Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылатые терминаторы Микояна


9 декабря 2013 года Антон Валагин, Российская газета


9 декабря 1970 года не стало Артема Микояна, выдающегося советского авиаконструктора, совместно с Михаилом Гуревичем создавшего несколько поколений истребителей. На самолетах Микояна было установлено 55 мировых рекордов. Мы вспомнили самые интересные разработки ОКБ МиГ.

Мировой самолет

Первым советским реактивным истребителем стал МиГ-9. Широкого распространения он не получил из-за "бумажной войны" авиапрома, госконтроля и ВВС. Кроме того, летчики боялись летать на самолетах без винта, а механики не имели опыта работы с реактивными двигателями. Но накопленный при создании самолета опыт позволил КБ Микояна и Гуревича создать МиГ-15, один из лучших истребителей своего времени.

Звездным часом МиГов стала война в Корее. Для США появление новейших советских истребителей стало полной неожиданностью: МиГ-15 легко расправлялся с тихоходными F-80, успешно охотился за бомбардировщиками, поэтому американцы срочно перебросили на Дальний Восток недавно поступившие на вооружение F-88 Sabre.

- МиГ имел превосходство в скороподъемности, в то время как "Сейбр" обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах. Очень часто исход поединка решала первая атака. После удара МиГи быстро уходили на высоту, "Сейбры" же, наоборот, старались прижаться к земле. Каждый стремился использовать лучшие боевые качества своего самолета, поэтому порой схватка ограничивалась одной атакой, после которой мы оказывались наверху, а американцы - внизу, - рассказал командир эскадрильи Сергей Крамаренко, одержавший в Корее 13 воздушных побед.

МиГ-15 - самый массовый реактивный боевой самолет в мире. Помимо СССР, его по лицензии производили в Польше, Чехословакии и Китае. Всего было построено более 15 тысяч самолетов. Истребитель более полувека стоял на вооружении 40 стран.

Истребитель "Фантомов"

На долю МиГ-19 пришлось большинство воздушных побед войны во Вьетнаме и вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном. Во Вьетнаме китайские копии МиГ-19 под названием J-6, управляемые местными летчиками, жгли американские "Фантомы", над Кашмиром уничтожали Су-7 индийских ВВС.

Мощное вооружение истребителя - три 30-миллиметровых пушки, - сочеталось с великолепной маневренностью и хорошей скороподъемностью. Летчики отмечались высокую надежность самолета. После ввода советских войск в Афганистан МиГ-19 ВВС Пакистана сбили два афганских МиГ-21 и пытались атаковать советские штурмовики Су-25 - правда, безуспешно.

В СССР Миг-19 применялся для перехвата нарушителей границ. На его счету американский дальний разведчик RB-47, сбитый в 1960 году над Заполярьем, несколько самолетов ВВС США, уничтоженных в небе ГДР, огромное количество разведывательных аэростатов.

Смертоносная "балалайка"

Следующим хитом Микояна стал МиГ-21, самый распространенный в мире сверхзвуковой самолет. Запущенный в серию более полувека назад, он до сих пор производится в Китае. Отличительная особенность 21-го - очень низкая себестоимость. Экспортная модификация самолета обходилась дешевле БМП-1.

В НАТО МиГ-21 получил труднообъяснимое имя "fishbеd" (геологический слой, богатый окаменелыми остатками рыб). Советские летчики за треугольное крыло прозвали истребитель "балалайкой".

Вместе с предыдущей моделью МиГ-21 успешно воевал во Вьетнаме. Маленький и маневренный истребитель стал серьезным противником для американских "Фантомов" второго поколения. В США даже была разработана специальная тактика воздушного боя с ним. Вьетнамские летчики придерживались советской тактики: наводимые на цель с земли истребители пристраивались снизу и сзади американских самолетов, атаковали их управляемыми ракетами и уходили на базу. Своеобразный рекорд установил Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 самолетами ВВС США и сбивший командира американского авиакрыла.

Зоркий глаз

Штурмовик МиГ-27 за отличный обзор из кабины получил прозвище "балкон с видом на поле боя", однако по-настоящему зорким самолетом стал перехватчик МиГ-31. На нем впервые в мире появилась радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, позволяющая обнаруживать воздушные цели (в том числе малозаметные) на дистанции 320 километров.

Бортовая электроника отслеживает 24 цели, сопровождает 10 из них, выбирает четыре наиболее важные и наводит на них ракеты "воздух-воздух" большой дальности. Четыре МиГ-31 способны контролировать воздушное пространство над фронтом 800-900 километров.

Изначально эти самолеты предназначались для перехвата крылатых ракет на всех диапазонах высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Одно время укомплектованные ими полки имели статус спецназа.

Верткий и емкий

Модернизированный МиГ-29 является основным истребителем ВВС России и одновременно летающей лабораторией для испытаний новых технологий. На нем установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги, сообщающие самолету новый уровень маневренности.  В частности, МиГ-29ОВТ может буквально развернуться вокруг своего хвоста.

Модификация СМТ получила новейшую бортовую электронику, дополнительные топливные баки и оборудование для дозаправки в воздухе. Первые МиГ-29 летчики в шутку называли "самолетом ближнего привода", имея в виду, что топлива в нем хватало, чтобы облететь аэродром.

Истребитель будущего

Опытная разработка истребителя пятого поколения 1.44 в серии должна была получить название МиГ-35 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель). Самолет планировалось оснащать двигателями с управляемым вектором тяги, в его производстве широко применялись стелс-технологии: геометрия килей была спроектирована с учетом минимальной радиолокационной заметности, самолет покрывался радиопоглощающими материалами.

Все вооружение 1.44 располагалось в закрытых отсеках. Самолет оснащался 30-миллиметровой пушкой и был способен нести до 12 тонн бомб и ракет на 20 точках подвески. Максимальная скорость у земли составляла 1500 километров в час, на высоте - 3185 километров в час, дальность полета четыре тысячи километров, практический потолок - 20 км.

В 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА, остановившее разработку 1.44. Единственный летный прототип, поднявшийся в небо 29 февраля 2000 года, находится в ЛИИ имени Громова в Монино, а МиГ-35 назвали глубоко модернизированный вариант МиГ-29.
 



комментарии (3):

Leonid27      10/12/2013 [00:07:39]#1
Ребята, братцы, ну давайте же будем точны в мелочах!
ЛИИ им ММ Громова находится не в Монино, а в Жуковском. А П 1.44 стоит не в ЛИИ, а на аэродроме ЛИИ в ЛИЦ ОКБ Микояна.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/12/2013 [00:58:45]#2
К сожалению, дефицит авиационных журналистов столь же велик, как и пилотов :)
Вот и в Российской Газете нет ни одного авиационного журналиста, который бы был в теме и не допускал таких ляпов. Мы же авторский текст править не имеем права.

HZ66      10/12/2013 [02:01:10]#3
А где МиГ-25 и 23? Они уж точно интереснее МиГ-27













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer