Дальние сверхзвуковые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Ту-22М были созданы в конце 70-х годов и вооружались крылатыми ракетами Х-22. Самолеты стояли на вооружении не только ВВС, но и морской ракетоносной авиации (МРА) ВМФ. Главной задачей МРА ставилась борьба с авианосными ударными группами (АУГ), десантными соединениями, группами надводных кораблей. Модификация М3 – это дальнейшее развитие Ту-22М.
«Убийца авианосцев» в Афганистане
Как рассказал газете «Военно-промышленный курьер» военный историк, автор книг по истории ВМФ Максим Токарев, морская ракетоносная авиация и самолеты Ту-22М3 были важным компонентом противоавианосной доктрины СССР.
«Согласно доктрине по одной обнаруженной АУГ предусматривался боевой вылет одной дивизии (МРАД), то есть до 80 ударных самолетов типа Ту-16 и Ту-22М. На Тихоокеанском и Северном флотах имелось по две дивизии, а в случае войны их усиливали по одной дивизии из дальней авиации», – рассказал Токарев.
По его словам, Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это некорректный эпитет. Правильнее так называть всю дивизию, а одиночный «Бэкфайр» против авианосной группы бесполезен.
«У Х-22 были два преимущества. Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер», – пояснил собеседник издания.
Так и не поучаствовав в уничтожении авианосцев, «Бэкфайры» приняли активное участие в войне в Афганистане. Высокотехнологичный прицельный комплекс Ту-22М3 на основе радара, заточенный на обнаружение больших целей типа корабль, не мог обнаруживать малоразмерные цели типа машины и даже целые кишлаки. Поэтому ракетоносец бил по площадям, заваливал тоннами свободнопадающих бомб.
По итогам войны в Афганистане в Минобороны СССР осознали, что Ту-22М3 – узкоспециализированный самолет, способный относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменим для решения других задач. К тому же в конце 80-х годов многократно возросли возможности ПВО американских ВМС, получивших крейсеры УРО типа «Тикондерога» с интегрированной системой ПВО «Иджис». Поэтому требовался современный ракетный комплекс для прорыва противовоздушной обороны ордера и гарантированного поражения крупного надводного корабля.
Согласно новым требованиям военных в 1989 году модернизированный Ту-22М3 должен поражать даже небольшие наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Ему необходимо нести модернизированные крылатые ракеты воздушного базирования, которые в отличие от предшественниц Х-22 способны прорывать ПВО на дальности до тысячи километров. Замене подлежали бортовой прицельный и навигационный комплекс, система вооружения, также планировалась установка нового, более мощного двигателя НК-32.
Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин. Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет и до сих пор не завершен.
Иск в сто миллионов рублей
К вопросу модернизации и перевооружения Ту-22М3 ВВС и морской авиации ВМФ вернулись в начале 2000-х годов, когда у большинства ракет Х-22 истекал срок хранения и эксплуатации. Для перевооружения парка «Бэкфайров» на новую Х-32 нужно было провести модернизацию прицельного комплекса и системы вооружения. Но работы затянулись. В 2008-м на войне в Закавказье Ту-22М3 наносили удары по грузинским аэродромам обычными свободнопадающими бомбами, а не крылатыми ракетами. В результате ВВС потеряли один бомбардировщик из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка. «Бэкфайру» пришлось снизиться с 12 до четырех тысяч метров и он попал в зону поражения ПВО противника. Командир самолета подполковник Александр Ковенцов пропал без вести, второй пилот майор Вячеслав Малков катапультировался и попал в плен.
Антон Лавров, один из авторов книги «Танки августа», посвященной российско-грузинскому конфликту, рассказал газете «ВПК», что тогда Ту-22М3 использовались для нанесения массированных бомбовых ударов по стационарным объектам: «Бэкфайр» несет бомб в несколько раз больше, чем фронтовой бомбардировщик Су-24 или штурмовик Су-25. Бомбардировщики вынуждены снижаться с безопасной высоты 10–12 тысяч метров до четырех тысяч, иначе из-за рассеивания свободнопадающих бомб они не могут попасть в район цели. Но и снижаясь на опасные высоты, самолеты не смогли выполнить возложенные на них задачи. Например, на аэродроме Копитнари ВПП повредили в трех местах, что не помешало бы грузинским Су-25 в случае необходимости взлетать и садиться».
По итогам августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 возобновились. Получившее хорошее финансирование КБ Туполева спланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011-го) доработать «Бэкфайр» для применения модернизированной ракеты Х-32, вывести его на государственные испытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в Военно-воздушные силы до 2020 года 30 новых машин этого типа.
В ходе первого этапа МКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010-го «Туполев» смог подготовить документацию по модернизированному бомбардировщику для согласования с Минобороны, хотя уже осенью того года модернизированный самолет должен был летать и пускать ракеты. Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, их сдвинули на конец 2012-го. Не имея необходимой документации от КБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 года приостановила работы над своим изделием.
Проект возобновился только в 2012-м, и Х-32 успешно прошла летные и государственные испытания, была рекомендована для принятия в качестве вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. Вот только сам носитель еще не поднимался в воздух. Сложилась парадоксальная ситуация: ракета на вооружение принята, а самолета под нее нет. Хотя согласно контракту 2008 года испытания должен был проходить весь боевой комплекс в составе модернизированного Ту-22М3 и Х-32.
Возмущенное такой ситуацией, Минобороны направило претензии в КБ Туполева. Руководство бюро в свою очередь потребовало штрафные санкции в отношении МКБ «Радуга». Теперь все три стороны стараются взыскать друг с друга многомиллионные штрафы за срыв сроков контракта. 13 июня 2013 года 9-й арбитражный суд города Москвы отказал военному ведомству в иске против «Радуги» на 103 миллиона рублей.
Тем самым судьба нового «Бэкфайра» теряется в тумане. Как сообщил газете «ВПК» информированный источник в ВВС, до конца нынешнего года КБ Туполева должно защитить предэскизный проект, разработанный в ходе второго этапа программы Ту-22М3М. «Нас пока не устраивает стоимость предложенных работ и сроки, особенно в связи с проблемами на первом этапе. Так что Ту-22М3М пока остается на бумаге», – сказал он.
Нет ответа и на вопрос, какое бортовое радиоэлектронное оборудование получит модернизированный бомбардировщик и чем помимо Х-32 будет вооружен. В самом начале «Адаптации» в 90-х годах Минобороны требовало ракетоносец под Х-32, который может применять свободнопадающие бомбы с высокой точностью. В 2008-м эти требования были скорректированы, но что изменилось, остается пока закрытой информацией.
Не все так плохо
После передачи в свой состав флотских морских ракетоносных полков Военно-воздушные силы остались единственными хозяевами парка Ту-22М. Столкнувшись с трудностями по модернизации, главкомат ВВС обратился к фирме «Гефест и Т», известной по успешному рестайлингу парка Су-24М.
Компания расположена в подмосковном Жуковском. Еще в 2008 году в инициативном порядке за свои деньги она разработала специализированную вычислительную подсистему СВП-24-22, обеспечивающую одиночное автономное наведение самолета на цель с перенацеливанием в полете, а также групповую атаку цели самолетами с разных произвольных направлений. СВП-24-22 совместима с автоматизированной системой управления авиацией «Метроном», успешно испытанной на учениях «Кавказ-2012».
В 2012 году Минобороны заключило договор с компанией «Гефест и Т» на дооборудование строевых Ту-22М3 системой СВП-24-22. У летного персонала такие машины получили прозвище «Огефещенные». В настоящее время модернизацию прошло около десятка машин. «СВП-24-22 позволяет поражать наземные цели обычными свободнопадающими бомбами на расстоянии 30–40 километров с высокой точностью. Получив точные координаты цели, комплекс с учетом параметров и координат самолета рассчитывает оптимальную траекторию для сброса, выводит борт на курс и сбрасывает бомбу», – рассказал «ВПК» офицер главкомата ВВС, знакомый с ситуацией. По его словам, в средствах массовой информации очень часто путают Ту-22М3, оснащенный СВП-24-22, и Ту-22М3М.
«Последняя модель пока есть только на бумаге, а М3 с комплексом компании «Гефест» не имеет отношения к работам КБ Туполева», – уточнил собеседник издания.
Уже оснащенные СВП-24-22 «Бэкфайры» также будут доработаны под использование Х-32, но из-за продолжающихся судебных разбирательств передача документации задерживается.
Нужен ли модернизированный Ту-22М
По словам независимого военного эксперта, главного редактора информационного проекта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, сейчас решаются две задачи – модернизации борта и систем вооружения. «При правильном подходе это позволит весьма бюджетно в разы усилить потенциал группировки из нескольких десятков Ту-22М3. Если же будет решена и третья задача – постановка на обновленный самолет новых ракетных комплексов и возвращение системы дозаправки топливом в полете, то мы получаем многократное увеличение парка стратегической авиации», – считает Корнев.
Максим Токарев со своей стороны утверждает, что модернизированный Ту-22М3 не решит задачи по уничтожению авианосных групп: «Одиночный самолет или эскадрилья не прорвут ПВО ордера АУГ. Вопрос в количестве. Чтобы выполнить задачу, стоит нанести одновременный удар 60–70 сверхзвуковыми крылатыми ракетами, то есть возродить полки и дивизии МРА».
Антон Лавров отметил, что Ту-22М3 с корректируемыми авиационными средствами поражения типа американских бомб JDAM в одиночку смог бы уничтожить цель типа грузинского аэродрома Копитнари. «Американский сверхзвуковой бомбардировщик В-1В, оснащенный прицельным контейнером «Снайпер», стал «оружием выбора» ВВС США для поддержки наземных войск. Способный поражать даже малоразмерные цели бомбами с телевизионной и лазерной системами наведения с высоты 10 тысяч метров, В-1В активно использовался в Афганистане, Ираке и Ливии», – добавил Лавров.
Комплексы «Снайпер» и возможность дооснастить стратегическими средствами делают В-1В высокоэффективным и многофункциональным ударным оружием в высокой степени боеготовности, хотя по формальным признакам он тоже устаревает, как наш «Бэкфайр». Не случайно финансирование парка В-1В остается на прежнем высоком уровне, несмотря на многочисленные предложения конгресса США секвестрировать расходы.
Так что провал КБ Туполева оставляет альтернативу – оснащение Ту-22М комплексами СВП-24-22. Если удастся еще дооснастить бомбардировщики ракетами Х-32 и системой выдачи целеуказаний для прицельного комплекса, капитально модернизировать двигатели и ресурс планера, то «Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В.