Но платить по этим заказам министерство планирует не ранее 2017 г., причем в бюджете не предусмотрены средства на покупку самолетов. А заводу к этому времени нужно будет построить более 20 из 70 самолетов, уточнил источник. Деньги придется брать в госбанках, в частности в Сбербанке. Проценты и размер кредита обсуждаются (обычно их стоимость около 6-8% годовых), добавляет он. Сотрудник Минобороны подтвердил, что контракт по закупке самолетов будет финансироваться с привлечением кредитов госбанков. По его словам, такая схема финансирования госзаказа активно применяется уже несколько лет: количество подобных кредитов уже давно превысило 0,5 трлн руб., в прошлом году Минобороны выплатило банкам не менее 10 млрд руб. Процентные выплаты, равно как и выплаты по самим кредитам, закладываются в бюджет, основная нагрузка на него будет после 2015 г., говорит собеседник «Ведомостей».
Однако на производство самолетов в ближайшее время «Авиастару» потребуется около $1 млрд, говорит близкий к ОАК источник. Увеличение кредитного портфеля автоматически делает нерентабельным производство. Но если контракт предусматривает гибкий график платежей для Минобороны, то для завода требования жесткие: при срыве контракта ему грозят серьезные судебные иски, которые министерство уже не раз выигрывало. Впрочем, официальный представитель ОАК напоминает, что первая часть контракта на производство 39 самолетов была подписана еще в октябре и каждая сторона его исполняет.
Заказ на производство Ил-76МД и Ил-78 — часть консолидированного заказа от госструктур, напоминает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Именно этот контракт чиновники называли спасением ульяновского «Авиастара», который из-за сворачивания ряда проектов (например Т-204СМ) был под угрозой закрытия. Но сейчас на фоне вынужденного сокращения уставного капитала ОАК на 30 млрд руб. завод втягивается в еще большую долговую яму, а контракты, призванные спасти авиапром, могут его окончательно разорить, предупреждает Гусаров.
Справка:
Убыточные самолеты ОАК
Займы негативно отразились на показателях производителя гражданского SuperJet – ГСС. Из внебюджетных источников на него было потрачено (в основном заемных средств) 20,3 млрд руб. От продажи первых самолетов ГСС получила убыток в 12 млрд руб., сообщала в июле Счетная палата. Осенью государство вынуждено было провести допэмиссию и предоставить госгарантии, чтобы рефинансировать его долги.