В нашей стране потеря иллюзий равна все сужающемуся из года в год некоррумпированному пространству. Когда страх потерять партбилет исчез, а правоохранители и суды оказались не только не борцами с коррупцией, но одним из ее рассадников, стало понятно, что только страх за жизнь и жизнь близких может быть противовесом продаже полномочий. Хотя случившаяся года два назад история с московским Вторым медом, где, как оказалось, можно было купить не только поступление, но и диплом (представляете, человек мог стать хирургом или кардиологом ни разу не зайдя в институт) так вот, эта история говорила, что это не совсем так. Что ради денег можно сыграть и в русскую рулетку: авось меня такой доктор лечить не будет.
Но все-таки всегда казалось, что, может быть, последней защищенной от коррупции зоной была кабина авиапилотов. Они и выглядят как-то надежно: немолодые мужчины, кажется, испытавшие в жизни что-то такое, чего тебе не дано, плюс нашивки, форма, уверенный голос… И вот дикие ошибки командира разбившегося в Казани "Боинга" сделали очевидным –– последний оплот, оказывается, давно пал.
Чуть ли не каждую неделю Следственный комитет и ФСБ теперь выдают информацию: наши воздушные суда нередко пилотируют люди вообще неизвестно как ставшие пилотами. Вопросы вызывают их сертификаты, а еще большие существующие в стране центры переподготовки и царящие в них нравы. В экипаже "Татавиа", если помните, один из пилотов еще недавно был штурманом, а второй –– бортинженером.
Через десять или даже пятнадцать лет после возникновения стране стала известна проблема, о которой руководители авиакомпаний разве что не кричали на площадях, –– в стране катастрофически не хватает пилотов и особенно командиров экипажей. Из-за этого отменяются рейсы, простаивают самолеты.
Дикая гонка зарплат и переманивание квалифицированных летчиков привело, с одной стороны, к тому, что, скажем, в "Аэрофлоте" командир сегодня получает 400-450 тыс. руб. в месяц, и при этом 40 командиров нашей крупнейшей авиакомпании сегодня не хватает. Ну, а с другой, то, о чем я сказал выше, –– липовая подготовка, липовые сертификаты, страна лидирует по количеству авиакатастроф из-за человеческого фактора.
Вы, может быть, удивитесь, но причина в чиновничьем идиотизме и патриотизме понимаемом тупо, в лоб. До самой катастрофы в Татарии у нас в Кодексе гражданской авиации был прописан порядок: командиром воздушного судна может быть лишь гражданин Российской Федерации. Но Российская Федерация, где воздушные перевозки растут на 15% в год не производила и не производит и половины нужного количества пилотов и особенно командиров. Теперь стоит ли удивляться левым или во всяком случае подозрительным свидетельствам по подготовке и переподготовке?
Обратной стороной переманивания кадров стало то, что сегодня зарплата командира воздушного судна в России вполне конкурентна на мировом и европейском рынках. Сейчас правительство разрешило привлечь 200 командиров с зарубежными паспортами, но, самое грустное, что этого уже крайне недостаточно, если только "Аэрофлоту" нужны из них 40. А мы еще спрашиваем, почему у нас в стране нет дешевых перевозчиков-лоукостеров.
Впрочем, не уверен, что решив проблему с пилотами, мы не упремся в странные закупки самолетов, в отсутствие ремонтов или закупку для ремонта левых некондиционных деталей. Жизнь в нашей стране приучает ко многому. Даже слишком ко многому.