Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неконтроль качества. О не сделанных выводах после катастрофы Red Wings


29 декабря 2013 года РИА Новости


Российская авиация выполняет, а иногда даже перевыполняет план — по одной авиакатастрофе в год. Сегодня годовщина трагедии, когда Ту-204 авиакомпании Red Wings неудачно приземлился во "Внуково". Катастрофа унесла жизни пяти членов экипажа. Полтора месяца назад разбился самолет авиакомпании "Татарстан" — жертв трагедии в десять раз больше. И, хотя речь идет о казалось бы разных авиапроисшествиях — проблема здесь одна: недостаточный контроль за подготовкой летного персонала, эксплуатацией и техническим обслуживанием самолетов со стороны надзирающих органов и самих авиакомпаний, уверены эксперты.

Год назад — 29 декабря самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings после неудачной посадки в московском аэропорту "Внуково" выехал за пределы полосы и пробил ограждение аэродрома, остановившись только на Киевском шоссе. Погибли пять членов экипажа, еще трое были ранены. Пострадал водитель автомобиля, проезжавший по Киевскому шоссе — в его машину попало колесо шасси самолета.

По факту ЧП в аэропорту было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушных судов".

Некоторые эксперты стали обвинять во всех проблемах самолет, который был спроектирован еще в конце прошлого века. Но потом выяснилось, что самолет ни при чем. Напротив, умная машина спасла за время своей эксплуатации немало человеческих жизней.

Поначалу следствием рассматривались две версии авиакатастрофы: ошибка пилотов и отказ техники. И сперва винили именно технику. Так, 24 января МАК заявил, что катастрофа лайнера произошла по причине несрабатывания реверса.

Таким образом, один из самых безотказных отечественных самолетов, за все время эксплуатации, с которым не произошло ни одной катастрофы с летальными исходами, едва не попал в черный список. На тот момент даже не исключалась остановка Росавиацией вылетов целого типа Ту-204. Кроме Red Wings его эксплуатировали "Владивосток Авиа", "КавминводыАвиа", модификация Ту-204 —Ту-214 есть в авиапарке "Трансаэро".

В ходе более детального расследования выяснилось, что причиной катастрофы пассажирского Ту-204, стал ряд факторов, в первую очередь человеческий, который в итоге и привел к фатальным последствиям.

Хроника катастрофы

Согласно отчету МАК: "В ходе предпосадочной подготовки капитан воздушного судна (КВС) определил расчетную скорость на глиссаде как 210 км/ч, при этом уточнил, что выдерживать необходимо 230 км/ч. Снижение по глиссаде проходило в директорном режиме с отключенным автоматом тяги со средней приборной скоростью около 255 км/ч и вертикальной скоростью —3…-5 м/с. Пролет ближнего приводного радиомаяка был выполнен на высоте 65…70 м. Входной торец взлетно-посадочной полосы был пройден на высоте около 15 м и приборной скорости 260 км/ч".

"Они шли по глиссаде с превышением скорости, уже это должно было заставить их идти на второй круг", — объясняет главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.

"Возможно, у пилотов была уверенность, что посадить пустой самолет, который возвращался уже без пассажиров, будет проще. Конечно, все хотели домой, в семью, успеть подготовиться к Новому году. Но пустой самолет стал причиной того, что торможение было более сложным. Это законы физики. Более высокая скорость при приземлении привела к тому, что машина не ехала, а практически парила над полосой, задевая ее то одной, то другой стойкой шасси. Поэтому не произошло автоматического обжатия двух стоек шасси одновременно, и реверс не сработал", — говорит Гусаров.

К слову, самолет был спроектирован так, чтобы реверс ни в коем случае нельзя было включить во время полета — это бы неминуемо привело к авиакатастрофе. Поэтому машина "думала", что она в небе. Сигнал о том, что она приземлилась, ей дан не был. А значит и блокировала торможение. Напротив, происходило увеличение прямой тяги двигателей.

"Предвосхищая такой сценарий, советские инженеры (самолет Ту-204 был разработан в конце 80-х — начале 90-х, в коммерческое производство он поступил в 1995 году), предусмотрели малый реверс, который необходимо активировать перед тем, как включить полный. Если система не срабатывает, полный реверс включать нельзя. В этой ситуации было бы правильнее не включать систему автоматического торможения, а дать машине катиться по полосе, после воспользоваться педалями тормоза. С большой вероятности это спасло бы жизни экипажа. Но и эта рекомендация была проигнорирована — был включен сразу полный реверс, причем, эти попытки повторились несколько раз. Это еще больше увеличило скорость до взлетной. Но даже после первого невключения системы торможения у экипажа был шанс на этом этапе уйти на второй круг", — сожалеет Гусаров.

Режим управления реверсом находился в положении "максимального реверса" около 8 секунд, после чего он был выключен. За это время приборная скорость увеличилась до 240 км/ч, говорилось в отчете МАК. "Это, фактически, взлетная скорость", — поясняет Гусаров.

У экипажа было порядка десятка способов избежать катастрофы и лишь один шанс довести ситуацию до катастрофической и они им, к сожалению, воспользовались, резюмирует эксперт.

Как Ту-204 спас пассажиров

Другой случай с таким же самолетом произошел десятью годами раньше этой трагедии. Утром 14 января 2002 года в аэропорту Омска произошло выкатывание самолета Ту-204-100 (RA-64011) авиакомпании "Сибирь" на концевую полосу безопасности на расстояние около 400 метров. Лайнер выполнял регулярный рейс 852 по маршруту Франкфурт-на-Майне — Новосибирск. Но из-за плохих погодных условий вынужден был приземлиться в находящемся в удалении аэропорту Омска. На борту самолета находилось 119 пассажиров.

Как сообщала тогда газета "Труд", примерно на высоте от 1880 до 2000 метров у самолета отключились оба двигателя — закончилось топливо. Машина обесточилась, потеряла связь с землей. С этой высоты многотонный лайнер начал планировать, и экипажу удалось дотянуть машину до взлетно-посадочной полосы.

Здесь новосибирский экипаж Андрея Чистосердова сработал на отлично спас машину и более 100 пассажиров.

"Похожая история произошла с другим Ту-204", — вспоминают старожилы "Внуково". Произошла она в конце 90-х. "Пассажиры еще долго не могли выйти из ресторанов аэропорта после такого стресса", — вспоминают они.

Так что в критических ситуациях самолет Ту-204 имеет такой запас прочности, что и с выключенными двигателями, с пустыми баками способен приземляться на полосу.

Системный кризис

Произошедшее с самолетом Red Wings очень похоже на историю уже с иностранным лайнером Boeing-737 авиакомпании "Татарстан". Хотя, казалось бы, в первой самолет не был отправлен на второй круг.

Говорить об итогах расследования по "Татарстану" пока преждевременно. Но, как с катастрофой месячной давности, так и с Ту-204 важнейшую роль играет человеческий фактор. На этом фоне рассуждения старый самолет (самолету "Татарстана" было 23 года) или новый, российский или иностранный теряют всякие основания, уверен Гусаров.

К слову, Red Wings — крупнейший эксплуатант отечественной техники до сих пор не оправился от последствий катастрофы. Авиакомпанию едва не закрыли. Она поменяла владельца — Александр Лебедев продал ее брату совладельца группы "Гута" Сергею Кузнецову. Вряд ли скоро перевозчик выйдет на те результаты (топ-15 российских авиакомпаний), которые показывал до авиакатастрофы. Сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан" Росавиация пару недель назад тоже приняла решение отозвать.

"Но винить в произошедшем только летный персонал не правильно и не справедливо. Качество контроля за подготовкой и эксплуатацией самолетов в российских авиакомпаниях оставляет желать лучшего. Почему за месяц-два до обеих этих катастроф Росавиация и Ространснадзор давали положительное заключение о деятельности этих авиакомпаний. А когда случалась катастрофа, будто из-под полы появлялись выявленные в этих прочерках системные замечания к работе перевозчиков",- недоумевает эксперт.



комментарии (1):

sibnavigator      01/01/2014 [13:00:07]#1
Пока не будет безусловного, неукоснительного соблюдения Минтрансом и его подчиненными структурами Стандартов Приложения 19 к Конвенции ИКАО "Управление безопасности полетов" в части в внедрения конфиденциальных сообщений - беды будут продолжаться.

Чиновники игнорируют мнение авиаторов, хотя и давно уже на практике известно, что:

НИКТО ЛУЧШЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА НЕ ЗНАЕТ,
КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ СИСТЕМА.

Посмотрите взгляд опытнейших авиаторов на причины данной катастрофы. http://www.aviasafety.ru/trage ...
Было бы полезно изучить конфиденциальный доклад и вновь назначенному Генеральному директору фирмы "Туполев". И, наверное, как это принято в среде авиационных специалистов - изучить под роспись...

С уважением,
АМ.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5Gcw
Объявление: https://youdo.com/lawyer/arbitration/, подробное описание здесь.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/store-delivery/perekrestok/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer