Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


90 лет - полёт не нормальный


6 февраля 2013 года Владимир Леонов, Аргументы недели


9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Этот день стал официальной датой рождения Гражданской авиации. Сегодня, спустя девять десятилетий, трудно представить жизнь без аэропортов, перелётов, пассажирских самолётов и вертолётов. Но вот незадача – гораздо больше оснований было праздновать 60-летний юбилей. В то время почти 40% самолётов в мировом воздушном пространстве были отечественного производства.

От чего ушли, к тому и пришли

До 1928 г. на авиалиниях страны использовались самолёты из Европы, немецкой постройки: «Фоккер», «Дорнье», «Юнкерс». Потом отечественные разработки быстро вытеснили иномарки – «партия и правительство» взяли курс на создание собственной гражданской авиатехники. Самолёты К-4 и К-5 конструктора Константина Калинина, построенные в 260 экземплярах, поставили крест на немецких «Дорнье». К середине 30-х страна уже могла позволить себе отказаться от закупок западных самолётов. К тому же повышенное внимание к авиации привело к появлению конкурентоспособных самолётов: Ант-9, ЗИГ-1 и ПС-35. В 1932 г. появился ХАИ-1 на шесть пассажиров с убирающимися в полёте шасси. Он развивал умопомрачительную по тем временам скорость – 324 км/ч. Для сравнения: стоявшие на вооружении ВВС РККА истребители едва дотягивали до 300 км/ч. ПС-35 конструктора Александра Архангельского в 1936 г. на аэросалоне в Париже был признан самым быстрым пассажирским самолётом – 376 км/ч. Что не удивительно, машина создавалась на основе скоростного бомбардировщика СБ. Но фюзеляж был спроектирован заново, с учётом гражданской специализации – 10 пассажиров, дальность под полторы тысячи километров, шумоизоляция салона и даже паровое отопление (так указано в техническом описании).

Из этого ряда выбивается ПС‑84, или, как его назвали позже, Ли-2. Тот самый случай, когда решение приобрести лицензию на производство стало дальновидным шагом. Американский «Дуглас DC-3» справедливо показался очень привлекательной машиной, к тому же вместе с лицензией покупались и технологии плазово-шаблонного метода, позволяющие строить крупные серии самолётов с взаимозаменяемыми деталями. Правда, пришлось полностью переводить конструкторскую документацию в метрическую систему из футов и дюймов. Это был уже воздушный корабль, способный принять на борт 21 пассажира. Свернули производство этого самолёта в 1952 году, успев выпустить 4937 машин. Он успешно воевал в качестве ночного бомбардировщика, летал к партизанам, долгие годы служил в Полярной авиации, поставлялся на экспорт. Китай эксплуатировал Ли-2 до конца 80-х. За океаном «дугласы» до сих пор в почёте. Уникальный случай, управление гражданской авиации при правительстве США признало: лётная годность DC-3 не ограничена никакими сроками.

Потом были годы роста пассажироперевозок, новые лайнеры выходили на авиатрассы, строились аэропорты. Гражданская авиация «пошла в народ». Казалось, авиапрому страны под силу любая задача. Нужен дальнемагистральный лайнер? – Пожалуйста. Широкофюзеляжный аэробус?– Нет проблем. Сверхзвуковой Ту-144 сделали. По утверждению Юрия Крупнова, лидера «Движения развития», в советское время через два министерства – авиационной промышленности (МАП) и гражданской авиации (МГА) – проходило до 60% всех финансовых потоков СССР. Авиазаводы работали в три смены. Широким жестом Китаю и союзникам по Варшавскому договору раздавались лицензии на отечественные разработки. Также враньё, что наши самолёты не имели экспортного потенциала. Они прописались в Африке, Азии, Латинской Америке благодаря своей неприхотливости, прочности и способностям эксплуатироваться с малопригодных для изнеженных европейцев и американцев взлётно-посадочных полос. А Як-40, например, с удовольствием приобретали в Европе.

Но СССР в одночасье закончил своё существование, единый авиастроительный комплекс страны оказался раздроблен, «Аэрофлот» разлетелся на сотни авиакомпаний. Правда, сохранил лидерство среди авиаперевозчиков.

И, как выразился председатель наблюдательного совета фонда «Народный самолёт Ту‑334-100» Анатолий Ситнов, «к 1999 году мы вернулись к тому, от чего убежали в 1928-м, – в парках авиакомпаний стали преобладать самолёты зарубежного производства». Летают в России, но регистрируются по большей части в офшорах.

Бей своих!

Отсутствие патриотизма первым продемонстрировал маршал авиации Евгений Шапошников в свою бытность генеральным директором «Аэрофлота». Заказал для обновления парка партию Ту-214, объявил о грядущем приобретении новых дальнемагистральных Ил-96-300 и… вместо них купил подержанные боинги. Лиха беда начало – импортное старьё мощным потоком хлынуло в страну. Государство, следуя духу и букве гайдаровских реформаторов, самоустранилось от управления гражданской авиацией – рынок, дескать, сам всё расставит по местам. Он и расставил – согласно данным Государственного НИИ гражданской авиации, в 2010 г. доля западных самолётов в объёме поставок пассажирских лайнеров приблизилась к 90%. Новые лайнеры российского производства сейчас считают не как раньше, сотнями, – на единицы.

Дмитрий Медведев в бытность президентом страны публично критиковал отечественные «тушки». При нём основной и безотказный труженик региональных авиалиний Ан-24 стал «старьём». Одним росчерком пера останавливалась эксплуатация надёжного и экономичного Як-42. Но для специального лётного отряда покупались у французов роскошные «фальконы». Его заявление в 2011 г. поразило всех авиастроителей страны:

– Дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя… Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей.

А чтобы «раскрутиться», нужны вменяемая господдержка, заказ для предприятий авиапрома. Но Дм. Медведев – типичный «гайдаровец». Егор Тимурович говорил, что нам собственные пассажирские самолёты не нужны, «понадобится – боинги купим, будем на них летать». Результат известен – во время визита Дм. Медведева в США в июне 2010 г. госкорпорация «Ростехнологии» подписала контракт на покупку 50 узкофюзеляжных боингов и опцион ещё на 15 широкофюзеляжных самолётов этой же фирмы. 4 млрд. долл. уплыли в Америку.

Параллельно под «раздачу» попадают авиакомпании, эксплуатирующие российские самолёты. 4 февраля стало известно, что Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) приостановило действие сертификата эксплуатанта у авиакомпании Red Wings. Это единственный крупный игрок на рынке, летающий на российских Ту-204. Руководители Red Wings в недоумении:

– 28 декабря 2012 года Ространснадзор завершил проверку деятельности нашей авиакомпании. В ходе проверки было выявлено 18 замечаний, два из них устранены во время проверки. На данный момент устранено ещё 10 замечаний, 6 – находятся в стадии устранения. Ни одно из замечаний не препятствовало дальнейшей работе компании.

Лётчики – на улицу и переучивание на иномарки, самолёты – на прикол? А «Боинг» и «Эйрбас» празднуют очередную маленькую победу. За них горой стоит государство российское. А иначе как объяснить требование вице-премьера А. Дворковича к Межгосударственному авиационному комитету ускорить работы по сертификации Боинг 777-300 ER. И, не дожидаясь завершения процедуры, вопреки всем мыслимым правилам, Росавиация выдаёт разрешение «Аэрофлоту» эксплуатировать этот самолёт.

Владимир Путин, напротив, поставил на поддержку отечественного авиапрома. При его участии большинство авиазаводов собрали под крышу Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Но с исполнителями, похоже, ошибочка вышла. За миллиардные бюджеты выкатили «Сухой Суперджет 100». Говорят – наш, на самом деле – чужой. Уж больно много в нём зарубежных деталей и несуразностей. Вот и «Аэрофлот» в канун юбилея приостановил эксплуатацию SSJ. Получился самолёт не для российских просторов и грубой бетонки аэродромов, а европейский паркетник с невыразительными техническими характеристиками. По данным, просочившимся в прессу, на десять воздушных судов этого типа, в «Аэрофлоте» пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказом техники. Лайнеры аналогичного класса, соответствующие отечественным условиям эксплуатации, Ан-148 и Ту-334, напротив, всячески «прячут» от пассажира, не дают развивать массовое производство.

Курс ОАК на «отвёртку»

Россия без гражданских авиалайнеров собственной постройки может забыть о независимости. Самая большая страна планеты будет вынуждена «припадать к руке» западных авиастроительных корпораций. Отвёрточная, финишная, сборка Суперджетов и «перспективных» МС-21 – не более чем иллюзия авиастроения. Западная авионика, американские и французские двигатели, немецкие шасси – список можно продолжать бесконечно. Сегодня нам за бешеные деньги эти изделия радостно продают, даже навязывают. Но случись «рост международной напряжённости» – дадут от ворот поворот. И не стоит отсылать в прошлое – тот же лицензионный Ли-2 полностью строился из отечественных комплектующих и материалов, включая моторы.

С финишной же сборкой легко справляется и Китай. Параллельно в Поднебесной старательно копируют лучшие образцы воздушных судов, наиболее удачные конструктивные решения, комплектующие, агрегаты, двигатели, проникают в тайны критических технологий и материаловедения. В том числе российского производства. И пока мы надуваем щёки – «можем, если захотим!», узнавая, что очередная китайская копия уступает отечественному оригиналу, они не без успехов пытаются наладить полный цикл создания самолётов и вертолётов, не зависимый от прихотей заокеанской сверхдержавы и соседних России с Украиной. И недалёк тот день, когда Китай станет настоящей авиационной державой.

А мы? У нас-то задача на первый взгляд куда проще – сохранить независимость. Иначе без настоящего собственного авиапрома все разговоры о «суверенной» России останутся пустой болтовнёй. Сколько можно вспоминать достижения СССР? Пора найти поводы для гордости посвежее. Правда, с вредителями мантуровыми и иже с ними эта задача выглядит неподъёмной. Остаётся ждать, когда гарант Конституции разгонит распильные бригады «эффективных менеджеров» и обратит свой взор на пока ещё живых профессионалов отрасли. Чтобы деньги не перетекали транзитом через авиапром на банковские счета присосавшихся к государственной груди неучей, а работали на страну. Ещё лет пять модернизаций и реформ по вражеским сценариям – и вдруг окажется, что китайские авиалайнеры даже для русского президента самое то.



комментарии (3):

Puh      07/02/2013 [08:41:56]#1
Статья вроде нормальная, но опять "царь хороший, бояре плохие". Сколько можно то? Зачем тогда нужен такой "царь"?

andrewsk      07/02/2013 [09:54:38]#2
Царь на последних выборах опять своим главным помощником взял человека, который,
практически, открыто курирует продвижение на отечественный рынок зарубежной авиа-
техники.А в качестве управленцев отечественной авиацией, эта парочка годами держит
людей, вообще не сведующих в технических вопросах.
Если бы эти дела творил какой-нибудь Ванька-дурак, то это можно было бы понять.
Но Путин и Медведев - совсем не дураки!Значит - они делают именно то, что им нужно!

Сашочек      07/02/2013 [14:37:25]#3
Его заявление в 2011 г. поразило всех авиастроителей страны:
– Дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя… Если НАШИ не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей.

Помнится Интерфакс и другие СМИ изложи фразу по-другому:
"Проблема парка есть, и правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя",
"конечно, нужно думать о своих, но если ОНИ не способны "раскрутиться", нужно покупать технику за рубежом".













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWcGN
https://youdo.com/auto/tinted/, подробное описание здесь.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer