6 ДИРЕКТОРОВ ЗА 5 ЛЕТ
Сегодня решением совета директоров ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Аксан Гиниятуллин уволен с поста генерального директора авиакомпании. Об этом сообщила пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, но от каких-либо уточнений в минтрансе воздерживаются...
Гиниятуллин стал шестым и самым молодым (родился 15 ноября 1977 года) гендиректором АКТ и пробыл на этом посту дольше всех из последних ее глав. До него компанию возглавляли: Магомед Закаржаев (13 июля 1999 — 10 июня 2008), Газинур Хайруллин (до 13 марта 2009 года), Валерий Шнякин (и.о. до 30 декабря 2009 года), Валерий Портнов (до 24 декабря 2010 года) и Руслан Шакиров (сегодня исполнительный директор АКТ).
Гиниятуллин был назначен 22 декабря 2011 года. Одновременно было объявлено о новом этапе в жизни АКТ — уходе болгарских партнеров и интеграции с «Ак Барс Аэро» (АБА) под крылом холдинговой компании «Ак Барс». «В соответствии с государственным курсом на интеграцию авиапредприятий, принято решение о создании в Республике Татарстан конкурентоспособной авиакомпании, которая достойна представлять республику на федеральном и международном уровне, — говорилось тогда в пресс-релизе холдинга. — Акционерами ОАО «Авиакомпания «Татарстан» принято решение о назначении генеральным директором авиакомпании «Татарстан» Гиниятуллина Аксана Римовича, имеющего опыт в управлении проектами, в том числе инвестиционным проектом «Обновление парка воздушных судов» в ОАО «Бугульминское предприятие». Прежний генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан», Шакиров Руслан Рафаилевич, займет пост исполнительного директора в этой же авиакомпании».
Тогда же на встрече с коллективом АКТ гендиректор холдинга Иван Егоров заявил, что объединение авиакомпаний — в долгосрочной перспективе, а пока ХК становится основным акционером АКТ: «Я хочу подчеркнуть, что мы государственная компания. Под управлением одного акционера — «Ак Барс Холдинга» — эти два национальных перевозчика станут еще сильнее, продолжат плодотворную работу для достижения новых больших задач, не создавая при этом избыточной конкуренции между собой. Это позволит более эффективно выполнять свои обязательства перед пассажирами и обеспечивать безопасность полетов. И без вас, профессионалов своего дела, нам не справиться. «Ак Барс Холдинг» — это социально ответственная компания. Наши приоритеты неизменны, прежде всего это выполнение всех социальных обязательств, сохранение рабочих мест, повышение благосостояния сотрудников. Хочу подчеркнуть, что меняется не коллектив, меняется акционер и методы управления компании. Уверен, работы хватит всем».
Увы, как мы видим, эти планы оказались нереализованными.
«...ЕСЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ ЗАХОТЯТ РЕАЛИЗОВАТЬ ТАКОЙ СЦЕНАРИЙ»
Комментируя уход Гиниятуллина и новость о возможной передаче парка АКТ в АБА, источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли высказал мнение, что недавняя передача акбарсовских самолетов в обратном направлении выглядела более логичной, дешевой и беспроблемной. По его мнению, АКТ более «барсов» «вооружена» всевозможными международными сертификатами. Но катастрофа «Боинга» сделала этот вариант неприемлемым, прежде всего с точки зрения репутационной катастрофы для АКТ.
Источник предполагает, что у следующего руководителя АКТ будет временный статус — он должен будет в кратчайшие сроки обеспечить передачу дел в АБА. Собеседник газеты полагает, что это будет человек из авиакомпании, и называет имена двух замов Гиниятуллина: заместителя по безопасности полетов Валерия Севрюкова и технического директора Виталия Князева... Узнать точку зрения Гиниятуллина не удалось — его телефон не отвечал, руководство ХК «Ак Барс» тоже не комментирует ситуацию.
Некоторыми предположениями с «БИЗНЕС Online» поделился главный редактор специализированного портала Aviaru.Net, эксперт комитета Госдумы РФ по транспорту Роман Гусаров.
— Роман, как можете охарактеризовать два года работы Гиниятуллина на посту гендиректора авиакомпании «Татарстан»?
— В августе прошлого года мы беседовали c Аксаном Гиниятуллиным. Он много рассказывал о планах по стратегическому развитию компании. Я понял, что у него есть уверенность в том, что решение по реструктуризации долгов может быть найдено. В ходе более поздних кратких контактов он говорил, что они вот-вот закончат этот процесс и выйдут на решение финансовых проблем... По стратегии все было более-менее ясно, в том числе и по структуре парка. И это начало реализовываться на деле, мы видим, что пришли 15 региональных самолетов Cessna 208. Все это не просто так происходило, была видна поддержка и со стороны «Росавиации», и со стороны правительства Татарстана. Компания была выбрана главным оператором по перевозкам в ПФО... Но катастрофа сильно "подрубила" все эти планы, а, скорее всего, сделала их нереализуемыми.
— Можно предположить, что станет с компанией?
— Сегодня, как мне кажется, удержать, сохранить авиакомпанию очень сложно. Это, конечно, самый худший сценарий, но, боюсь, никто компанией заниматься уже не будет, и ее деятельность просто свернут. Специалистов, которые могли бы вытащить компанию из столь тяжелой ситуации, не так много. И, так скажем, не всегда сходятся интересы владельцев авиакомпании и таких продвинутых руководителей.
— Возможно ли, что пригласят кого-то из-за пределов республики и, может быть, даже человека с именем?
— Назначение Гиниятуллина было желанием поставить во главе молодых, энергичных, амбициозных — молодую команду, которая имела бы энергию привести компанию в порядок. Смена же руководителя сегодня... Если планы по передаче парка другой авиакомпании будут реализовываться, то нужны управляющие другого порядка. Нужен конкурсный управляющий или ликвидатор. Это, кстати, мы наблюдали и в ряде других авиакомпаний. Незадолго до банкротства «Авиановы» там тоже произошла смена руководителя, перед которым акционеры поставили задачу ликвидировать авиакомпанию. Так что не исключаю, что здесь аналогичный случай и будет найден профессиональный ликвидатор.
— Можно ли назвать кого-то конкретно?
— Я знаю несколько таких высокопрофессиональных специалистов, но называть бы их не хотелось.
— Возможен ли вариант, что на месте АКТ будут делать новую авиакомпанию?
— Думаю, что новую авиакомпанию делать не будут — это очень сложно в нынешних условиях. Моя версия: это просто передача маршрутной сети, сотрудников, парка в «Ак Барс Аэро». Наверное, это будет самый безболезненный процесс, если все это «Ак Барс» возьмет на себя. Но это должно делаться по договоренности с федеральными властями, если они захотят реализовать такой сценарий.
Справка
Аксан Гиниятуллин родился 15 ноября 1977 года (отметим — одногодок Руслана Шакирова) в Ташкенте. В 1999 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации (квалификация «инженер»). Второе высшее образование получил в Фордхэмском университете (Нью-Йорк), который окончил в 2003 году, квалификация «специалист по корпоративным финансам и бухгалтерии», профиль деятельности — проектный менеджмент. Имеет опыт ведения бизнеса в Америке, Канаде, Индии, Китае, странах Центральной Азии.
До 2009 года работал в США и Канаде на должностях консультанта и генерального менеджера крупных североамериканских компаний. С 2009 года — советник генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». С 2010 года — заместитель генерального директора — руководитель инвестиционного проекта «Обновление парка воздушных судов» ОАО «Бугульминское авиапредприятие» (ныне — «Ак Барс Аэро»). В настоящее время занимает должность заместителя генерального директора по стратегическому развитию «Ак Барс Аэро».
Женат, воспитывает дочь.