Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Скорее провал, чем премьера


20 ноября 2013 года Алексей Рамм, Военно-промышленный курьер


Военно-воздушные силы России ждут до конца нынешнего года уникальный стратегический самолет-разведчик Ту-214Р, способный вести радиотехническую, радиолокационную и видовую разведку на дальности несколько сотен километров. Созданный совместно конструкторским бюро имени Туполева, Казанским авиационным заводом им. Горбунова и концерном «Вега» самолет еще шесть лет назад должен был вступить в строй, но его перспективы теряются в тумане до сих пор.

Разведчик обычно ассоциировался с летательным аппаратом, оснащенным в первую очередь фотосредствами (типа знаменитого немецкого FW.189, или «рамы»). Однако уже в начале 50-х годов такие самолеты уступили место радиолокаторам, обнаруживающим и классифицирующим радиоэлектронное излучение, и комплексам радиотехнической разведки. Первыми стали военно-морские силы США, оснастившие в 1944 году радиолокаторами и системами радиотехнической разведки действовавшие против Японии морские патрульные самолеты PBY4-2 «Приватир». Выполнявшие полеты около японских баз и портов, они следили за перемещением военных кораблей и транспортных судов. С началом холодной войны шпионы переместились в Европу, где вели наблюдение за Советским Союзом, стараясь не нарушать государственную границу. 8 апреля 1950 года PBY4-2 эскадрильи VP-26 был сбит советскими истребителями, как утверждают американские источники, над нейтральными водами Балтийского моря. А по данным командования противовоздушной обороны СССР, фактически американцы действовали в районе Клайпеды.
 
Самолет или корабль?
 
В середине 50-х годов США создали стратегическое командование ВВС и разделили разведчики на тактические (действовали в интересах армий, корпусов, дивизий, а также командований на ТВД) и стратегические (обеспечивали применение ядерных сил). Первыми стратегическими разведчиками стали переоборудованные бомбардировщики RB-29, RB-50 и RB-47, летавшие вдоль границ СССР, чтобы вскрыть группировку средств ПВО и облегчить прорыв ударным машинам с ядерными бомбами.
 
С появлением межконтинентальных баллистических ракет стратегическим разведчикам поставили задачу по наблюдению за испытаниями советских МБР, подводных лодок, самолетов и т. д. В 60-х годах стратегическое командование для своевременного предупреждения о переходе советских войск в наступление на западном стратегическом направлении послало свои самолеты-разведчики в Великобританию и ФРГ.
 
Барражировавшие вдоль «черной линии» (так в ВВС США называли границу между Восточной и Западной Германией), воздушные шпионы следили за работой радиостанций, РЛС, перемещением войск Варшавского договора и в случае необычной активности оповещали объединенное командование НАТО в Европе. Экипажи стремились не выходить из своего воздушного пространства, но, по данным ВВС США, с начала 50-х и до конца 70-х было потеряно около 40 машин, выполнявших разведывательные полеты. Более половины годового налета приходилось на акваторию Баренцева моря, а также Тихого океана в районе Сахалина, Камчатки и Владивостока.
 
«Благодаря географическому положению у СССР не было острой необходимости иметь в составе ВМФ самолеты стратегической разведки», – подчеркнул военный историк, автор книг по истории советского и российского Военно-морского флота Дмитрий Болтенков. По словам эксперта, функции дальней разведки решали Ту-95РЦ, Ил-20М и Ту-95МР. «Но вести разведку деятельности вооруженных сил США на их территории было практически невозможно. Мы не располагали тогда и сейчас развернутой по всему миру системой авиационных баз. Для этих целей ВМФ СССР создал большой флот кораблей разведки, способных подолгу находиться как у северо-американского континента, так и у интересовавших военных объектов в других регионах», – отметил историк. Также он добавил, что корабли разведки присутствовали при всех учениях или испытаниях новых систем оружия НАТО.
 
В 70-х годах были созданы Ил-20 на базе пассажирского турбовинтового Ил-18 для ведения радиолокационной и радиотехнической разведки в Европе. Позже их дополнили Ан-26РР.
 
Разведывательные корабли ВМФ СССР не всегда успевали в нужные районы. Американская база на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане и тихоокеанские атоллы Гуам и Кваджалейн оставались вне поля зрения. Поэтому на базе дальнего Ту-95 была выпущена модификация Ту-95Р, позже модернизированная до Ту-95МР с радиолокатором бокового обзора, авиационными фотоаппаратами и комплексом радиотехнической разведки.
 
«Стратеги» в Афганистане
 
Возможности стратегических самолетов-разведчиков в локальных конфликтах первыми опробовали США в Корее и Вьетнаме, а затем и СССР в Афганистане. Если во Вьетнаме американская авиация активно использовала RC-135, U-2 и SR-71, то советские Ил-20М, Ан-26РР и Ту-95МР применялись ограниченно. Как рассказал «Военно-промышленному курьеру» бывший командующий армейской авиацией ВВС России, участник боевых действий в Афганистане Виталий Павлов, основная нагрузка легла на Ан-30: «Я не слышал, чтобы Ил-20М или Ан-26РР числились в составе 50-го отдельного смешанного авиационного полка (ОСАП) в Кабуле, который обеспечивал воздушную разведку. Работали Ан-30. Один был у меня в полку, но задачу его экипажу ставили компетентные органы». По его словам, эти самолеты в основном занимались аэрофотосъемкой местности.
 
Тем не менее Ан-26РР на кабульском аэродроме бывали, есть соответствующие фотографии и воспоминания участников войны. «Двадцать шестые» следили за ПВО и средствами связи соседних Пакистана и Ирана.
 
«Ил-20М и Ан-26РР работали по линии ГРУ, но формально входили в смешанные авиационные полки, подчинявшиеся командованиям военных округов. «Ильюшин» выполнял стратегические задачи, а «Антонов» – оперативные в интересах армий и военных округов. Когда формировали 50-й осап, туда по штату вошел один Ан-26РР. Нужно было еще несколько, чтобы надежно прикрыть Пакистан и Иран, еще и отряды моджахедов. Тут бы пригодились Ил-20, но их не отдали, а вся нагрузка свалилась на «двадцать шестой» и «тридцатые», – сообщил «ВПК» офицер ВВС, служивший в Афганистане. По его словам, вся информация по деятельности самолетов-разведчиков на той войне остается закрытой.
 
По итогам боевого применения ВВС США признали высокую эффективность RC-135 и U-2. В середине 80-х годов стартовала программа по их модернизации с задачей сделать универсальные машины, способные непрерывно вести радиотехническую, видовую и радиолокационную разведку. Находясь на высоте восемь – десять тысяч метров, модернизированные RC-135V/W «Риверт Джоин» обнаруживают объект по радиоизлучению, берут его на сопровождение комплексом видовой разведки, состоящим из нескольких теле- и инфракрасных камер, отслеживают движение техники с помощью боковых радаров. Все информация передается в вышестоящий штаб.
Похожей доработки подвергся и U-2R «Дрэгон Лэди», оснащенный не только фотокамерами, но также синтезированным апертурным радаром ASARS-2 и комплексом радиотехнической разведки. Зависая на высоте 22–25 тысяч метров, «Дрэгон Лэди» накрывает площадь в несколько сот километров, а благодаря спутниковой системе обмена информацией данные сразу передаются всем заинтересованным инстанциям. Высокая репутация RC-135 и U-2R подтвердилась в Ираке, Афганистане и ведущейся сейчас борьбе с сомалийскими пиратами.
 
В середине 90-х годов началась разработка беспилотного разведчика RQ-4 «Глобал Хок», который должен был заменить RC-135 и U-2R до 2010 года. Но прогнозы оказались слишком оптимистичными: европейские партнеры по НАТО отказались от закупок «Евро Хока» (вариант RQ-4), да и в самих США президент Обама сократил закупки БЛА. Так что финансирование модернизации RC-135 и U-2R не прекратилось, а только увеличивается. В прошлом году в докладе ВВС США о перспективах развития было намечено продление сроков службы самолетов до 2025–2030 годов.
 
Тряска и рыскание
 
В конце 80-х годов ГРУ Генштаба ВС СССР и ВВС считали, что для локальных конфликтов хватит модернизированных Ан-26РР и Ан-30 с оборудованием для перехвата радиопереговоров и обнаружения источника радиосвязи. Такие машины, находящиеся в подчинении командующих армий и фронтов, одинаково эффективны в большой войне и локальном конфликте, а стратегическая разведка по-прежнему должна возлагаться на Ил-20М и Ту-95МР.
 
Распад СССР нарушил эту концепцию. Ан-26РР и Ан-30 так и не модернизировали, Ту-95МР вообще списали. Денег хватало только на поддержание в летном состоянии Ил-20М. В 2002 году ГРУ заключило договор с КБ «Туполев» и КАПО на разработку авиационного комплекса радиотехнической и оптической разведки под шифром «Фракция». Разработчиками радиолокаторов бокового обзора и станций радиотехнической разведки выступали концерн «Вега» и ЦНИРТИ им. Берга. Самолет получил наименование Ту-214Р, первый борт требовалось передать заказчику в 2007-м, второй – спустя два года. Стоимость контракта оценивалась более пяти миллиардов рублей.
 
Самолет обещал быть не хуже американского RC-135. Но на испытания, причем без разведывательного комплекса, он вышел только в 2009 году. В срывах срока «Туполев» и КАПО обвинили разработчиков бортового радиоэлектронного оборудования.
 
«Радары и комплекс радиотехнической разведки создавались в конце 90-х годов под Ту-334. Исходя из его летных характеристик задавались оптимальные условия полета. Но Ту-334 так и не появился, поэтому оборудование решили ставить на Ту-214, а это другой самолет», – поделился с газетой «Военно-промышленный курьер» представитель ОПК, участвовавший в работах. По его словам, военные требовали машину, способную летать с неподготовленных аэродромов. «Для работы комплекса надо, чтобы самолет сбросил скорость на высоте около восьми тысяч метров до 600 километров в час. К тому же низкое расположение двигателей накладывает ограничения по аэродромам, где он может базироваться», – продолжил собеседник.
 
Устав от срывов поставок, ГРУ в лице войсковой части 45807 в начале 2012 года выдвинуло исковое заявление в Арбитражный суд на 1,2 миллиарда рублей Казанскому авиазаводу. Иск также подготовлен к КБ «Туполев».
 
17 декабря 2012 года первый Ту-214Р, выполнявший полет близко к территориальным водам Японии, был сфотографирован пилотами F-15 ВВС японских сил самообороны. Позже стало известно, что полет проходил с большими трудностями. Вынужденные снижать скорость для оптимальной работы бортового комплекса, пилоты столкнулись с тряской и рысканием, которые приходилось компенсировать увеличением угла атаки. Была реальная угроза выхода самолета на критические режимы полета. Тогда же появилась информация, что военные хотят отказаться от второй машины.
 
«Сейчас Ту-214Р проходит испытание в 929-м ГЛИЦе на аэродроме Чкаловский. После полета к Японии самолет отогнали обратно в Казань, где он был доработан. Затем его опять передали в ГЛИЦ на испытания. Второй борт стоит в КАПО. Пока еще нет решения, достраивать его или нет», – сообщил «ВПК» представитель ОПК, знакомый с ситуацией. В свою очередь сотрудник ЦАГИ рассказал изданию, что «история болезни» Ту-214Р выглядит очень странно.
 
«Согласно Руководству по летной эксплуатации (РЛЭ) у него начинается баффинг, а также срабатывает сигнализация на высоте восемь тысяч метров при скорости 0,45 Маха. У Ту-334 по РЛЭ скорость 0,41 Маха, разницы практически никакой», – пояснил собеседник. По его мнению, при снижении скорости надо задействовать механизацию крыла. «На испытаниях Ту-214 летал на «голом» крыле, без выпущенных предкрылков и закрылков, так как это пассажирский лайнер и такие режимы полета ему не нужны. Чтобы научить его летать на нужных военным скоростях, не надо придумывать новое крыло, менять предкрылки и закрылки. Необходимо провести испытания, как самолет поведет себя с раскрытой механизацией крыла на высоте, доработать системы предупреждения и управления. Судя по всему, сейчас этим занимаются в 929-м ГЛИЦе», – продолжил специалист ЦАГИ.
 
Хорошо, что проблема стала известна и ее пытаются решить. Но проекту больше десяти лет, и непонятно, что все это время делали КБ «Туполев» и Казанский авиазавод. Если заказчик откажется от второго самолета, то выходит, что даже такую простую проблему, как полеты на нужных режимах, авиастроители не смогли решить за столь большой срок.
 
Перспективы
 
Пока продолжается эпопея с Ту-214Р, НИИ «Вектор» успешно начал модернизацию оставшихся Ил-20М. Характеристики новой системы остаются секретными. Ил-20М за счет турбовинтовых двигателей способен выполнять продолжительные полеты на небольшой скорости в заданных районах, обеспечивая комфортную работу всего бортового разведывательного оборудования. Ресурс Илов израсходован всего на 30–40 процентов. Оснастив их доработанным комплексом «Фракция» от Ту-214Р, Минобороны может получить универсальный самолет-разведчик с весьма высокими возможностями.
 
ВВС США тоже закупают турбовинтовые MC-12W для 9-го разведывательного авиакрыла, выполняющего задачи стратегической разведки. После списания в 2010 году английскими королевскими ВВС разведчика «Нимрод» R2, американские военно-воздушные силы остались единственными, кто располагает высокотехнологичными стратегическими самолетами-разведчиками. Но создание «Фракции», несмотря на проблемы с носителем, доказывает, что российская радиоэлектронная промышленность пока еще способна создать конкурентоспособные образцы вооружения и военной техники.


комментарии (2):

HZ66      20/11/2013 [11:45:24]#1
"европейские партнеры по НАТО отказались от закупок «Евро Хока» (вариант RQ-4), да и в самих США президент Обама сократил закупки БЛА". Первые отказались не потому что он плохой, а потому что не могут сертифицировать для полетов над европой, а американцы делают на его базе морской вариант. В последних локальных воинах решающую роль в разведке сыграли именно беспилотники. И не стоит валить в кучу самолеты - стратегические разведчики и базовой патрульной авиации. Задачи разные, да и вооружение иное.

Сашочек      21/11/2013 [12:37:59]#2
Статья - заказная. Можно даже догадаться кто заказчик. Это структуры ОАК, специализирующиеся на операциях по дискредитации Туполей.
В открытой печати уже была опубликована информация о судебных претензиях по "Фракции" к КАПО, Туполям и т.д. Есть решения судов, отказавших в исках. Это не значит, что Туполя и КАПО полностью пушистые. Они, следуя рекомендациям заказчика, излишне входили в положение разработчика начинки, что, как оказалось было неверно. Но статья полностью противоречит выводам судов различной инстанции, а вот те самые разработчики, задержавшие разработку начинки, по статье - герои.
К сожалению, такие ситуации в настоящее время - не единичны. Но они проходят там, где пропали подходы и дух А.Н.Туполева и В.Е.Копылова, у которых на первом месте было выполнение заданий, назовем так, партии и правительства, в строго установленные сроки. Велась бескомпромисная борьба с теми, кто мог сорвать сроки, независимо от их статуса. Андрей Николаевич, Виталий Егорович, как Вас не хватает...













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer