На днях министр транспорта Максим Соколов раскритиковал идею единоросса Александра Сидякина о запрете эксплуатации самолетов старше 20 лет. Если совсем запретить старые воздушные суда не удастся, нужно дать возможность потребителю узнать полную информацию о самолете, на котором ему предстоит лететь, решили депутаты от ЛДПР. Зампред думского комитета по транспорту Александр Старовойтов и зампред Думы Игорь Лебедев обратились с письмом к министру, в котором попросили его обязать компании информировать общественность о своих самолетах.
Речь, в частности, идет о раскрытии информации о годе выпуска воздушного судна, его предыдущих владельцах, географии выполненных полетов, условиях прохождения технического обслуживания и ремонта, количестве капитальных ремонтов, о том, что перевозил самолет, и т.п. О необходимости публикации такого набора данных депутаты задумались после недавней катастрофы Boeing 737 в Казани.
«Помимо всего прочего воздушное судно авиакомпании «Татарстан» уже имело опыт аварийной посадки, и мы не знаем, насколько серьезной она была. Мы по сей день не знаем, какие узлы и агрегаты там менялись, насколько качественно все это делалось. Если бы мы повесили всю эту информацию о том, кто ремонтировал, как ремонтировал, я думаю, что пассажиры сделали бы соответствующие выводы», — объясняет свою идею Старовойтов.
В Минтрансе подтвердили получение письма, однако обсуждать саму идею отказались. 25 ноября Дмитрий Медведев поручил министерству подготовить и представить в правительство предложения о том, как улучшить госрегулирование воздушного транспорта и ужесточить требования к авиаперевозчикам.
Если министерство не поддержит предложение депутатов (они считают, что такая обязанность должна быть закреплена в подзаконных актах), Старовойтов намерен внести обязанность раскрывать информацию в виде законопроекта.
Гендиректор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова заявила РБК daily, что готова поддержать данную инициативу «при условии, что ее действие будет распространено на иностранные авиакомпании, которые летают в российском небе и возят российских потребителей, а также на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт». В «Аэрофлоте» РБК daily сообщили, что если данный закон будет принят, то компания будет ему следовать.
Пресс-секретарь компании «ЮТэйр» Елена Галанова заявила, что подобная информация в полном объеме имеется у контролирующих авиационную отрасль органов. Она также напомнила, что компании могут менять самолеты на конкретных рейсах в случаях, когда они проходят ремонт, техобслуживание или в связи с задержкой по погодным условиям. По ее словам, «при покупке билета за месяц, например, пассажир не сможет получить всю информацию о конкретном самолете, на котором будет выполняться рейс».
В таком случае у пассажира должно быть право отказаться от полета и потребовать компенсации, спорит Старовойтов: «Если пассажиру дают судно, которое, по его оценкам, хуже, то он вправе требовать, чтобы ему компенсировали стоимость билета. Почему здесь не работает закон о защите прав потребителей?»
Депутат «Единой России» Александр Сидякин заявил РБК daily, что приветствует любое предложение, которое «добавит что-то новое в концепцию авиационной безопасности». Он рассказал, что также готовит большое письмо в Минтранс со своими предложениями и просьбой включить его в межведомственную группу по подготовке поправок в Воздушный кодекс и стандарты авиационной безопасности. «Если ЛДПР что-то предлагает, наверное, разумно будет их тоже включить».
Коллега Старовойтова по комитету, депутат от «Справедливой России» Михаил Брячак охарактеризовал его идею как продуманную, предположил, что его партия может поддержать инициативу, и заявил, что в январе будут проведены специальные парламентские слушания о ситуации в гражданской авиации. «Выработаем необходимые рекомендации и для себя самих, и для исполнительной власти», — сказал Михаил Брячак.