Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ничейная полоса


12 ноября 2013 года Ирина Невинная, Российская газета


Сегодня на государственном учете состоит лишь десятая часть легкомоторных самолетов и прочей летающей техники, а при ее использовании зачастую игнорируются требования безопасности. Роструд считает необходимым ужесточить контроль за предприятиями и частниками, владеющими легкими самолетами. В противном случае самолеты продолжат "сыпаться", а люди - гибнуть.

Одно из последних авиапроисшествий в этом году было зарегистрировано всего несколько дней назад - 26 октября. В Красноярском крае неподалеку от населенного пункта Таежный Богучанского района упал самолет Ан-2. Из четырех человек, находящихся на борту, двое погибли. Один из погибших - владелец самолета, который сам сидел за штурвалом.
 
Уцелевшие пассажиры сообщили, что причиной крушения стала поломка в двигателе. Пилоты искали, где посадить самолет, но не смогли - он упал и загорелся. Формулировка, которая используется при возбуждении уголовного дела в подобных случаях, стандартная: "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
 
К сожалению, в случае с малой авиацией применять ее приходится все чаще. По данным МЧС, с начала нынешнего года зарегистрировано около двух десятков инцидентов с легкой авиатехникой, во многих случаях жертв избежать не удалось.
 
Вот лишь некоторые данные из этой тревожной хроники. 6 октября совершил жесткую посадку самолет Ан-2 в Белгородской области. Причина происшествия - заглох двигатель. На этот раз никто серьезно не пострадал.
 
Похожее происшествие 18 сентября в Советском районе Ханты-Мансийского АО неподалеку от поселка Зеленоборск закончилось серьезными травмами для двух пилотов и пассажира. Более резонансным был случай 16 августа в Якутии: тогда на борту Ан-2 было 11 пассажиров, включая детей. После вынужденной посадки самолет полностью сгорел. К счастью, пассажиров удалось эвакуировать.
 
В мае-июне в катастрофах с легкими самолетами погибло четыре пилота и два пассажира. 1 июня в Серпуховском районе Московской области упал спортивный самолет "Extra 330". За день до этого в Ростовской области при взлете разбился двухместный "СП-34", 26 мая вблизи аэродрома краснодарского авиаклуба потерпел крушение самолет-амфибия "Ч-22". 15 мая в Ставропольском крае задел за провода и загорелся сельскохозяйственный Ан-2, пилоту спастись не удалось.
 
Наше законодательство более чем лояльно к владельцам "малой" авиатехники. При этом стремительно растет и число аэроклубов, и компаний, использующих небольшие самолеты для проведения экскурсий, переброски туристов. Нередко такая техника находится в руках частных владельцев - на охоту слетать, например.
 
Если бы с такой частотой, как это происходит с маленькими самолетами, с неба сыпались авиалайнеры, число жертв шло бы на сотни и тысячи человек. Наверняка, случись такое на самом деле, меры уже были бы приняты. Но "малую" авиацию у нас как-то долго всерьез не принимали. Не принимают и сейчас - по инерции. А может, причина такого лояльного отношения со стороны государства и пониженного интереса к наведению порядка кроется в том, что на частных самолетах летают сильные мира сего? Люди между тем калечатся и гибнут.
 
"Увеличивается количество компаний и частных лиц, занимающихся разработкой, конструированием и сборкой сверхлегкой и легкой авиатехники, - сообщили "РГ" в Роструде. - Приобретаются и собираются самолеты иностранного производства. При этом практически вся эта техника полностью выпадает из сферы государственного контроля".
 
Регистрация легких самолетов носит уведомительный характер. В результате, по данным Росавиации, на учете сегодня состоит не более 10 процентов легкомоторной техники.
 
Причем речь идет не только о самолетах. К легкомоторной, или, как иногда говорят, "малой" авиации относятся и вертолеты, дельталеты, автожиры, парапланы, мотопарапланы, аэрошюты. Все это разнообразие сегодня можно увидеть на частных небольших аэродромах и в небе.
 
Формально львиная доля этой техники служит вроде как для развлечения и, как частенько уверяют владельцы, коммерчески не используется. Но при проведении проверок, утверждают в Роструде, выявляются многочисленные косвенные подтверждения того, что и грузы транспортируют, и людей перевозят, и туристов катают, и охотников на заимки доставляют, и поля и леса химикатами обрабатывают. Но все это зачастую никакими документами не оформляется. Этакий "частный извоз" под облаками.
 
Но если предприниматель игнорирует такую "мелочь", как оформление трудового договора с пилотом, не требует подтверждения его квалификации, то нет никаких гарантий, что все остальные формальности (например, следить за исправным состоянием техники) он будет соблюдать.
 
Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:
 
- Легкая и сверхлегкая авиационная техника, ее использование практически полностью выпадает из сферы государственного надзора и контроля, поскольку регистрация такой техники фактически не осуществляется. Понятно, что это создает условия для возникновения повышенного риска причинения вреда здоровью как пилотам, управляющим воздушными судами, так и третьим лицам - пассажирам, людям, оказавшимся в непосредственной близости от места крушения самолета.
 
В связи с участившимися случаями авиационных катастроф с участием самолетов такого класса государственными инспекциями труда с июня по сентябрь нынешнего года было проведено 215 проверок на предприятиях, использующих легкую авиатехнику в транспортных, туристических, спортивных целях. Мы проверяли, как работодатели, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие самолеты, выполняют трудовое законодательство. Результаты удручающие.
 
Между тем малая авиация развивается стремительно. Только в трех российских регионах, где прошло наибольшее количество проверок, общая численность легких и сверхлегких самолетов, находящихся во владении частных лиц, составляет свыше 700. Я говорю сейчас о Башкортостане, Ставропольском крае и Ленинградской области. Но понятно, что и в других регионах - той же Московской области, к примеру, в Сибири, на Дальнем Востоке - увеличивается и количество компаний, использующих малую авиацию, и растет авиационный парк.
 
То, что владельцы самолетов игнорируют требования законодательства и не регистрируют их, связано, на наш взгляд, с минимальной административной ответственностью за подобное нарушение. Сегодня, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, отсутствие регистрации воздушного судна наказывается предупреждением или наложением штрафа. Величина такого "наказания" - 100 рублей (как это предусмотрено ч. 1 статьи 19.22 КоАП). Понятно, что пока ответственность владельцев легких самолетов остается эфемерной, говорить о соблюдении ими правил безопасности тоже не приходится.
 


комментарии (1):

Читатель 1      12/11/2013 [23:35:17]#1
Бред! В России закручивание гаек ни к чему не приводит! А в чём собственно проблема? Проведите аналогию с автолюбителями -выехал и поехал куда хочу, причём бывает то же и без прав и регистрации, особенно в глухой деревне, где ездят на старых Москвичах и Копейках













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXzYv
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/tonar/, подробнее здесь.
По ссылке https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer