Возглавил «спасательную операцию» Андрей Иванов — директор российского отделения Всемирной пилотской организации. «Ил» корреспонденту «МК» удалось отыскать в заповедном углу бывшего Тушинского аэродрома на небольшой площадке, со всех сторон загороженной бытовками, сараями и ангарами. В нескольких сотнях метров развернулось строительство нового стадиона, за оградой шумит Волоколамское шоссе, а здесь распростер крылья «воздушный извозчик», и несколько человек вокруг него возятся со старым авиационным металлом, возвращая ветерана в его прежнее рабочее состояние.
Как рассказали авиареставраторы, судя по серийным номерам, данный экземпляр «Ил-14» собран в 1957 г. на московском заводе №30 «Знамя труда». Известно, что это был военный самолет — санитарный вариант (в грузовом отсеке сохранились даже специальные лямки для фиксации носилок). Впоследствии «крылатую санитарку» «демобилизовали» и передали на баланс Федерации любителей авиации России. Так «Ил»-ветеран обосновался на площадке Тушинского аэродрома. Под конец той прошлой жизни он оказался фактически бесхозным. Начинку старого самолета основательно разгромили: приборы побиты, пучки проводов отрезаны или даже выдраны с мясом.
— Много раз, проезжая мимо территории аэродрома, я видел эту машину, — рассказывает Андрей Иванов. — С грустью отмечал, что она гибнет буквально на глазах, и решил наконец попытаться сохранить столь редкий в наши дни образец авиационной техники. Нам с товарищем удалось переоформить ретросамолет на себя. Его перекатили сюда, в более безопасное место Тушинского поля.
По мнению знатоков предмета, старый «Ил» вполне реально отреставрировать: ведь машина эта достаточно простая по конструкции. Задачу облегчает еще и то, что Андрей и его помощники смогли собрать — как говорится, с миру по нитке — практически всю необходимую техническую документацию по «четырнадцатым» (большую помощь здесь оказал авиационный музей в Монине). Кроме того у энтузиастов образовался ремонтный фонд — узлы, агрегаты, детали и приборы от «Ил-14», которые им повезло отыскать среди авиационного металлолома на отдаленных аэродромах и стоянках. Хотя есть, конечно, элементы, с которыми дела обстоят непросто. Например, лобовое стекло в кабине пилотов: оно ведь не простое, а специальной закалки, да еще снабженное электроподогревом!..
фото: Александр Добровольский
— Здесь нам помогли специалисты из корпорации, занимающейся в том числе и производством стекла для ракетно-космической техники, — рассказывает Иванов. — Они прониклись идеей и изготовили нам требуемую стеклянную деталь. Причем для этого пришлось восстановить старую методику и технологию. Два первых образца оказались негодными, и лишь с третьей попытки удалось изготовить стекло для пилотской кабины хорошего качества. Работы предстоит еще много, но мы уверены, что добьемся успеха. Ресурсное состояние самолета хорошее: бывшая «крылатая санитарка» успела полетать совсем мало, так что конструкции фюзеляжа, крыльев, обшивки сохранились очень неплохо. Правда, левый двигатель оказался серьезно поврежден, однако у нас в запасе есть такой же мотор, нужно только его перекинуть на место неисправного.
— Но ведь это же не простое дело, требующее определенной квалификации...
— Среди нашей реставрационной бригады собрались в том числе и выпускники авиационных, технических вузов. Один специализируется, например, по электропроводке, двое других ребят освоили ремонт винтов, найдутся и те, кто в состоянии вполне профессионально заняться сменой двигателя... Кроме того удалось привлечь специалистов, в свое время работавших техниками на обслуживании «Ил-14». Конечно, необходим в некоторых случаях специальный инструмент, да и часть деталей и узлов нужно изготавливать заново. Но тут мы рассчитываем на содействие специалистов одного из заводов неподалеку от Москвы, где удалось договориться о выполнении индивидуального заказа для этого «Ила».
— Закончите вы восстановление самолета, и что же дальше с ним делать?
— Использовать по прямому назначению, конечно! Пока эта крылатая машина в госреестре не значится. Но мы собираемся восстановить для нее все необходимые документы. Есть летчики-испытатели, которые готовы облетать отремонтированный самолет-ветеран, чтобы он мог на законных основаниях получить летный паспорт... Правда, тут сразу возникает проблема финансового свойства: как только мы официально зарегистрируем этот самолет, на него начнут начислять транспортный налог — такой же, как на обычный автомобиль. А поскольку моторы у «Ил-14» помощнее, чем движки самых крутых иномарок, то и сумма налога будет прямо-таки запредельная — порядка 470 тысяч рублей в год!
— Да, сумма впечатляющая! А как же удастся поднять в воздух «Ил», который стоит в Тушине? Ведь аэродром-то здесь уже не функционирует...
— Завершив восстановление самолета, мы снимем с него консоли крыльев, в таком компактном виде переместим на край бывшего летного поля — к берегу Москвы-реки, погрузим на баржу и переправим водой к одному из действующих аэродромов малой авиации — Большое Грызлово. Там и предстоит «прописаться» нашему «Ил-14». Мы будем вылетать на нем на авиашоу, участвовать в перелетах в стиле ретро...