Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская авиация-2013: взлет сильнейших


26 декабря 2013 года Екатерина Соболь, Прайм


Расклад в российской авиационной отрасли по итогам уходящего года зеркально противоположен ситуации в автопроме. Если два отечественных автогиганта, "АвтоВАЗ" AVAZ +1,10% и КАМАЗ KMAZ +2,92%, заканчивают год с худшими результатами по отрасли, то крупные авиакомпании РФ, наоборот, стремительно растут, опережая рынок, и в следующем году эта тенденция, скорее всего, сохранится.

По данным Росавиации, доля крупных авиакомпаний (группа "Аэрофлот" AFLT +0,61%, "Трансаэро" TAER -0,03%, "ЮТэйр" UTAR -0,47% и группа S7) на российском рынке по итогам 11 месяцев уже превышает 62%. За этот период рыночная доля крупнейших игроков выросла на 0,2 процентного пункта. Для них самих это, возможно, и незначительный "довесок", но для небольших перевозчиков, чей пассажиропоток в десятки раз меньше, - целый бизнес.
 
По итогам 2013 года Росавиация ожидает роста пассажиропотока в РФ примерно на 15%, а у большинства крупнейших авиакомпаний - значительно выше (20-30%). Исключение составляет лишь группа S7 (авиакомпании "Сибирь" avsi и "Глобус") с ее стратегией рационального роста.
 
Крупнейшие российские перевозчики и в следующем году будут расти опережающими темпами, прогнозируют отраслевые эксперты. В особенности это касается "Аэрофлота": в 2013 году он заложил основу новым амбициозным проектам.
 
На руку сильнейшим играет и государство. В частности, премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что авиакомпаний в России должно быть "разумное количество", и предлагал подумать об их укрупнении.
 
"Процесс глобализации авиаотрасли неизбежен. Но в этом нет ничего удивительного - это прошли многие европейские страны. В России же этот процесс будет ускоряться административными решениями. Некоторые из них не улучшают общую финансово-правовую среду в отрасли. К сожалению, череды банкротств средних и мелких компаний на этом пути избежать не удастся", - полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
 
ОПЕРЕЖАЯ РЫНОК
 
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев и его первый заместитель Шамиль Курмашов ожидают, что в 2014 году пассажиропоток группы вырастет на 16-17% при замедлении темпов роста авиарынка РФ примерно до 5%.
 
Рост группы будет обеспечен, в том числе, за счет запуска в марте 2014 года амбициозного проекта лоукостера "Добролет". В ближайшие годы компания, по прогнозам "Аэрофлота", должна перетянуть на себя часть пассажиров РЖД , доведя свой трафик до 10 миллионов пассажиров (треть всех перевозок группы за прошлый год).
 
"Добролет" будет выполнять полеты на новых Boeing 737-800, в первый год работы будет эксплуатировать восемь судов, через три года - уже 40.
 
Другой громкий проект "Аэрофлота" запущен уже в ноябре. "Аэрофлот" презентовал новую авиакомпанию "Аврора", созданную на базе двух его дальневосточных "дочек" - "Сахалинских авиатрасс" и "Владивосток авиа", доставшихся от госкорпорации "Ростех".
 
Бизнес-план "Авроры" предусматривает увеличение количества рейсов с 30-ти в 2013 году до 534-х в 2018 году, числа направлений - с 30-ти до 128-ми. Годовой объем перевозок планируется довести до 2,4 миллиона пассажиров.
 
В авиапарк "Авроры" в дополнение к имеющимся Boeing 737 до конца текущего года поступят три лайнера Airbus A319, к концу 2014 года у авиакомпании их будет семь. В парк региональных самолетов войдут турбовинтовые машины вместимостью от 50 до 78 кресел, для местных авиаперевозок будут приобретены самолеты вместимостью до 20 кресел. К 2018 году компания планирует увеличить авиапарк до 40 воздушных судов.
 
РАСКЛАД В ПОЛЬЗУ СИЛЬНЕЙШЕГО
 
Чистая прибыль "Аэрофлота" по МСФО за девять месяцев 2013 года выросла на 84% - до 545,2 миллиона долларов, выручка - почти на 17%, превысив 7 миллиардов долларов. Цена акций авиакомпании на Московской бирже MOEX -1,28% после публикации отчетности по МСФО и информации о допуске ее бумаг на рынки США за три дня подскочила с 57 до 79 рублей.
 
Рост капитализации на руку государству, которое владеет 51% акций авиакомпании. В 2016 году в рамках приватизации госпакета, вопреки ранее заявленным планам, государство решило не выходить из "Аэрофлота" полностью. В 2014 году в рамках подготовки приватизации авиакомпания может провести SPO 10% акций на Московской бирже (пакет будет формироваться из доли "Ростеха", Росимущества и "Аэрофлот-финанса").
 
Решение властей не выходить из состава акционеров "Аэрофлота" глава Росимущества Ольга Дергунова объяснила тем, что авиакомпания перспективная и приносит хорошие дивиденды. Логично, что "Аэрофлот" получает поддержку властей в части законодательных инициатив (например допуск иностранных пилотов в Россию, отмена возвратных тарифов).
 
На руку "Аэрофлоту" может сыграть и позиция премьер-министра РФ. После авиакатастрофы в Казани 17 ноября он предложил подумать об укрупнении авиакомпаний и оптимизации их работы.
 
В телеинтервью по итогам года Медведев назвал 85-90% из 122 действующих российских авиакомпаний "слабыми". "У нас было 400 авиакомпаний. Осталось чуть более 100. Сколько нам нужно – нужно определить исходя из потребностей страны. Их должно быть разумное количество", - заявил премьер.
 
Инициатива депутатов запретить зарубежный "авиахлам" (самолеты старше 15 лет) тоже может оказаться во благо "Аэрофлоту", хотя ее основная заявленная цель была совсем другой - повысить безопасность полетов (некоторые эксперты одной из причин катастрофы в Казани называли устаревшее оборудование на 23-летнем Boeing 737).
 
"Аэрофлот" имеет самый молодой парк в Европе - в среднем шесть лет, а с выводом из эксплуатации устаревших Ил-96 в 2014 году его самолеты "помолодеют" в среднем до 4,5 лет. Если инициатива будет принята, самолеты скоро придется выводить из парка и другим крупным авиакомпаниям - "Вим-авиа", "Трансаэро".
 
 ВТОРОЕ КРЫЛО
 
Стратегическое партнерство "Трансаэро" и "ЮТэйр" - второго и третьего по величине авиаперевозчиков России, пожалуй, можно назвать попыткой создать альтернативу стремительно растущему "Аэрофлоту".
 
В июле 2013 года эти компании объявили о стратегическом партнерстве в рамках авиахаба "Внуково". "Трансаэро" перевела туда большую долю своих рейсов и базу техобслуживания. Если раньше соотношение в распределении рейсов было примерно 70 на 30 в пользу "Домодедово", то теперь будет 60 на 40 в пользу "Внуково".
 
"Во многом именно эта консолидация не допустила прихода в аэропорт лоукостера "Аэрофлота", -  говорит источник агентства "Прайм" в одном из этих перевозчиков.
 
Вместе "Трансаэро" и "ЮТэйр" за 10 месяцев перевезли больше пассажиров, чем "Аэрофлот": 20 миллионов против 17,6 миллиона.
 
Эти авиакомпании также активно обновляют свой парк. "Трансаэро" - стартовый заказчик таких новинок, как Airbus 380 и Boeing 787. "ЮТэйр" начала получать модернизированный вариант самой популярной модели авиалайнеров - Boeing 737 NG. Всего компания заказала 40 таких самолетов. К 2020 году она надеется стать первой в России по молодости авиапарка.
 
КРЕПКИЙ УЗЕЛ
 
В этом году власти продолжали активно обсуждать будущее крупнейших российских авиационных гаваней, входящих в Московский авиаузел.
 
Возможное объединение всех трех аэропортов Москвы под эгидой одной управляющей компании было топовой новостью авиации РФ в первом полугодии уходящего года. Идею консолидации частного "Домодедово" и государственных "Шереметьево" и "Внуково" инициировал экс-министр транспорта РФ, а ныне советник президента Игорь Левитин.
 
Однако в июле власти отказались от этой идеи с подачи президента Владимира Путина. Вместо объединения аэропортов он предложил создать на базе каждого отдельное акционерное общество, внеся в него основные бизнесы.
 
Путин подчеркнул, что оператор аэропорта должен контролировать эти бизнесы и иметь четкое представление, как они работают, а бенефициары самих операторов должны быть прозрачны, поскольку аэропорты - это стратегические объекты. 
 
Это означает, что компания должна быть зарегистрирована в России, а ее бенефициары известны властям, комментирует топ-менеджер столичного аэропорта. Только такому "прозрачному" ОАО предлагается сдавать в концессию принадлежащее государству аэродромное имущество: взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, стоянки.
 
В первую очередь это касается "Домодедово", чья инфраструктура контролируется разными офшорами с неизвестными владельцами. "Из-за неопределенности ситуации с аэропортом "Домодедово" собственники потеряли мотивацию к дальнейшему развитию своего бизнеса <...> Долг авиагавани растет семимильными шагами, а сервис в некогда лучшем аэропорте Европы не улучшается", - комментирует ситуацию Гусаров с Avia.ru. 
 
Другие отраслевые эксперты отмечают, что фактически именно с "Домодедово" началась тема деофшоризации российской экономики. После теракта 2011 года в этом аэропорту прокуратура так и не смогла понять, с кого же спрашивать в случае ЧП на важнейшем транспортном объекте.


комментарии (2):

Викtor      02/01/2014 [18:01:44]#1
А при чём тут сравнение ЭКСПЛУАТАНТОВ авиатехники с ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ автомобилей. Сравнивать надо тогда российских ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ авиатехники с российскими ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ автомобилей!!! Что ГСС растёт в производстве Суперджетов - известно, впрочем каждый самолёт продаётся в убыток. И чем больше продаст МАП (Михаил Асланович) супер-пупер самолётов (с заклинивающимися предкрылками), тем больше убыток! Во гений рынка!!! Бюджет всё погасит!!! Рогозин так и сказал - бабла ввалили в этот проект немеряно, теперь любой ценой будем доводить самолёт, построенный при мудрых консультациях конкурентов А и Б, до ума! Дай бог за время доводок не было бы челов.жертв. Или МАК может отзовёт сертификат и разработчики с производителями доведут конструкцию до ума?

Викtor      02/01/2014 [18:03:42]#2
См. http://www.aex.ru/docs/4/2013/ ...













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8yuY
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/taldom/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer