Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


X-47B – первая ласточка умных дронов


3 декабря 2013 года Василий Сычев, Военно-промышленный курьер


Командование ВМС США активно занимается реализацией программы разработки перспективных палубных беспилотных летательных аппаратов, которые в будущем станут выполнять множество задач. В частности, такие беспилотники согласно предварительным требованиям военных должны будут уметь взлетать и садиться на палубу авианесущего корабля, проводить разведку, рекогносцировку и наблюдение, наносить высокоточные удары по объектам противника, находящимся под прикрытием системы противовоздушной обороны, и даже дозаправляться в воздухе и производить дозаправку других беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. Начало же программе перспективных палубных дронов положила программа демонстратора технологий X-47B UCAS-D.

Работы по созданию палубного беспилотника для американских ВМС начались в США в середине 2000 года. Разработкой аппаратов занимались тогда две компании – Boeing, представившая в 2002 году БЛА X-45, и Northrop Grumman, создавшая X-47A Pegasus. Впоследствии командование ВМС заключило с Northrop Grumman контракт на создание аппарата – демонстратора технологий, который и получил обозначение X-47B UCAS-D (Unmanned Combat Air System-Demonstrator).
 
Испытали по полной программе
 
X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общей массой до двух тонн. Беспилотник способен развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние свыше четырех тысяч километров. Сейчас аппарат оснащен лишь системой управления и обмена информацией и оборудованием, необходимым для маневрирования на загруженной палубе авианосца. Дополнительных боевых систем на дрон пока нет и даже не планируется устанавливать. К настоящему времени ВМС США потратили на проект X-47B 1,4 миллиарда долларов. Первый полет демонстратора палубного БЛА состоялся 4 февраля 2011 года, он откладывался на протяжении двух лет.
 
Вскоре после этого началась подготовка к проведению его испытаний на палубе авианосца. В ноябре прошлого года Northrop Grumman совместно со специалистами ВМС США испытала палубную систему управления беспилотником, получившую название CDU (Control Display Unit). Она полностью контролирует тягу двигателя и рулевой механизм X-47B при движении по корабельной палубе. Позднее беспилотный аппарат доставили на авианосец «Гарри Трумэн», где проверялась способность дрона маневрировать на летной палубе. Эти испытания завершились в декабре 2012-го. В ноябре прошлого года X-47B также впервые совершил взлет при помощи катапульты на наземном полигоне.
 
Весной 2013-го X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж Буш». 14 мая текущего года беспилотник впервые совершил катапультный взлет с авианесущего корабля. В момент запуска авианосец находился у побережья Вирджинии. По словам руководителя программы UCAS ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку.
 
Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США «Патаксент-Ривер» в Мэриленде в 278 километрах от места взлета. В ходе полета БЛА успешно выполнил сразу несколько испытательных задач. Во-первых, разработчики убедились в способности X-47B выполнять полеты и маневрировать в контролируемом воздушном пространстве вокруг авианосца. Во-вторых, была испытана возможность передачи управления беспилотником от оператора на борту «Джорджа Буша» оператору на авиабазе «Патаксент-Ривер». Наконец, проверена способность аппарата взаимодействовать с бортовыми системами авианесущего корабля.
 
Первую посадку на палубу X-47B выполнил 10 июля на авианосце «Джордж Буш» недалеко от побережья штата Вирджиния. Согласно программе испытаний X-47B должен был совершить три взлета и три посадки с палубы авианосца, однако беспилотник сумел только дважды сесть и трижды взлететь с корабля. При заходе на третью, последнюю посадку БЛА выявил сбой в системе навигации и автоматически ушел на заранее намеченный резервный аэродром на острове Уоллопс. Там аппарат приземлился без инцидентов.
 
Позднее ВМС США и американская компания Northrop Grumman провели новое испытание X-47B UCAS-D посадкой на палубу авианосца «Джордж Буш». Во время испытаний дрон взлетел с аэродрома на базе ВМС США «Патаксент-Ривер». При заходе на посадку аппарат обнаружил неполадку и автоматически вернулся на базу «Патаксент-Ривер». Дополнительные попытки посадить X-47B на палубу не предпринимались. На этом программу разработки X-47 планировалось завершить, но военные посчитали необходимым продлить испытания беспилотника до конца 2013 года, чтобы получить более полное представление о возможностях аппаратов такого класса.
 
Что хотят получить военно-морские силы
 
В процессе реализации проекта X-47B ВМС США занимаются формированием требований к перспективным палубным ударным беспилотникам, первый из которых, как ожидается, будет принят на вооружение уже в 2019–2021 годах. Формальный тендер на разработку беспилотного аппарата был объявлен в марте 2010-го. Согласно обнародованным требованиям ВМС палубные беспилотники должны быть способны проводить в воздухе не менее 11–14 часов с полезной нагрузкой в виде различного рода сенсоров, вооружения или топлива для дозаправки других аппаратов в воздухе. В дронах должны применяться различные технологии малозаметности. При этом особых запросов к компоновке не предъявляется.
 
Перспективные аппараты планируется использовать в первую очередь для разведки, рекогносцировки и наблюдения, а также для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. Однако их возможности должны быть расширяемыми за счет модульности конструкции. Так, при необходимости беспилотники могут быть дополнены средствами радиоэлектронной борьбы, системами ретрансляции сигналов или специальным разведывательным оборудованием. В марте 2013 года ВМС США объявили, что в новых БЛА необходимо использовать уже существующие технологии запуска, посадки, управления и обмена информацией. Победителя конкурса на создание беспилотника планируется объявить до 2016 года.
 
Какими именно будут перспективные аппараты, сказать пока сложно – компании Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman, участвующие в тендере ВМС США, подробности о своих проектах не раскрывают. Между тем сам X-47B выполнен по схеме «летающее крыло» с применением технологий малозаметности. Он оснащен реактивным двигателем Pratt & Whitney F100-220U без форсажной камеры, способным развивать тягу до 79,1 килоньютона. Размах крыла беспилотника – 18,93 метра, длина – 11,63 метра, высота – 3,1 метра. Для сравнения: аналогичные параметры палубного истребителя F/A-18E/F Super Hornet составляют 13,62, 18,31 и 4,88 метра соответственно.
 
В ближайшие несколько месяцев X-47B предстоит принять участие еще в нескольких испытаниях.
 
В целом программа испытаний X-47B подходит к концу. В 2014-м ВМС США проведут анализ всех полученных в результате реализации проекта UCAS-D данных и на их основе сформируют окончательный список требований к перспективным палубным БЛА. С 2007 года Northrop Grumman построила в общей сложности два летных прототипа X-47B, постройку дополнительных таких беспилотников ВМС заказывать не планируют. По окончании испытаний уже имеющиеся аппараты передадут в музей авиации.
 
В 2014 году командование ВМС США намерено заключить контракты на разработку палубных беспилотников со всеми четырьмя участниками тендера, однако соглашение на производство и поставку аппаратов будет подписано только с одним из них. Компания Northrop Grumman планирует предложить американским военным БЛА на базе X-47B, Boeing – на базе Phantom Ray, Lockheed Martin – Sea Ghost, а General Atomics – Sea Avenger (продолжение уже созданного семейства Predator: M/RQ-1 Predator, MQ-9 Reaper и MQ-1C Grey Eagle). Из всех перечисленных аппаратов в летных испытаниях пока участвуют только X-47B и Phantom Ray.
 
Впрочем, планы американских военных, возможно, несколько поменяются. В частности, ВМС США могут отложить обнародование требований к новым палубным беспилотным летательным аппаратам и объявление тендера на их разработку. Поводом для этого стали разногласия между командованием авиационных систем ВМС США и Пентагоном относительно задач, которые должны будут выполнять новые аппараты. Ранее предварительные требования к беспилотникам предполагалось обнародовать в середине декабря 2013-го, а окончательные – во втором квартале 2014 финансового года (первый квартал 2014-го).
 
Согласно утверждению ВМС все требования к палубным беспилотникам, которые военные уже подготовили, изменяться не будут: новые БЛА должны быть построены с широким применением технологий малозаметности, нести вооружение для нанесения высокоточных ударов по объектам противника, различные сенсоры для разведки, рекогносцировки и наблюдения, системы радиоэлектронной борьбы и оборудование для дозаправки в воздухе, а также произведения дозаправки других летательных аппаратов.
 
В Пентагоне же заявляют, что пока не определились с окончательным спектром задач, которые будет выполнять новый беспилотный аппарат. Так, в ведомстве сомневаются в том, что на данном этапе верно соблюден баланс между дальностью полета беспилотника, его малозаметностью и возможностью нести вооружение и полезную нагрузку в виде сенсоров и различных систем. В Министерстве обороны США рассматривают возможность разработки исключительно разведывательной версии палубного беспилотника, которому не потребуется прорывать системы ПВО противника.
 
Действующий пока график предусматривает подписание контракта на разработку палубных беспилотников в рамках проекта UCLASS в четвертом квартале 2014-го (первом квартале 2015 финансового года, начинающегося 1 октября 2014-го). При этом начальную оперативную готовность новых БЛА планируется объявить в 2019–2021 годах. Сроки принятия аппаратов на вооружение пока окончательно не определены, по заявлению военных, во многом они будут зависеть от скорости отработки технологий и проведения испытаний.
 
В ближайшие 30 лет американское военное ведомство намерено увеличить количество беспилотных летательных аппаратов на вооружении страны в четыре раза – до 26 тысяч единиц. Это будет сделано не только за счет производства самих дронов, но и посредством конвертации уже имеющихся самолетов в беспилотные варианты (например лишиться пилотов могут штурмовики A-10 Thunderbolt II), а также разработки опционально пилотируемых боевых летательных аппаратов. С каждым годом увеличивается число новых технологий, позволяющих решать задачи, с которыми человек справиться уже не в состоянии. И вполне может статься, что в отдаленном будущем палубные беспилотники будут взлетать уже с безэкипажных авианосцев.
 
Под властью роботов
 
Серьезная приверженность американских военных к разработке беспилотных авиационных систем и наземных роботизированных комплексов между тем вызывает опасения у различных правозащитных организаций. Так, организация Human Rights Watch при поддержке Гарвардской школы права в прошлом году опубликовала 50-страничный доклад об опасности использования полностью автономных (роботизированных) вооружений. Авторы доклада полагают, что боевые роботы не смогут отличить мирных жителей от военных, а значит, международные правила ведения военных действий будут серьезно нарушены.
 
Проведя ряд исследований, HRW пришла к выводу, что роботы – суть механизмы, оснащенные возможностью воспринимать окружающий мир и действовать в соответствии с программой. Все они в той или иной степени обладают автономностью, то есть способны осуществлять какие-либо действия без вмешательства человека. Степень автономности у дронов будет значительно отличаться в зависимости от модели. Условно роботов можно разделить на три категории: «человек в системе управления» (human in the loop), «человек над системой управления» (human on the loop) и «человек вне системы управления» (human out of the loop).
 
Первая категория подразумевает, что некая беспилотная машина может самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, однако решение об их уничтожении принимает только человек-оператор. Ко второй категории относятся системы, способные самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, а также принимать решения об их уничтожении, но человек-оператор, исполняющий роль наблюдателя, в любой момент может вмешаться в эту цепочку. Наконец, в третью категорию HRW включила роботов, способных обнаруживать, выбирать и уничтожать цели вообще без человеческого вмешательства.
 
В докладе, который получил название Losing Humanity: The Case Against Killer Robots (дословно «Теряя человечность: доводы против роботов-убийц»), в частности, отмечается, что машины лишены сострадания и не несут ответственности за причиненный ущерб. С одной стороны, как говорится в докладе, наличие боевых роботов поможет спасти жизни собственных военнослужащих. С другой – использование роботов вместо людей может облегчить моральную ответственность за развязывание военных конфликтов.
 
Чтобы хоть как-то избежать нарушения прав человека и «безнаказанных» действий роботов, им необходим постоянный контроль со стороны человека. Впрочем, в докладе отмечается, что полностью автономные боевые машины пока еще не разработаны и тем более не приняты на вооружение. По мнению экспертов, на которых ссылаются авторы документа, такие вооружения могут появиться в ближайшие 20–30 лет. Первыми подобные технологии, как ожидается, представят США, Израиль, Южная Корея, Китай, Германия, Великобритания и Россия.


комментарии (1):

Yan      04/12/2013 [01:07:15]#1
Пусть правозащитные организации хотя бы расследуют убийство Милошовича, которого отравили в тюрьме гаагского трибунала. Я уж молчу про простых смертных, которые попадают под раздачу американских бомб.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer