О том, что Воронежское акционерное самолетостроительное общество должно получить заказ Минобороны на 15 самолетов Ан-148, "Ъ" сообщил источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и подтвердил один из топ-менеджеров завода. "Краткосрочная и среднесрочная перспектива развития завода напрямую зависит от консолидированного заказа, причем хотя бы частично он должен быть твердо законтрактован уже в 2013 году",— пояснил один из собеседников "Ъ".
Вопрос о заказе на Ан-148 был поднят еще в августе 2012 года, когда министр обороны Анатолий Сердюков (покинул этот пост в начале ноября) встретился с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Последний предложил министру разместить на ВАСО госзаказ в интересах Минобороны в 2013 году. Итогом встречи стало поручение господина Сердюкова главкому ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву рассмотреть возможность закупки самолетов, рассказывает источник "Ъ" в Минобороны. "После смены министра ситуация не изменилась, мы действительно готовы сейчас приобрести порядка 15 единиц Ан-148,— говорит источник "Ъ", близкий к главкомату ВВС.— Вопрос закупки иностранных аналогов не стоит и не прорабатывается". По словам собеседника "Ъ", предварительные расчеты показывают, что цена одного Ан-148 устроит и Минобороны, и ВАСО, при этом военные готовы заплатить "чуть больше, чем планировалось изначально". В любом случае, отмечает собеседник "Ъ", стоимость всего заказа не является критичной для Минобороны.
Источник в региональном правительстве рассказал, что в январе губернатор написал письмо Владимиру Путину, попросив "законодательно определить ВАСО единственным поставщиком" самолетов соответствующего типа для Минобороны. "Такой статус позволит ускорить процесс получения заказа, поскольку с единственным поставщиком договоры заключаются напрямую, без торгов",— пояснил собеседник "Ъ". Кроме того, единственный поставщик может получить фиксированную прибыль, если документально подтвердит, что часть ее направит на "цели развития производства для эффективного выполнения заказа". В этом случае цена контракта может быть определена исходя из прибыли в размере 25% от затрат на исполнение контракта и 1% от покупки комплектующих и работ соисполнителей.
Источники "Ъ" на заводе уточнили, что глава Минпромторга Денис Мантуров, посетивший Воронеж в конце прошлой недели, на закрытом совещании обещал ВАСО заказ в общей сложности на 59 Ан-148 и 6 Ил-96. Но конкретной разбивки по источникам заказа собеседники "Ъ" не знают, отмечая лишь, что это будут МВД, МЧС и ФСБ. В Минпромторге отметили, что "конкретика по госзаказу" на российские самолеты будет позже.
Ан-148 — ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку от 68 до 85 пассажиров и дальность 2-5 тыс. км, приспособлен для посадки на грунтовые аэродромы. Сегодня в России летают 12 Ан-148: шесть у авиакомпании "Россия", три у "Ангары", два у "Полета" и один в специальном летном отряде "Россия". В 2013 году на заводе будет вестись строительство двух самолетов Ан-148 для МЧС, по одному Ан-148 и Ил-96 в рамках заказов основного акционера — ОАК. По данным "Ъ", выручка ВАСО в 2012 году составила около 8,8 млрд руб., размер убытков по итогам года пока не подсчитан (по итогам девяти месяцев они составляли 315 млн руб.).
Источник на рынке отмечает, что для лизинговых компаний пороговая цена на Ан-148, после которой маржи вообще нет, составляет $22-24 млн. С учетом того, что это госзаказ и он будет заключаться напрямую, цена наверняка будет выше, вероятно, в диапазоне $25-30 млн, считает собеседник "Ъ". Таким образом, цена контракта с Минобороны может составить $375-450 млн.
Но партнеры ВАСО осторожно говорят о способности завода выполнить заказ. "ВАСО собирает до пяти самолетов в год, и непонятно, сумеет ли перейти к серийному производству,— отмечают в лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко".— Прежние планы ОАК не выполняются — предполагалось, что к 2013 году завод будет собирать уже больше десяти машин в год". Глава Infomost Борис Рыбак согласен, что главный вопрос — может ли авиапром справиться с госзаказом с учетом износа основных фондов. Эксперт отмечает, что с осени обсуждается возможность консолидированного заказа Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и администрации президента на поставку примерно 130 самолетов ОАК в целом на 200 млрд руб. Это, полагает Борис Рыбак, "силовой, но разумный способ подтолкнуть к серийности проекты вроде Ан-148 и SSJ, которые до сих пор, по сути, на старте".