Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МС-21 "влетает в окно"


2 декабря 2013 года Андрей Красавин, Компания


С кем и как будет конкурировать российский лайнер. Наступающий год должен стать решающим для проекта среднемагистрального самолета МС-21. В 2014 г. стартует коммерческая эксплуатация канадских Bombardier CSeries, в 2016 г. на рынке появятся модернизированный A320NEO от Airbus и C919 от китайской COMAC, а в 2017 г., когда первые МС-21 как раз должны начать передаваться авиакомпаниям, запланирован выход обновленного Boeing 737MAX.

В этой ситуации МС-21 должен быть не просто очередным узкофюзеляжным самолетом, в который планируется вложить свыше $5 млрд, он обязан превосходить конкурентов. Иначе его заведомо ждет та же участь, что и Ту-204/214, и Ил-96, которые в конце 1990-х называли "самолетами нового поколения", но в серийное производство они так и не вышли. "Задача сформулирована правильно, шансы есть, - говорит главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Очень важен временной фактор. Если опоздать на два-три года, когда на рынок выйдут узкофюзеляжные самолеты следующего поколения, ситуация изменится не в нашу пользу".
 
На рынке дефицит
 
Сейчас очень удачное время для выхода на рынок, растущий быстрыми темпами. "Настолько быстрыми, что за новыми самолетами встают в очередь на пять-шесть лет", - уточняет глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. По прогнозу Boeing, с 2012 г. по 2032 г. спрос на новые лайнеры составит 35 280 машин. Узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты - самый популярный сейчас сегмент рынка, и он останется таковым как минимум еще пятнадцать лет.
 
По оценкам Airbus, узкофюзеляжные самолеты составляют 78% мирового парка пассажирских воздушных судов вместимостью свыше 100 кресел. Boeing и Airbus сходятся в прогнозе, что через двадцать лет количество узкофюзеляжных самолетов удвоится и превысит уровень в 24 000 машин, причем примерно 40% новых поставок пойдет на замену списываемого парка, а 60% потребуется для обеспечения растущего спроса на рынке авиаперевозок.
 
Подобные прогнозы внушают оптимизм российским производителям. "По экспертным оценкам, до 2030 г. в мире будет произведено примерно 15 000-17 000 магистральных узкофюзеляжных самолетов. Из них 600-650 необходимо России, - говорит вице-президент по маркетингу и продажам корпорации "Иркут" Кирилл Будаев. - Мы рассчитываем выпустить примерно 1080 самолетов до 2035 г. Порядка 300-350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650-700 самолетов - на внешнем".
 
Таким образом, МС-21 должен занять приблизительно половину отечественного рынка новых магистральных самолетов. Оправдан ли этот прогноз?
 
Плюс $30 млн в год
 
Как заявляют разработчики МС-21, основываясь на расчетах Lufthansa Consulting, МС-21 будет генерировать $4 млн дополнительных доходов ежегодно благодаря сокращенным на 15% прямым операционным расходам. "Самолет получится лучше, чем у конкурентов, - считает Олег Пантелеев, - лучше, чем сегодняшние Boeing-737NG и Airbus-320. Сравнивать МС-21 с Boeing-737MAX и A320NEO уже сложнее. По основным характеристикам они будут идти ноздря в ноздрю. Но у МС-21 в плюс играют диаметр фюзеляжа, больший комфорт в салоне, полезный объем и композитное крыло, что дает лучшую аэродинамику, а значит, меньший расход топлива. Это то, чего у конкурентов быть не может". Характеристики МС-21 позволяют говорить о том, что чистый доход от эксплуатации одного судна будет выше, чем у конкурентов, на $30 млн в год. Кажется фантастикой, но попробуем разобраться, из чего складываются эти цифры.
 
Во-первых, вместимость самолетов семейства МС-21 примерно на 10% больше, чем у конкурентов. Она достигается без увеличения веса, благодаря использованию в конструкции новых материалов, в том числе композитных, из которых выполнены крыло и хвостовое оперение, так называемое "черное крыло". А это на 10-11% снижает прямые эксплуатационные расходы в расчете на одно кресло по сравнению с конкурентами.
 
Во-вторых, фюзеляж у МС-21 самый широкий в классе. Российский лайнер разрабатывался с нуля, тогда как A320NEO и Boeing 737MAX унаследовали фюзеляжи своих предшественников - A320 и Boeing 737NG. Больший объем багажных полок особенно интересен лоукостерам, а более широкий проход в салоне экономит время на посадке-высадке пассажиров, а значит, сокращает период обслуживания в аэропорту.
 
В-третьих, предусмотрена установка на самолет двух вариантов двигателей - это пермские ПД-14 и PW1400G компании Pratt-and-Whitney. Последние относятся к новому семейству, и они же будут устанавливаться на A320NEO и CSeries. Благодаря движкам экономия топлива должна составить не менее 13%, тогда как улучшенная аэродинамика и сокращенный вес самолета добавят еще 6% и 4% соответственно. "Поскольку это одни и те же движки, а Airbus заявляет о 15% топливной экономии, у МС-21 эта характеристика будет выше за счет больших размеров и вместимости", - поясняет Алексей Синицкий. Как утверждает вице-президент Pratt-and-Whitney Роберт Сайя, авиакомпания на каждом самолете МС-21 сможет сэкономить дополнительно примерно $1,5 млн в год.
 
Унификация
 
Больная тема для российских самолетостроителей - ТО и сервисное обслуживание. Но, использовав опыт Sukhoi Superjet 100, разработчик максимально попытался унифицировать узлы и агрегаты с учетом зарубежных аналогов. Например, если сравнивать МС-21 с канадским Bombardier, то здесь используются близкие или одинаковые технологии, у них одни и те же поставщики систем, одного семейства двигатели, кабины пилотов очень схожи по комплекту оборудования. А по числу пассажиров в салоне они будут не столько конкурировать, сколько дополнять друг друга при совместном использовании: у CSeries 100-160 кресел, у МС-21 - 150-230 кресел.
 
Кстати, на авиасалоне "МАКС-2013" 
Bombardier и "Иркут" подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области послепродажной поддержки МС-21. "Высокий уровень унификации можно хорошо продавать и "подцепиться" к широкой сервисной сети Bombardier, за счет чего получить дополнительные преференции при выходе на рынок", - подчеркивает Алексей Синицкий. Обобщенное семейство CSeries и МС-21 может получиться более эффективным, нежели универсальные A320NEO или Boeing 737MAX. "Такой союз способен усилить позиции России и Канады там, где до сих пор существует дуополия Airbus и Boeing", - полагает эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров.
 
Эффект "портфеля"
 
Спросом среди лизинговых компаний и авиаперевозчиков МС-21 пользуется уже сейчас. Во время МАКС-2013 портфель заказов пополнился на 82 машины, сумма сделок достигла почти $6,7 млрд. Были переведены в твердые контракты заказы на 30 самолетов от компании "ВЭБ-Лизинг" и на 22 самолета от "Ильюшин Финанс Ко". Кроме того, "ИрАэро" подписала контракт на 10 самолетов, а "Сбербанк Лизинг" заключил предварительное соглашение на 20 воздушных судов. Таким образом, общий портфель заказов на МС-21 вырос до 256 самолетов, среди которых твердые заказы - 135 судов.
 
Проект МС-21 идет по плану. Первый полет намечен на вторую половину 2015 г., первая коммерческая поставка - на конец 2017 г. Сейчас проводятся аэродинамические испытания, тестируется двигатель. До конца года в Ульяновской области откроется завод по производству композитных компонентов и агрегатов. "Но для МС-21 важно даже не столько исполнение сроков, сколько поддержка со стороны национальных финансовых структур, должны быть рычаги, в том числе и политические, для продвижения нового продукта на рынок, что активно практикуют Boeing и Airbus, - отмечает Олег Пантелеев. - Будут ли делать это российские власти?" По крайней мере, Владимир Путин назвал этот самолет "одним из наших ключевых. Важно - не затягивать его сертификацию, чтобы в запланированные сроки приступить к серийному производству".
 

Как полетят

-

"Иркут"

Airbus

Boeing

-

МС-21-200

МС-21-300

A319NEO

A320NEO

737 MAX-7

Максимальная вместимость, пасс.

168

212

156

180

149

Дальность полета, морские мили

3800

3620

4130

3700

3800

Экономия топлива по сравнению с существующим поколением, %

24

15

13

20

-

Начало коммерческой эксплуатации

2017 г.

2016 г.

2017 г.

 

 



комментарии (4):

vlTepes      03/12/2013 [13:32:48]#1
Интересные моменты насчет унификации с CSeries
>Например, если сравнивать МС-21 с канадским Bombardier, то здесь используются близкие или одинаковые технологии, у них одни и те же поставщики систем, одного семейства двигатели, кабины пилотов очень схожи по комплекту оборудования.

Bombardier и "Иркут" подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области послепродажной поддержки МС-21. "Высокий уровень унификации можно хорошо продавать и "подцепиться" к широкой сервисной сети Bombardier, за счет чего получить дополнительные преференции при выходе на рынок".
>
Несколько странно видеть такой подход - вместо унификации с SSJ, выпускаемого ОАК (и выстраивания того единого семейства в рамках ОАК о котором столько говорят) выбрана унификация с прямым конкурентом - Бомбардье.
И товарищей не волнует, что C919 уже полностью унифицирован по кабине с CSeries и канадцы с китайцами имеют договор о совместном продвижении.
Канадцев понять можно - что там будет с китайцами и русскими - может хоть один проект полетит - они при любом раскладе в выигрыше, даже если оба проекта будут одновременно на рынке.
Ну а наши ваньки как обычно...ничему то мы не учимся.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      03/12/2013 [23:06:51]#2
vlTepes:
Несколько странно видеть такой подход - вместо унификации с SSJ, выпускаемого ОАК (и выстраивания того единого семейства в рамках ОАК о котором столько говорят) выбрана унификация с прямым конкурентом - Бомбардье.


Какой смысл "унифицироваться" с тупиковой ветвью развития самолетостроения, коей Суперджет и является? Зачем нам ещё одна посредственность? Нужен прорыв, а это возможно только с использованием передовых технологий, а не вчерашних.

p.s. Ник одном документе ОАК не указано, что CS прямой конкурент SSJ. Когда я только заикнулся об этом, меня затоптали. Что, теперь тренд изменился? Теперь вдруг стал конкурентом?

HZ66      11/12/2013 [09:47:56]#3
А кто у нас способен выпускать МС-21 в количествах, позволяющих удовлетворить потенциальный спрос? С производством SSJ проблемы.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      11/12/2013 [10:05:26]#4
С SSJ проблемы, так как проект изначально делали через .опу. Деньги куда-то рассосались, а к серийному производству окащались не готовы. В МС-21 Иркут пошел иным путем - первым делом вложил деньги в модернизацию производства и его подготовку к серийному выпуску МС-21.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс



Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer