Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылатые терминаторы Микояна


9 декабря 2013 года Антон Валагин, Российская газета


9 декабря 1970 года не стало Артема Микояна, выдающегося советского авиаконструктора, совместно с Михаилом Гуревичем создавшего несколько поколений истребителей. На самолетах Микояна было установлено 55 мировых рекордов. Мы вспомнили самые интересные разработки ОКБ МиГ.

Мировой самолет

Первым советским реактивным истребителем стал МиГ-9. Широкого распространения он не получил из-за "бумажной войны" авиапрома, госконтроля и ВВС. Кроме того, летчики боялись летать на самолетах без винта, а механики не имели опыта работы с реактивными двигателями. Но накопленный при создании самолета опыт позволил КБ Микояна и Гуревича создать МиГ-15, один из лучших истребителей своего времени.

Звездным часом МиГов стала война в Корее. Для США появление новейших советских истребителей стало полной неожиданностью: МиГ-15 легко расправлялся с тихоходными F-80, успешно охотился за бомбардировщиками, поэтому американцы срочно перебросили на Дальний Восток недавно поступившие на вооружение F-88 Sabre.

- МиГ имел превосходство в скороподъемности, в то время как "Сейбр" обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах. Очень часто исход поединка решала первая атака. После удара МиГи быстро уходили на высоту, "Сейбры" же, наоборот, старались прижаться к земле. Каждый стремился использовать лучшие боевые качества своего самолета, поэтому порой схватка ограничивалась одной атакой, после которой мы оказывались наверху, а американцы - внизу, - рассказал командир эскадрильи Сергей Крамаренко, одержавший в Корее 13 воздушных побед.

МиГ-15 - самый массовый реактивный боевой самолет в мире. Помимо СССР, его по лицензии производили в Польше, Чехословакии и Китае. Всего было построено более 15 тысяч самолетов. Истребитель более полувека стоял на вооружении 40 стран.

Истребитель "Фантомов"

На долю МиГ-19 пришлось большинство воздушных побед войны во Вьетнаме и вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном. Во Вьетнаме китайские копии МиГ-19 под названием J-6, управляемые местными летчиками, жгли американские "Фантомы", над Кашмиром уничтожали Су-7 индийских ВВС.

Мощное вооружение истребителя - три 30-миллиметровых пушки, - сочеталось с великолепной маневренностью и хорошей скороподъемностью. Летчики отмечались высокую надежность самолета. После ввода советских войск в Афганистан МиГ-19 ВВС Пакистана сбили два афганских МиГ-21 и пытались атаковать советские штурмовики Су-25 - правда, безуспешно.

В СССР Миг-19 применялся для перехвата нарушителей границ. На его счету американский дальний разведчик RB-47, сбитый в 1960 году над Заполярьем, несколько самолетов ВВС США, уничтоженных в небе ГДР, огромное количество разведывательных аэростатов.

Смертоносная "балалайка"

Следующим хитом Микояна стал МиГ-21, самый распространенный в мире сверхзвуковой самолет. Запущенный в серию более полувека назад, он до сих пор производится в Китае. Отличительная особенность 21-го - очень низкая себестоимость. Экспортная модификация самолета обходилась дешевле БМП-1.

В НАТО МиГ-21 получил труднообъяснимое имя "fishbеd" (геологический слой, богатый окаменелыми остатками рыб). Советские летчики за треугольное крыло прозвали истребитель "балалайкой".

Вместе с предыдущей моделью МиГ-21 успешно воевал во Вьетнаме. Маленький и маневренный истребитель стал серьезным противником для американских "Фантомов" второго поколения. В США даже была разработана специальная тактика воздушного боя с ним. Вьетнамские летчики придерживались советской тактики: наводимые на цель с земли истребители пристраивались снизу и сзади американских самолетов, атаковали их управляемыми ракетами и уходили на базу. Своеобразный рекорд установил Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 самолетами ВВС США и сбивший командира американского авиакрыла.

Зоркий глаз

Штурмовик МиГ-27 за отличный обзор из кабины получил прозвище "балкон с видом на поле боя", однако по-настоящему зорким самолетом стал перехватчик МиГ-31. На нем впервые в мире появилась радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, позволяющая обнаруживать воздушные цели (в том числе малозаметные) на дистанции 320 километров.

Бортовая электроника отслеживает 24 цели, сопровождает 10 из них, выбирает четыре наиболее важные и наводит на них ракеты "воздух-воздух" большой дальности. Четыре МиГ-31 способны контролировать воздушное пространство над фронтом 800-900 километров.

Изначально эти самолеты предназначались для перехвата крылатых ракет на всех диапазонах высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Одно время укомплектованные ими полки имели статус спецназа.

Верткий и емкий

Модернизированный МиГ-29 является основным истребителем ВВС России и одновременно летающей лабораторией для испытаний новых технологий. На нем установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги, сообщающие самолету новый уровень маневренности.  В частности, МиГ-29ОВТ может буквально развернуться вокруг своего хвоста.

Модификация СМТ получила новейшую бортовую электронику, дополнительные топливные баки и оборудование для дозаправки в воздухе. Первые МиГ-29 летчики в шутку называли "самолетом ближнего привода", имея в виду, что топлива в нем хватало, чтобы облететь аэродром.

Истребитель будущего

Опытная разработка истребителя пятого поколения 1.44 в серии должна была получить название МиГ-35 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель). Самолет планировалось оснащать двигателями с управляемым вектором тяги, в его производстве широко применялись стелс-технологии: геометрия килей была спроектирована с учетом минимальной радиолокационной заметности, самолет покрывался радиопоглощающими материалами.

Все вооружение 1.44 располагалось в закрытых отсеках. Самолет оснащался 30-миллиметровой пушкой и был способен нести до 12 тонн бомб и ракет на 20 точках подвески. Максимальная скорость у земли составляла 1500 километров в час, на высоте - 3185 километров в час, дальность полета четыре тысячи километров, практический потолок - 20 км.

В 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА, остановившее разработку 1.44. Единственный летный прототип, поднявшийся в небо 29 февраля 2000 года, находится в ЛИИ имени Громова в Монино, а МиГ-35 назвали глубоко модернизированный вариант МиГ-29.
 



комментарии (3):

Leonid27      10/12/2013 [00:07:39]#1
Ребята, братцы, ну давайте же будем точны в мелочах!
ЛИИ им ММ Громова находится не в Монино, а в Жуковском. А П 1.44 стоит не в ЛИИ, а на аэродроме ЛИИ в ЛИЦ ОКБ Микояна.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/12/2013 [00:58:45]#2
К сожалению, дефицит авиационных журналистов столь же велик, как и пилотов :)
Вот и в Российской Газете нет ни одного авиационного журналиста, который бы был в теме и не допускал таких ляпов. Мы же авторский текст править не имеем права.

HZ66      10/12/2013 [02:01:10]#3
А где МиГ-25 и 23? Они уж точно интереснее МиГ-27













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer