серии происшествий.

Впрочем, оправдывать неудачи отечественного проекта тем, что у иностранных конкурентов тоже не все гладко — не совсем справедливо. И тем не менее сравнение показывает, что и у флагманов индустрии бывают огрехи, не говоря уж о «молодом» российском авиапроме. Другое дело, что свое «право на ошибку» отечественный авиапром «Суперджетом» уже использовал: в следующих разработках, в том же МС-21, оправдания, связанные с потерей мастерства в 90-е, уже не пройдут.
 



комментарии (2):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/02/2013 [13:53:10]#1
Всё так, кроме двух замечаний:

1. Армавиа всё же вернула Суперджет производителю, а тот вернул уплаченные за самолёт деньги.
2. Сравнивать проблемы Дримлайнера и Суперджета крайне невежественно. Дримлайнер это самолёт, строящийся по самым прогрессивным технологиям - технологиям завтрашнего дня. А Суперджет - технологии дня вчерашнего.

Ndakota      11/02/2013 [10:17:54]#2
Насчет поддержки со стороны государства так же спорно... про гарантии по субсидированию лизинга - возможно. Однако всяческая гос поддержка позволяет ГСС не думать о возврате кредитов, полученных на разработку и проталкивать свое "творение" на рынки 3-х стран мира по сильно заниженным ценам













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer