Однако ужесточение законодательства не пугает парламентариев своими последствиями. Безопасность пассажиров – прежде всего.
- Мне абсолютно все равно, будет ли это грозить банкротством отрасли, потому что все эксперты, предрекающие банкротство, - это тусовка МАКа, которая сперва дает согласование и сертификаты на летательные аппараты и запчасти к ним, а потом обвиняет в катастрофах мертвых пилотов, - заявил один из авторов поправки, депутат Александр Сидякин (“Единая Россия”). - Вопросы, касающиеся, например, санкций за оформление по документам старого самолета как нового, мы проработаем следующим этапом, после принятия самого закона.
Печальную статистику по авиакатастрофам в России законодатель объяснил безответственным отношением к своим обязанностям самих же участников авиаотрасли. При этом Сидякин заметил, что государство не будет возмещать авиакомпаниям возможные финансовые потери.
Другой депутат Госдумы Александр Старовойтов (ЛДПР) направил в Росавиацию запрос о получении полной информации о российских авиакомпаниях (есть в распоряжении “Известий”). В документе депутат просит предоставить информацию об общем количестве российских авиакомпаний и парке используемых ими машин. При этом фракция либерал-демократов не скрывает, что законодательные изменения, которые они намерены предложить в ближайшее время, также будут направлены на снижение числа авиакомпаний. Ранее о необходимости этой меры говорил премьер-министр Медведев.
- Эта мера направлена на минимизацию катастроф. Наша фракция считает необходимым убрать с рынка авиакомпании с устаревшим парком самолетов. Возможно, многие эксперты выскажутся против, мотивируя это тем, что не должно быть монополий, - сказал либерал-демократ. – Но нам необходимо определить приоритеты – жизни людей или вопросы монополии. При этом мы не считаем, что авиаперевозками должна заниматься одна компания.
Представители авиакомпаний, однако, указывают, что уровень безопасности полетов в первую очередь зависит от поддержки летной годности, а не от возраста авиационного судна или количества авиакомпаний в стране.
- Если самолет находится в состоянии летной годности – он может осуществлять рейсы. За это люди расписываются и несут уголовную ответственность. Поэтому списывать суда возрастом в 20 лет нет никакой необходимости, - заявил представитель авиакомпании "Трансаэро". – По логике правительственных экспертов, президент США Барак Обама летает на ржавой рухляди, которой уже почти 23 года.
Негативные последствия новых инициатив Госдумы, по мнению собеседника "Известий", отразятся не только на финансовом состоянии компаний, но и на пассажирах, которым придется покупать более дорогие билеты.
Вице-президент ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает реальным риск повышения стоимости авиабилетов из-за новых инициатив депутатов. При этом, он отмечает, что уже внесенный законопроект о 20 годах службы самолетов и так приведет к слияниям и поглощениям компаний.
- Новые самолеты – дорогие. Траты на их приобретение в собственность или лизинг отразятся на цене авиабилетов. Это не будут повышения стоимости в разы, но они, безусловно, будут. Что касается лимита в 20 лет – это спорный вопрос. Даже разбившийся в Казани самолет получал технические разрешения на полеты как у нас, так и в Европе, - сказал Дмитрий Горин. – Если говорить о будущем авиарынка, то его ждут укрупнения компаний и поглашение малых компаний более крупными.
При этом некоторые участники авиационной сферы положительно относятся к внесенному законопроекту, одновременно указывая на необходимость развития отечественной авиапромышленности.
- Закон логичный и нужный. Почти все самолеты российских авиакомпаний старше 20 лет или около того. Металл имеет свойство изнашиваться. Правда, и пятилетний самолет при плохом уходе очень быстро приходит в состояние аварийной опасности. Большая нехватка техники обусловлена еще и тем, что у нас в стране не развивается авиапром, - считает летчик-пилотажница, участник World Air Games Светлана Капанина. - Можно было бы не отказываться от российских проверенных самолетов, а сделать более экономичным двигатель "Ил", более комфортабельным салон.
Согласно данным статистики Airfleets, самыми новыми самолетами в России обладают такие компании, как "Аэрофлот", "Таймыр" и "Сибирь-S7". В красной зоне статистики находятся компании, обладающие авиапарками, чей возраст в среднем приближается или превышает 20 лет. Это такие компании, как "Трансаэро", "ЮТэйр", "Газпромавиа", "Вим-авиа", "Ангара" или "Грозный Авиа", средний возраст самолетов которой составляет 25,9 лет.
При этом, если оценивать аварийные ситуации последних лет, в них действительно достаточно инцидентов с машинами из красного списка авиакомпаний. За последние 6 лет семь катастроф произошло с судами компании "Ютэйр". "Газпромавиа" за последние годы потеряла целый ряд вертолетов. Авиакомпания "Ангара" за два года потеряла самолет Ан-24 и вертолет Ми-8, притом что, на май этого года весь авиапарк составлял 23 судна.