При этом представитель ГСС утверждает, что компания выявила причины неполадок и сейчас устраняет их. В ближайшие дни состоятся совещания с представителями «Аэрофлота», а в течение недели самолеты вновь встанут на крыло, заверил он. «Самолет переживает детские болезни, как и все новые, в том числе и зарубежные, машины», — объясняет представитель ГСС. Речь идет о новинке Boeing — самолете Dreamliner. Его поставки на рынок задержались на несколько лет. А недавно регуляторы США и ряда других стран временно остановили полеты этих самолетов из-за неполадок с аккумуляторами. Когда закончится расследование причин инцидентов, неизвестно.
Проблема на самом деле гораздо серьезнее, уверяет близкий к Росавиации источник. Согласно данным регистраторов полетов, из имеющихся у «Аэрофлота» 10 SSJ-100 регулярно летают сейчас лишь три. Остальные семь уже несколько дней находятся в ремонте, отмечает собеседник «Ведомостей».
«Аэрофлот» — первый эксплуатант этих машин. Авиакомпания получила льготы и скидки, напоминает представитель ГСС. Сейчас портфель заказов составляет 179 лайнеров.
О неполадках SSJ-100 известно давно. Еще год назад авиакомпания констатировала, что суточный налет самолетов составил в среднем 3,9 часа при стандартном показателе для региональной техники в 8-9 часов. Простои были вызваны как неполадками судов, так и несвоевременной поставкой запчастей для их устранения, говорилось в презентации «Аэрофлота» для Росавиации. Но тогда источник в ГСС сообщил, что прямых убытков от простоя самолетов «Аэрофлот» не несет.
Их авиакомпании оплачивает сам производитель, говорили «Ведомостям» источники, близкие к «Аэрофлоту» и ГСС. Размер компенсационных платежей собеседники «Ведомостей» не называли. И это была далеко не единственная уступка ГСС «Аэрофлоту». Всего авиакомпания законтрактовала 30 самолетов и получила гигантскую скидку — 38% от каталожной цены ($19 млн вместо $31 млн). Помимо этого ГСС предоставила авиакомпании бесплатное инжиниринговое обслуживание, техническую поддержку, обучила пилотов-инструкторов и обеспечила тренажер для их подготовки, говорит близкий к компании источник. Близкий к «Аэрофлоту» источник сказал, что все это вместе тянет на несколько десятков миллионов долларов.
Наиболее эффективная эксплуатация новой техники достигается в течение первых 2-4 лет со дня эксплуатации, добавляет представитель ГСС. Пока же прошло только чуть больше года, напоминает он. Представитель ГСС добавляет также, что первые самолеты были поставлены «Аэрофлоту» не в той комплектации, которая была предусмотрена контрактом. ГСС готова в ближайшие годы обменять их на новые самолеты.
Впрочем, проблему качества SSJ-100 приходится решать не только Росавиации и «Аэрофлоту». Несколько дней назад министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел совещание по этому вопросу, говорит близкий к ГСС источник. Его итоги он раскрывать не стал. Но отметил, что сразу после этого было объявлено о том, что с 1 февраля президентом ГСС вместо Владимира Присяжнюка станет Андрей Калиновский, ранее занимавший должность первого вице-президента компании по производству и директора ее филиала в Комсомольске-на-Амуре. Впрочем, официальной причиной перестановок называлось тогда истечение срока контракта Присяжнюка.
Представители «Аэрофлота» и Росавиации от комментариев отказались.