Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МС-21 "влетает в окно"


2 декабря 2013 года Андрей Красавин, Компания


С кем и как будет конкурировать российский лайнер. Наступающий год должен стать решающим для проекта среднемагистрального самолета МС-21. В 2014 г. стартует коммерческая эксплуатация канадских Bombardier CSeries, в 2016 г. на рынке появятся модернизированный A320NEO от Airbus и C919 от китайской COMAC, а в 2017 г., когда первые МС-21 как раз должны начать передаваться авиакомпаниям, запланирован выход обновленного Boeing 737MAX.

В этой ситуации МС-21 должен быть не просто очередным узкофюзеляжным самолетом, в который планируется вложить свыше $5 млрд, он обязан превосходить конкурентов. Иначе его заведомо ждет та же участь, что и Ту-204/214, и Ил-96, которые в конце 1990-х называли "самолетами нового поколения", но в серийное производство они так и не вышли. "Задача сформулирована правильно, шансы есть, - говорит главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Очень важен временной фактор. Если опоздать на два-три года, когда на рынок выйдут узкофюзеляжные самолеты следующего поколения, ситуация изменится не в нашу пользу".
 
На рынке дефицит
 
Сейчас очень удачное время для выхода на рынок, растущий быстрыми темпами. "Настолько быстрыми, что за новыми самолетами встают в очередь на пять-шесть лет", - уточняет глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. По прогнозу Boeing, с 2012 г. по 2032 г. спрос на новые лайнеры составит 35 280 машин. Узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты - самый популярный сейчас сегмент рынка, и он останется таковым как минимум еще пятнадцать лет.
 
По оценкам Airbus, узкофюзеляжные самолеты составляют 78% мирового парка пассажирских воздушных судов вместимостью свыше 100 кресел. Boeing и Airbus сходятся в прогнозе, что через двадцать лет количество узкофюзеляжных самолетов удвоится и превысит уровень в 24 000 машин, причем примерно 40% новых поставок пойдет на замену списываемого парка, а 60% потребуется для обеспечения растущего спроса на рынке авиаперевозок.
 
Подобные прогнозы внушают оптимизм российским производителям. "По экспертным оценкам, до 2030 г. в мире будет произведено примерно 15 000-17 000 магистральных узкофюзеляжных самолетов. Из них 600-650 необходимо России, - говорит вице-президент по маркетингу и продажам корпорации "Иркут" Кирилл Будаев. - Мы рассчитываем выпустить примерно 1080 самолетов до 2035 г. Порядка 300-350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650-700 самолетов - на внешнем".
 
Таким образом, МС-21 должен занять приблизительно половину отечественного рынка новых магистральных самолетов. Оправдан ли этот прогноз?
 
Плюс $30 млн в год
 
Как заявляют разработчики МС-21, основываясь на расчетах Lufthansa Consulting, МС-21 будет генерировать $4 млн дополнительных доходов ежегодно благодаря сокращенным на 15% прямым операционным расходам. "Самолет получится лучше, чем у конкурентов, - считает Олег Пантелеев, - лучше, чем сегодняшние Boeing-737NG и Airbus-320. Сравнивать МС-21 с Boeing-737MAX и A320NEO уже сложнее. По основным характеристикам они будут идти ноздря в ноздрю. Но у МС-21 в плюс играют диаметр фюзеляжа, больший комфорт в салоне, полезный объем и композитное крыло, что дает лучшую аэродинамику, а значит, меньший расход топлива. Это то, чего у конкурентов быть не может". Характеристики МС-21 позволяют говорить о том, что чистый доход от эксплуатации одного судна будет выше, чем у конкурентов, на $30 млн в год. Кажется фантастикой, но попробуем разобраться, из чего складываются эти цифры.
 
Во-первых, вместимость самолетов семейства МС-21 примерно на 10% больше, чем у конкурентов. Она достигается без увеличения веса, благодаря использованию в конструкции новых материалов, в том числе композитных, из которых выполнены крыло и хвостовое оперение, так называемое "черное крыло". А это на 10-11% снижает прямые эксплуатационные расходы в расчете на одно кресло по сравнению с конкурентами.
 
Во-вторых, фюзеляж у МС-21 самый широкий в классе. Российский лайнер разрабатывался с нуля, тогда как A320NEO и Boeing 737MAX унаследовали фюзеляжи своих предшественников - A320 и Boeing 737NG. Больший объем багажных полок особенно интересен лоукостерам, а более широкий проход в салоне экономит время на посадке-высадке пассажиров, а значит, сокращает период обслуживания в аэропорту.
 
В-третьих, предусмотрена установка на самолет двух вариантов двигателей - это пермские ПД-14 и PW1400G компании Pratt-and-Whitney. Последние относятся к новому семейству, и они же будут устанавливаться на A320NEO и CSeries. Благодаря движкам экономия топлива должна составить не менее 13%, тогда как улучшенная аэродинамика и сокращенный вес самолета добавят еще 6% и 4% соответственно. "Поскольку это одни и те же движки, а Airbus заявляет о 15% топливной экономии, у МС-21 эта характеристика будет выше за счет больших размеров и вместимости", - поясняет Алексей Синицкий. Как утверждает вице-президент Pratt-and-Whitney Роберт Сайя, авиакомпания на каждом самолете МС-21 сможет сэкономить дополнительно примерно $1,5 млн в год.
 
Унификация
 
Больная тема для российских самолетостроителей - ТО и сервисное обслуживание. Но, использовав опыт Sukhoi Superjet 100, разработчик максимально попытался унифицировать узлы и агрегаты с учетом зарубежных аналогов. Например, если сравнивать МС-21 с канадским Bombardier, то здесь используются близкие или одинаковые технологии, у них одни и те же поставщики систем, одного семейства двигатели, кабины пилотов очень схожи по комплекту оборудования. А по числу пассажиров в салоне они будут не столько конкурировать, сколько дополнять друг друга при совместном использовании: у CSeries 100-160 кресел, у МС-21 - 150-230 кресел.
 
Кстати, на авиасалоне "МАКС-2013" 
Bombardier и "Иркут" подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области послепродажной поддержки МС-21. "Высокий уровень унификации можно хорошо продавать и "подцепиться" к широкой сервисной сети Bombardier, за счет чего получить дополнительные преференции при выходе на рынок", - подчеркивает Алексей Синицкий. Обобщенное семейство CSeries и МС-21 может получиться более эффективным, нежели универсальные A320NEO или Boeing 737MAX. "Такой союз способен усилить позиции России и Канады там, где до сих пор существует дуополия Airbus и Boeing", - полагает эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров.
 
Эффект "портфеля"
 
Спросом среди лизинговых компаний и авиаперевозчиков МС-21 пользуется уже сейчас. Во время МАКС-2013 портфель заказов пополнился на 82 машины, сумма сделок достигла почти $6,7 млрд. Были переведены в твердые контракты заказы на 30 самолетов от компании "ВЭБ-Лизинг" и на 22 самолета от "Ильюшин Финанс Ко". Кроме того, "ИрАэро" подписала контракт на 10 самолетов, а "Сбербанк Лизинг" заключил предварительное соглашение на 20 воздушных судов. Таким образом, общий портфель заказов на МС-21 вырос до 256 самолетов, среди которых твердые заказы - 135 судов.
 
Проект МС-21 идет по плану. Первый полет намечен на вторую половину 2015 г., первая коммерческая поставка - на конец 2017 г. Сейчас проводятся аэродинамические испытания, тестируется двигатель. До конца года в Ульяновской области откроется завод по производству композитных компонентов и агрегатов. "Но для МС-21 важно даже не столько исполнение сроков, сколько поддержка со стороны национальных финансовых структур, должны быть рычаги, в том числе и политические, для продвижения нового продукта на рынок, что активно практикуют Boeing и Airbus, - отмечает Олег Пантелеев. - Будут ли делать это российские власти?" По крайней мере, Владимир Путин назвал этот самолет "одним из наших ключевых. Важно - не затягивать его сертификацию, чтобы в запланированные сроки приступить к серийному производству".
 

Как полетят

-

"Иркут"

Airbus

Boeing

-

МС-21-200

МС-21-300

A319NEO

A320NEO

737 MAX-7

Максимальная вместимость, пасс.

168

212

156

180

149

Дальность полета, морские мили

3800

3620

4130

3700

3800

Экономия топлива по сравнению с существующим поколением, %

24

15

13

20

-

Начало коммерческой эксплуатации

2017 г.

2016 г.

2017 г.

 

 



комментарии (4):

vlTepes      03/12/2013 [13:32:48]#1
Интересные моменты насчет унификации с CSeries
>Например, если сравнивать МС-21 с канадским Bombardier, то здесь используются близкие или одинаковые технологии, у них одни и те же поставщики систем, одного семейства двигатели, кабины пилотов очень схожи по комплекту оборудования.

Bombardier и "Иркут" подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области послепродажной поддержки МС-21. "Высокий уровень унификации можно хорошо продавать и "подцепиться" к широкой сервисной сети Bombardier, за счет чего получить дополнительные преференции при выходе на рынок".
>
Несколько странно видеть такой подход - вместо унификации с SSJ, выпускаемого ОАК (и выстраивания того единого семейства в рамках ОАК о котором столько говорят) выбрана унификация с прямым конкурентом - Бомбардье.
И товарищей не волнует, что C919 уже полностью унифицирован по кабине с CSeries и канадцы с китайцами имеют договор о совместном продвижении.
Канадцев понять можно - что там будет с китайцами и русскими - может хоть один проект полетит - они при любом раскладе в выигрыше, даже если оба проекта будут одновременно на рынке.
Ну а наши ваньки как обычно...ничему то мы не учимся.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      03/12/2013 [23:06:51]#2
vlTepes:
Несколько странно видеть такой подход - вместо унификации с SSJ, выпускаемого ОАК (и выстраивания того единого семейства в рамках ОАК о котором столько говорят) выбрана унификация с прямым конкурентом - Бомбардье.


Какой смысл "унифицироваться" с тупиковой ветвью развития самолетостроения, коей Суперджет и является? Зачем нам ещё одна посредственность? Нужен прорыв, а это возможно только с использованием передовых технологий, а не вчерашних.

p.s. Ник одном документе ОАК не указано, что CS прямой конкурент SSJ. Когда я только заикнулся об этом, меня затоптали. Что, теперь тренд изменился? Теперь вдруг стал конкурентом?

HZ66      11/12/2013 [09:47:56]#3
А кто у нас способен выпускать МС-21 в количествах, позволяющих удовлетворить потенциальный спрос? С производством SSJ проблемы.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      11/12/2013 [10:05:26]#4
С SSJ проблемы, так как проект изначально делали через .опу. Деньги куда-то рассосались, а к серийному производству окащались не готовы. В МС-21 Иркут пошел иным путем - первым делом вложил деньги в модернизацию производства и его подготовку к серийному выпуску МС-21.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer