Сегодня федеральные аэропорты по-разному рассчитываются с государством за аренду аэродромов: у Шереметьева и Домодедова это фиксированный тариф, Внуково отдает государству часть дохода от операций по взлету и посадке. Минэкономразвития предлагает перейти к новой формуле - с учётом размеров госинвестиций в инфраструктуру и срок окупаемости вложений. Какой станет арендная плата для каждого из аэропортов, будет определять Минэкономики, Минтранс и Федеральная служба по тарифам. Комментирует главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
"К сожалению, предложенный Минэкономразвития путь нерациональный. Дело в том, что сегодня а аэродромную инфраструктуру требуются огромные денежные вливания. И государство в отдеьных аэропортах эти инвестиции осуществляет. Если сейчас покрытие этих расходов будет переложено на управляющие компании аэропортов, то для них это станет неподъемной ношей, а в отдельных аэропортах суммы аэропортовых услуг вырастут в разы".
Если идея будет реализована, то, например, ставка для Внукова может вырасти в шесть с половиной раз, сообщили нам в пресс-службе аэропорта. Ранее консультанты, которые работали над моделью развития Московского авиаузла, рассчитывали, что ставка аренды может быть повышена в десятки десятки раз. Рост расходов могут включить в стоимость авиабилетов, полагает директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг.
"Аэропортовые услуги занимают весомую долю - от 10 процентов и выше. Поэтому аэропорты, увеличивая платежи в пользу государства, поднимут эти сборы. Другое дело, что поскольку сами аэропорты заинтересованы в том, чтобы авиакомпании как можно активнее летали, я думаю, что они не смогут целиком переложить на перевозчиков эти расходы. И авиакомпании тоже только часть дополнительных расходов смогут включить в билеты. Поэтому эффект на стоимости вряд ли будет превышать несколько процентов".
Свои расчеты приводит директор агентства "Авиакасса.ру" Максим Побережник. Примерно половина стоимости - это расходы на топливо, пятая часть - лизинг самолета и его обслуживание, оставшиеся сорок процентов делят аэропортовые сборы и услуги экипажа. "Размер аэропортового сбора на одного пассажира от 200 до 300 рублей на один сегмент перелёта. Если со стороны аэропорта в сторону государства вырастут в шесть раз, вряд ли можно прогнозировать, что этот сбор для пассажира вырастет больше чем на 150 рублей. Здесь возможен либо ценовой сговор между аэропортами, если они одновременно это поднимут. Но поскольку этот тариф контролируется государством, то они поднимут вряд ли больше, чем на 100 рублей".
По мнению экспертов, наибольшая накрутка будет в бизнес-классе: VIP-пассажиры не почувствуют разницу в стоимости в несколько сотен рублей. Кроме того, авиакомпании часто компенсируют рост своих расходов. за популярных направлений. Сложнее всего придется низкобюджетным компаниям.