Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Туполев" будет "дрессировать" в Казани "ревущих зверей"


9 октября 2013 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) прорабатывается вопрос о переводе в Казань старейшей авиационной испытательной структуры страны – Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (ЖЛИиДБ) ОАО «Туполев». Эксперты не видят каких-либо технических сложностей в таком перемещении, предрекают КАПО немалую выгоду от такого усиления, но считают, что вряд ли многие из московских специалистов захотят переехать в провинцию.

АРИЯ МОСКОВСКИХ ГОСТЕЙ
 
О планах по переносу испытательной базы на КАПО им. Горбунова газете «БИЗНЕС Online» сообщили сразу два источника в авиастроительной отрасли. «Эта идея возникла примерно три года назад, – уточнил первый. – Все было настолько серьезно, что некоторые из сотрудников ЖЛИиДБ уволились. А сейчас, когда на КАПО реконструировали полосу и аэродром, это вполне реально». «Перенос неизбежен, – уверен второй, – но документов пока никаких нет. Однако о многом говорит тот факт, что летно-испытательная станция КАПО уже подчиняется Косареву (Александр Косарев – директор ЖЛИиДБ – авт.), и вообще испытатели «туполей» и так уже потихонечку все захватили в Казани, по сути, вытеснив местных». Вот это поворот – настоящая столичная экспансия.
 
Отметим, что ЖЛИиДБ – одна из самых почтенных авиационных организаций страны. Служба летных испытаний ОКБ Андрея Туполева начала создаваться в 20-е годы, строительство ЖЛИиДБ стартовало в 1947-м, а ввели в строй базу в начале 50-х. Она находится на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ) «Раменское». В Жуковском испытывали и доводили все туполевские машины. Например, этапными для ЖЛИиДБ (и для Казанского авиазавода) стали испытания бомбардировщика Ту-22 (фильм «Нежность к ревущему зверю» помните? Он именно о драматичной истории рождения этого самолета).
 
В конце 80-х ежегодный общий испытательный налет самолетов ЖЛИиДБ доходил до 3,5 тыс. летных часов. За год выполнялось не менее 1200 испытательных полетов, половина из них – на предельных режимах… Но после 1991 года объем работы резко сократился, а суммарный налет уменьшился до нескольких сот часов… Сегодня одно из основных направлений ЖЛИиДБ – работа по семейству Ту-204/Ту-214, при этом большую часть сертификационных испытаний проводят на аэродромах серийных заводов в Ульяновске и Казани, говорится на сайте «Туполева».
 
Отметим, что будущее самого «Раменского» туманно: на высоком уровне прорабатывается его превращение в международный аэропорт, базу грузовых и чартерных пассажирских авиаперевозок, а также бизнес-авиации. А на днях появилась информация, что «Раменское» может стать аэропортом лоукост-перевозчиков. Как все это будет соседствовать с испытательным аэродромом, непонятно.
 
МИННИХАНОВ – ПОГОСЯНУ: «МИХАИЛ АСЛАНОВИЧ, ЦЕНТР – В КАЗАНИ»
 
Своего рода приглашение «Туполеву» по максимуму «переселяться» в Казань прозвучало из уст президента РТ Рустама Минниханова, когда 2 марта он и президент ОАК Михаил Погосян представляли коллективу КАПО нового генерального директора – президента «Туполева» Александра Бобрышева. Погосян тогда рассказал о качественной перестройке объединяющихся «Туполева» и КАПО, объединении ресурсов разработчиков и производителей – для сокращения времени принятия решений. Также он сообщил, что обновление взлетно-посадочной полосы открывает перед КАПО возможность инфраструктурного роста. А Минниханов, заявив, что в Казани появится «мощный научно-производственный центр», акцентировал внимание на следующем: «Михаил Асланович, я это, конечно, и Бобрышеву говорил: центр – в Казани. Может, если есть необходимость, филиал – в Москве, но не филиал в Казани… Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Погосян заверил: «Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и «Туполева».
 
Но с переездом ЖЛИиДБ возникает немало вопросов. Что придется «перетаскивать» в Казань? Готова ли инфраструктура КАПО к такому повороту событий? Поедут ли в Казань специалисты из Москвы и Жуковского? И, наконец, а будет ли что испытывать, ведь туполевская фирма переживает далеко не лучшие свои годы? Впрочем, утверждают, что модернизация Ту-22М3 сделает из него, по сути, новый самолет. Да и на том же мартовском мероприятии Минниханов намеком выразил надежду на то, что у КАПО «будет серийная машина», а Погосян заявил о некоем совершенно новом проекте: «Сегодня работаем и над следующим проектом, который будет реализовываться после того, как мы пройдем основные этапы МС-21. И здесь мы рассчитываем на потенциал КАПО и «Туполева».
 
Газета «БИЗНЕС Online» попыталась получить комментарии в ОАК и на КАПО, но пока не получила ответа. Зато своей точкой зрения с нами поделились отраслевые эксперты.
 
«СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО У ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ БУДЕТ ЗАГРУЗКА, НЕТ»
 
Васил Каюмов – советник президента ОАК, экс-генеральный директор КАПО:
 
- Это идея еще 2011 года. Мы с Александром Петровичем (Бобрышевым – авт.) отрабатывали вариант посадить сюда ЖЛИиДБ, когда ставили задачу объединения «Туполева» и КАПО. И, помните, 2 марта президент Татарстана настоятельно говорил, что все должно быть стянуто на Казань? Это необходимо сделать и для того, чтобы полностью отрабатывать те возможности, которые дает реконструкция аэродромного комплекса КАПО… Особо перетаскивать ничего не надо – возможно, только наземные стенды по обработке информации. Самое главное – люди, мозги. И это, кстати, самое сложное – перетащить их из Жуковского сюда. Если они не поедут, кто будет их работу здесь выполнять? Насколько наш филиал «Туполева» готов к тому, чтобы здесь это дело подхватить? Кстати, такая же проблема и у национального центра авиации, который создается в Жуковском, – тоже из Москвы надо людей перетаскивать, и тоже вопрос: поедут ли? Если нет, то сегодня ОАК объявила о создании в Жуковском своего университета, будем готовить там новые кадры.
 
Да, предполагается, что полноценные испытания будут проходить в Казани модернизированные Ту-22М3 и Ту-160, а когда появится ПАК ДА, то и он, и кто знает, может, появятся и другие туполевские машины. Впрочем, и сегодня многое делается здесь, например, Ту-214ОН проходил госиспытания в Казани. И хотя это тема не ЖЛИиДБ, а Государственного летно-испытательного центра министерства обороны, тем не менее… Чего в Казани не хватает? Пары ангаров. Всю жизнь КАПО работало на улице, под открытым небом. Бобрышев даже удивился: а как вы без ангара?.. Габариты строившихся в Казани машин были таковы, что ангары надо было строить огромные, почти как заводские цеха, где они собираются… Вы же видели базу в Жуковском, эти гигантские ангары. Нам надо хотя бы два таких – для Ту-160 и Ту-22М3. Хотя бы два. И в программе развития ОПК это сидит одной из тем.
 
Я – за перевод. У КАПО – огромные накладные расходы. Содержание аэродрома недешевое. Сегодня ЛИИ Громова платим за каждые взлет-посадку. В прошлом году, когда здесь полосу обновляли, с мая по декабрь остановили аэродром, но, конечно, не могли остановить испытания 19-й и 11-й машин (Ту-214ОН и Ту-214Р – авт.). Мы обе их перекинули в ЖЛИиДБ, перекинули туда техсостав, вахтовыми методами меняли его. Это КАПО в копеечку обошлось: и заправка, и использование аэродрома, и взлет-посадка. И плюс еще московский менталитет: «В субботу и воскресенье мы не работаем». А здесь-то у нас нет ни суббот, ни воскресений, если летная тематика есть и летать надо. Мы и в субботу выходим, и в ночь машины готовим, и в воскресенье отлетываем – была бы погода. А там – ни одного полета не сделали в субботу и воскресенье. Поедут ли сюда москвичи? Сомневаюсь. Сегодня, когда мы испытываем здесь самолеты, из Москвы специалисты приезжают. Что делать? Вахтовый метод – это первое, и второе – надо заниматься подготовкой своих.
 
Почему мы вообще пошли на объединение КАПО и «Туполева»? Оставайся все по-прежнему, завод бы года через два погиб. Сейчас я смотрю, что процессы объединения замедляются, а надо бы, чтобы Александр Петрович всю мощь сюда стянул. Но, думаю, это объективные трудности на данном этапе. Процентов 70 заинтересованных людей в Казани не верят в правильность объединения, но я абсолютно уверен, что этот путь верный.
 
Роман Гусаров – главный редактор портала Avia.ru:
 
- Начнем с того, что у нас в стране реально все. Насколько это логично? ЛИИ – это главный институт, где проводятся все летные испытания, он для этого и создан. Может быть, мы пойдем по другому пути, и у каждого КБ будет своя летно-испытательная база? Странное решение, если это так. Пока ничто на это не указывает. Взять тот же «Суперджет»: доводочная станция находится именно в Жуковском, хотя завод-производитель – в Комсомольске-на-Амуре, в ЛИИ… Вообще непонятно, что за телодвижения происходят внутри ОАК. Может быть, это все укладывается в стратегию создания центров компетенций? Транспортные самолеты – в Ульяновске, гражданские – на базе Туполева и казанского завода. Может быть, есть планы дробления ОАК на отдельные фирмы? Можно только гадать.
 
Олег Пантелеев – главный редактор портала «АвиаПорт.Ru»:
 
- На мой взгляд, это вполне реально. Тенденция сегодня такова, что, по сути, опытного производства как такового у наших авиастроителей не остается, на серийных заводах строятся даже опытные машины. К тому же перебазирование самолета с завода, где он собран, в Жуковский с последующими работами занимает много времени и недешево. Конечно, возникают определенные вопросы, связанные с тем, что в Москве есть квалифицированные специалисты – и технические, и летные кадры. Но точно так же это присутствует и в Казани, или, скажем так, в той или иной степени проблема решаема. И наконец, после реконструкции в Казани заводской полосы можно с полной уверенностью говорить, что для решения всех вопросов, связанных с обеспечением испытательных полетов, аэродром КАПО полностью готов. С этой точки зрения проблем не вижу. А близость к заводу позволяет очень быстро – гораздо быстрее, чем в Москве – проводить все необходимые доработки, устранять проблемы. Это тоже безусловный плюс. И если подводить итог, перенос значительной части испытательных работ из Подмосковья в Казань будет благоприятно сказываться на двух вопросах. Во-первых, это стоимость: в Москве и Подмосковье все дороже, чем в Казани. И во-вторых, кадровое обеспечение. Как бы то ни было, сегодня московский регион, к сожалению, из-за очень высокой конкуренции за трудовые ресурсы не может предложить авиастроителям квалифицированных специалистов на умеренную, так скажем, зарплату. Не вижу здесь грандиозных проблем. Ключевых специалистов можно привлекать решением жилищного вопроса и деньгами. А молодежь в Казани найти гораздо проще, чем в Подмосковье. Возможно, кого-то придется привлекать вахтовым методом, потому что испытательные работы тоже привязаны к конкретным типам воздушных судов – по каким-то работы идут, по каким-то заканчиваются. Поэтому ограниченное количество людей можно именно вахтовым методом доставлять.
 
Будет ли что испытывать? Модернизированные самолеты стратегической авиации, спецверсии Ту-214 ПАК ДА, наконец. Сомнений в том, что у испытательной базы будет загрузка, у меня нет. Понятно, что такой интенсивности, как в лучшие для нашего авиастроения годы, не будет, но, с другой стороны, именно за счет некоторого сокращения интенсивности испытательных работ относительно тех времен целесообразность использования инфраструктуры именно в Жуковском снижается. И мы видим, что в ходе объединения (пусть пока и не оформившегося) «Туполева» и КАПО определенный объем работ и функций концентрируется именно в Казани. Заметно увеличивает и расширяет свои возможности и потенциал инженерный центр. Теперь уже и испытательная часть работ в большей степени будет концентрироваться в Казани… Словом, думаю, перенос базы – абсолютно разумный, логичный шаг, который позволит, с одной стороны, финансовый результат улучшить, с другой – даст новое будущее предприятию.
 
Почему базы других фирм остаются в Жуковском? Мы понимаем, что пока в Москве есть миговская сборочная площадка, особого смысла переводить базу нет. Да и вообще что касается истребительной авиации, суховской тематики, они, насколько я могу представить, отказываться от Жуковоского не собираются. Не получается ли, что «Туполева» выгоняют в провинцию? Мы же с вами знаем, что и «Боинг», и «Эйрбас», если говорить о производственных площадках, сидят не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке, не в Париже и не в Берлине. Есть крупные территориальные кластеры, в которых серьезно развито авиастроение. «Боинг» – это район Сиэтла, где есть несколько крупных заводов, где сконцентрированы и разработка, и производство, и испытания, хотя формально центральный офис «Боинга» находится в Чикаго. То же самое с «Эйрбасом»: ключевая площадка – в Тулузе, и не вижу каких-то проблем с тем, что это не Париж. Здесь принципиальный вопрос не в том, где географически будет располагаться большее количество сотрудников «Туполева», вопрос в том, сможет ли «Туполев» на новом месте найти квалифицированных специалистов и собрать их в мощную команду. Если да, то, может быть, он немного потеряет в глазах людей, которым важен вид из окна, но очень сильно приобретет с точки зрения кадрового потенциала на долгосрочную перспективу и сэкономит деньги.


комментарии (1):

HZ66      10/10/2013 [03:04:58]#1
"Мы же с вами знаем, что и «Боинг», и «Эйрбас», если говорить о производственных площадках, сидят не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке, не в Париже и не в Берлине". Мы еще знаем, что Вашингтон далеко не самый большой город США, а финансовая столица расположена в Нью-Йорке и т.д. Вопрос не в том - столица-нестолица, а в инфраструктуре и в централизации. Кроме того, "Туполев" не частная компания, да и частных заказчиков у нее практически нет, поэтому надо быть ближе к кормушке, которая точно находится не в Казани.













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBsjvv
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/courier-services/price/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer