Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Азат Хаким: "Все знали про огромные долги, но ждали чуда. В авиации чудес не бывает, а бывают трагедии"


23 ноября 2013 года Азат Хаким, Бизнес Online


Руководитель группы компаний «Тулпар» Азат Хаким еще за месяц до трагедии с «Боингом» обнародовал информацию об огромных долгах авиакомпании «Татарстан» и высказал опасение по поводу ее способности обеспечить безопасность полетов. В первые часы после катастрофы, когда даже сами авиационные власти распространяли неверную информацию о том, как разбился самолет, он по характеру разрушения и разбросу обломков сделал верный вывод о том, что «Боинг»вошел в землю вертикально. В своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», Азат Хаким делится своими размышлениями о том, что привело татарстанскую авиаотрасль к финансовому коллапсу.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
 
Правительству необходимо подумать об укрупнении российских авиакомпаний, поскольку сейчас подавляющее число авиаперевозчиков в стране слабо по материальной базе и финансовым возможностям. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума правительства в минувший четверг. По словам Медведева, из 122 российских авиакомпаний 85 - 90% — это «слабые перевозчики по своей материальной базе, финансовым возможностям, и вполне вероятно, что есть проблемы с экипажем».
 
Я двумя руками «за» укрупнение авиакомпаний, которые занимаются осуществлением пассажирских перевозок — рынок диктует это. Чем крупнее пассажирский перевозчик, тем он эффективнее, тем меньше его удельные расходы, тем более он конкурентен на рынке. Это объективный процесс.
 
Но укрупнять все существующие на рынке компании — это неправильно. Во всем мире успешно действуют тысячи небольших авиакомпаний, которые занимают свои рыночные ниши. Кто-то занимается вертолетными перевозками, кто-то — грузовыми, кто-то обслуживает газо- и нефтепроводы, и т.д. Нельзя всех стричь под одну гребенку.
 
Теперь давайте посмотрим на официальную статистику. Оказывается, пять наших крупнейших авиакомпаний осуществляют порядка 95% всех пассажирских перевозок в стране. Так что же еще укрупнять? Все давно укрупнено! Поэтому слова о необходимости укрупнения авиакомпаний, которые произносятся представителями власти после каждой новой авиакатастрофы, я расцениваю как попытку успокоить население, имитировать бурную деятельность, показать, что они управляют ситуацией, знают способ решить проблему.
 
ГЛАВНОЕ — БЕЗ ДОЛГОВ
 
Проблема не в том, крупная авиакомпания или мелкая. Главное — чтобы она была финансово устойчивой. Если компания не может выполнять свои обязательства, то либо она должна сама добровольно приостановить свою деятельность, либо это должны сделать контролирующие органы. Ведь из-за долгов авиакомпания вынуждена экономить на всем, в том числе и на таких вещах, которые могут в конечном итоге отразиться на безопасности.
 
В свое время авиакомпания «Кубань» добровольно объявила о своем банкротстве. Они поняли, что не могут выполнять свои обязательства, нормальной стратегии развития у них нет, и приняли абсолютно правильное решение.
 
Я думаю, что давно уже такое решение надо было принимать по авиакомпаниям «Татарстан» (АКТ) и «Ак Барс Аэро». И там, и там огромные долги. Это знают все. Чего ждали — непонятно. Видимо, ждали чуда. Но чуда не произошло. В авиации чудес не бывает. Бывают трагедии.
 
ЗА АМБИЦИИ НАДО ПЛАТИТЬ
 
Может быть, татарстанское правительство считало, что наличие своего базового регионального перевозчика дает ему какие-то политические и экономические дивиденды? Но такие понятия, как национальный перевозчик, своя базовая компания — это все из 90-х годов. Мир давно изменился. Уже давно везде работают транснациональные компании. Все крупные компании входят в мировые альянсы. И выигрывают от этого все: и перевозчики — снижая свои удельные расходы, и пассажиры — получая качественную и дешевую услугу, и государство — потому что крупные авиакомпании прибыльные и вовремя платят хорошие налоги. Зная это, непонятно, зачем нужно было изобретать свой, татарстанский, велосипед.
 
Хочешь политических амбиций — пожалуйста! Только плати, плати вовремя и много. Выполняй перед базовым перевозчиком свои обязательства. А если не в состоянии платить, то чего от него ждать?
 
Я вообще считаю, что финансово неустойчивые компании спасать не надо. С их уходом отрасль только станет здоровее. И не надо бояться укрупнения — монополизации рынка все равно не будет. Будет, как на рынке сотовой связи: останутся несколько крупных компаний, которые будут жестко конкурировать между собой за пассажира.
 
«МЫ ВСЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ САМИ»
 
Сейчас, после трагических событий с «Боингом» и решения Арбитражного суда РТ о взыскании с АКТ долга перед казанским аэропортом в размере 311 млн. рублей, решается судьба и «Татарстана», и «Ак Барс Аэро». Хотелось бы, чтобы ее решали взвешенно, с анализом состояния рынка и ситуации в отрасли. При этом можно сразу отмести вариант их вхождения в какие-то альянсы — с миллиардными долгами они никому не нужны.
 
Такие долги — следствие неверно выбранной стратегии развития авиакомпаний и неграмотного менеджмента. Затраты немеренные и малоэффективные. Три года назад я предупреждал руководство «Ак Барс Аэро»: ребята, вы выбрали не совсем ту модель развития. Вы не сможете объять сами все направления авиационного бизнеса — это огромные затраты, которые не окупят себя. Я предлагал им взять на себя техническое обслуживание бортов «Ак Барс Аэро», так как у меня все необходимые ресурсы и возможности для этого уже были созданы. Ко мне прилетают на обслуживание самолеты со всей России, а они под боком у меня находятся. «Мы в твоих услугах не нуждаемся, мы все будем делать сами», — таков был их ответ. Они начали вкладывать огромные деньги в то, чтобы повторить у себя мою инфраструктуру. И ради чего все это было сделано? Чтобы обслуживать у себя один-два самолета или вертолета? Это же глупость полная! Никто в мире так не делает! Но наши же сами с усами — понты дороже денег!
 
УСПЕХ ОПРЕДЕЛЯЕТ КОМАНДА
 
У авиакомпании «Татарстан» проблема усугублялась кадровой чехардой. Разве можно назвать нормальной ситуацию, когда за семь лет поменялось пять директоров? И каждый устанавливал свои правила игры. Не было ни стабильности, ни стратегии. Сотрудники компании не понимали, куда идут, с кем идут и зачем. Не удивительно, что профессионалы стали уходить из авиакомпании. А, как известно, успех определяет не один человек — его определяет команда.
 
Примеров таких в России много. Взять хотя бы авиакомпанию «ЮТэйр». Да, ее генеральный директор Андрей Мартиросовне имеет авиационного образования. Он по образованию юрист, но авиационный. Мартиросов со студенческой скамьи пришел в эту компанию на должность авиационного юриста. На должность генерального директора авиакомпании его никто не назначал — его выбрал сам коллектив! Выбрал во время кризиса, когда никто не понимал, что делать. Зная его способности и возможности, коллектив доверился Мартиросову. А он, в свою очередь, окружил себя высокопрофессиональными специалистами. Например, у него уже много лет первым заместителем работает заслуженный пилот СССР Василий Лебединский. Это легендарный человек, вся российская авиация его знает. Ему 67 лет, и он прекрасно справляется со своими обязанностями. И у Мартиросова вся команда такая — высокопрофессиональная. И сам он постепенно стал суперпрофессионалом. По крайней мере лучшего авиационного менеджера в России я не знаю.


комментарии (1):

Кабальеро      25/11/2013 [19:28:10]#1
Деньги и кадры решают всё.













Материалы рубрики

Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях



Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer