По словам источника, организация кроссполярных рейсов будет одним из предложений московского авиаузла (МАУ), которое поможет ему превратиться в крупного конкурента на международном рынке. Как отметил на прошедшем в феврале совещании рабочей группы по проекту разработки модели развития московского авиаузла (протокол есть в распоряжении «Известий») советник министра транспорта Александр Юрчик, конкурировать МАУ должен не только с существующими аэропортами — в первую очередь с хабами во Франкфурте, Лондоне, Париже — но и со строящимися. По его словам, разработка модели должна вестись «с учетом планов Турции по строительству аэропорта с пропускной способностью 150 млн пассажиров в год».
Как отметил собеседник «Известий» в Минтрансе, для организации транзитных кроссполярных рейсов через Москву придется построить новые запасные аэродромы и диспетчерские пункты в северных городах России. Где именно будет располагаться новая инфраструктура, должно определить специальное исследование.
Директор ГосНИИ аэронавигации Сергей Пятко отметил, что российским авиакомпаниям и сейчас ничего не мешает запустить рейсы в США через Северный полюс. При этом экономия времени полета может составить до пяти часов.
Помощник гендиректора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Андрей Прянишников рассказал, что в настоящее время рейсы из Москвы в США через Северный полюс не проходят.
— Российские компании в основном доставляют пассажиров на восточное побережье США, так как там больше крупных городов, — пояснил он. — Лететь на восточное побережье из Москвы через полюс невыгодно — дольше по времени, чем традиционными маршрутами.
При этом Андрей Прянишников отметил, что существует шесть проходящих через Россию кроссполярных трасс без остановки в Москве, которыми пользуются авиакомпании, доставляющие пассажиров из Азии в США.
По словам источника в Минтрансе, в будущем МАУ сможет предложить иностранным авиакомпаниям «стыковочные рейсы, дополнительных пассажиров и дополнительные грузы». Это станет возможно после того, как московские аэропорты подчинятся единой управляющей компании и перестанут конкурировать между собой. Единую управляющую компанию МАУ власти намерены создать к июлю 2013 года.
— Сейчас московские аэропорты заняты «перетягиванием канатов» и не могут быть сильными конкурентами на международном рынке, — пояснил источник в Минтрансе. — При этом у них есть проблемы, которые они сами не решают. К примеру, в Домодедово нет хороших терминалов, а в Шереметьево не хватает полос, из-за чего рейсы обслуживаются в неудобное для пассажиров время. Если мы создадим удобные условия для иностранных перевозчиков, они будут к нам «ломиться».
— Москва может быть транзитным пунктом не только для рейсов из Азии в США, но и из Азии в Европу, поскольку «это будет самый короткий путь», — отмечает собеседник в ведомстве.
Как рассказал профессор Московского авиационного института Юрий Пугачев, российские эйрбасы и боинги вполне могут летать через Северный полюс, и дополнительной защиты от мороза им не потребуется.