Как стало известно „Ъ“, ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) планирует переименовать два своих серийных завода — Пермский моторный завод и Уфимское моторостроительное производственное объединение, а также дочернее общество рыбинского НПО «Сатурн» — «Сатурн — Газовые турбины». Соответствующее распоряжение поступило в ПМЗ, сообщил „Ъ“ источник на пермском моторостроительном комплексе.
В пресс-службе ОДК подтвердили „Ъ“ эти сведения. По данным ОДК, об этом еще 21 августа 2013 года распорядился владелец корпорации — государственный «Оборонпром». Переименование происходит «в целях повышения узнаваемости бренда ОДК и перехода от группы предприятий к единой корпорации». Согласно рекомендации «Оборонпрома» новое название серийного завода должно содержать наименование интегрированной структуры (ОДК) и местонахождение предприятия. Предполагаемые названия: ОДК-Уфа, ОДК-Пермь, ОДК-Рыбинск. Топ-менеджменту указанных предприятий предложено представить план-график мероприятий по переименованию. Сами мероприятия по переименованию могут начаться не ранее 1 января 2015 года.
• ОАО «Пермский моторный завод» — серийный производитель авиадвигателей ПС-90А для гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. ОАО «ПМЗ» входит в состав ОАО «Управляющая компания „Объединенная двигателестроительная корпорация“» (100% дочка ОАО ОПК «Оборонпром»). Выручка за первое полугодие 2013 года составила 5,3 млрд руб., чистый убыток — 421,4 млн руб.
Напомним, ПМЗ как бренд был создан в 1997 году, когда произошло разделение на несколько десятков предприятий находившегося в предбанкротном состоянии холдинга «Пермские моторы». ПМЗ является крупнейшим машиностроительным заводом Перми, здесь работают около 10 тыс. человек, занимает площадку в центре города в 70 га. Моторостроительное производство в Перми было создано в начале 30-х годов ХХ века. Ранее предприятие неоднократно меняло свои названия — завод имени Сталина, завод имени Свердлова, ПО «Моторостроитель», «Пермские моторы».
Отметим, что для федеральных холдингов практика ребрендинга пермских дочерних обществ является распространенной практикой. Так, группа «Газпром» три года назад провела унификацию своих «дочек» — «Газпром трансгаз Чайковский» (ранее «Пермтрансгаз», «Газпром межрегионгаз Пермь» («Пермрегионгаз»), «Газпром газораспределение Пермь» («Уралгазсервис»). С другой стороны, даже унифицируя пермские активы, федеральные холдинги стараются сохранить местные бренды. Например, энергохолдинг «МРСК Урала» сохранил пермскому филиалу название «Пермэнерго».
Бывший топ-менеджмент моторостроительного комплекса отрицательно отнесся к планам ОДК. «Для тех, кто работает на заводе, история важна. Люди работают не на чем-то унифицированном, а на конкретном заводе, со своей историей, — считает экс-гендиректор «Пермских моторов» Виктор Кобелев. — Работать в ОДК-Пермь или на Пермском моторном заводе — совершенно разные вещи». Он также сообщил, что есть потребители, которые знают продукцию пермского моторного, но не знают ОДК. «Из нынешнего названия понятна привязанность предприятия к месту и род его занятий. А что такое ОДК? Три безликие буквы», — удивляется бывший гендиректор ПМЗ Юрий Решетников.
Глава Перми Игорь Сапко не возражает, чтобы в названии моторного завода было использовано слово «Пермь»: «Я за максимальную популяризацию названия города. Ничего не вижу в этом плохого». Глава юридической фирмы «Шилков и партнеры» Артем Шилков предполагает, что унификация ОДК могла понадобиться для выхода на IPO. Он напоминает, что ребрендинг, особенно для такого крупного предприятия, как ПМЗ, недешевое занятие: переоформление лицензий, корпоративные решения, разработка новой атрибутики: «Наверное, можно найти этим средствам лучшее применение».