Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Семь легендарных самолетов КБ Туполева


22 октября 2013 года Антон Валагин, Российская газета


22 октября день рождения отмечает конструкторское бюро Туполева - старейшее в мире предприятие по созданию самолетов. Создатель бюро Андрей Туполев говорил "Хорошо летают только красивые самолеты", - и каждая из поднятых им в небо машин подтверждала эти слова. В КБ разработано более 300 проектов, построено 18 тысяч самолетов: от рекордиста АНТ -25 до сверхзвукового гиганта Ту-160. Представляем наиболее прославленные самолеты Туполева.

Небесный глас
 
Построенный в Воронеже агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький" оказался революционным для своего времени. Это был самый большой в мире аэроплан с сухопутным шасси. В нем впервые появился автопилот, электродистанционная система управления и система электропитания бортового оборудования переменного тока напряжением 127 вольт. Фюзеляж восьмимоторного гиганта был оборудован пневмопочтой, в крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха, а сложенный трап становился полом кабины.
 
"Максим Горький" создавался на народные деньги - за короткий срок по всей стране было собрано шесть миллионов рублей, - как агитационный самолет. На его борту находились громкоговорящая радиоустановка "Голос с неба", киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и электростанция.
 
Made in USSR
 
Послевоенный стратегический бомбардировщик Ту-4 был скопирован с американского B-29. Четыре такие машины в конце Второй мировой войны совершили вынужденные посадки на дальневосточных аэродромах. Экипажи отправили в США, самолеты оставили в СССР. Один разобрали, второй оставили как эталон, на третьем выполняли испытательные полеты, четвертый держали про запас.
 
Приказ Сталина: "Скопировать самолет, не внося никаких изменений", - создал большие трудности. Найденная в B-29 техническая документация основывалась на футах и дюймах, сечение проводов бомбардировщика отличалось от советских номиналов, промышленность СССР не выпускала дюралевых листов нужной толщины для обшивки. Тем не менее в 1947 году Ту-4 взлетел.
 
Самолет оказался тяжелее B-29, советские двигатели имели меньший ресурс и все равно это был технологический прорыв. Впервые в СССР был использован бортовой компьютер, система дистанционного управления оборонительным вооружением - каждый из пяти стрелков мог со своего места управлять всеми турелями, - вспомогательная силовая установка.
 
При переводе технической документации на B-29 возникла заминка. Вообще инструкции были написаны простым, доходчивым языком, но фраза: "В этом случае следует запустить Пут-Пут" - поставила советских конструкторов в тупик. Загадка разрешилась, когда запустили вспомогательный мотор-генератор - из выхлопной трубы послышалось: пут-пут.
 
В штатском
 
Ту-104 стал не только первым реактивным пассажирским самолетом в СССР (а до 1958 года и единственным в мире), но и заложил традицию делать гражданские самолеты из военных. 104-й был сделан на основе дальнего бомбардировщика Ту-16 - для пассажирского варианта только расширили фюзеляж.
 
Одновременно был запущен в серию дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114, созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Последний до сих пор стоит на вооружении России - в нем впервые в СССР появилась микроволновая печь для горячего питания экипажа.
 
Даже сугубо гражданский Ту-134 имеет военную модификацию УБЛ. К обычной "тушке" приделали острый нос от дальнего бомбардировщика Ту-22, под крылья смонтировали подвески для бомб и обучают на них пилотов и штурманов дальней авиации.
 
Сверхзвук
 
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Он взлетел в 1968 году - на два месяца раньше англо-французского "Конкорда". Полгода спустя Ту-144 превысил скорость звука (1191 километр в час) на высоте 11 тысяч метров. Еще через год на высоте 16 километров лайнер преодолел барьер в два Маха.
 
При взлете и посадке из носовой части самолета выдвигалось дополнительное горизонтальное оперение, благодаря которому Ту-144 мог взлетать и садиться в 18 аэропортах СССР. Взлетно-посадочная скорость "Конкорда" была выше на 15 процентов, он мог летать только в аэропорты с длинными ВПП, каждый из них специально для этого сертифицировался.
 
Носовой обтекатель Ту-144 поворачивался в вертикальной плоскости. При взлете и посадке он опускался вниз, открывая обзор пилотам, в полете становился горизонтально, улучшая аэродинамику.
 
В 1981 году совершил первый полет сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь", при разработке которого был использован опыт Ту-144. "Лебедь" - самый тяжелый боевой самолет в мире и самый большой в истории авиации сверхзвуковой самолет. Он способен нести стратегических 12 крылатых ракет Х-55 с заранее заданными координатами цели, которые вводятся перед вылетом самолета, 24 гиперзвуковые ракеты Х-15 или до 40 тонн бомб различных калибров. С 2013 году Ту-160 начнут вооружать новой крылатой ракетой Х-101, способной уничтожать подвижные цели с точностью до двух метров.
 
Невидимка
 
Командованием ВВС России утвержден проект дальнего бомбардировщика пятого поколения. Разработанная КБ Туполева машина типа "летающее крыло" будет дозвуковой, но зато станет невидимой для радаров.
 
В конкурсе участвовали еще несколько конструкторских бюро, предложивших сверхзвуковые машины, но специалисты убедили военных, что невозможно сделать самолет одновременно сверхбыстрым и незаметным. Для движения на сверхзвуке корпус бомбардировщика должен иметь обтекаемую форму, а сопла двигателей необходимо вынести за фюзеляж, в то время как незаметный для радаров самолет должен быть, напротив, угловатым и со спрятанными в корпус двигателями.
 
Решили, что незаметность важнее. В 2014 году КБ Туполева должно представить тактико-технические характеристики будущего самолета и бюджет научно-исследовательской работы. Первый полет запланирован на 2017 год, серийное производство - на 2020-й.


комментарии (7):

Ndakota      23/10/2013 [17:03:59]#1
>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Сашочек      23/10/2013 [17:30:28]#2
Ndakota 23/10/2013 [17:03:59]

>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
С 1945 по 1952 год в стране было освоено в производстве семь самолетов (о том, как сегодня обстоят дела в авиастроении России говорить не будем. Всем все ясно). И в это же время народ восстанавливал разрушенную во время войны огромную часть страны.
Только гений Туполева, предложившего и реализовавшего такую идею - сделать гражданские модификации Ту-16, Ту-9 - помог израненой стране сэкономить миллиарды рублей, позволил развить авиационное сообщение внутри страны и открыть десятки международных линий. Кстати, зарубежные специалисты того времени высоко оценили Ту-104 и Ту-114.

Хорошо бы иногда читать об авиации книжки, прежде чем торопиться с такими выводами. Тем более, полезно иногда сравнивать людей того времени и современных авиаменеджеров. Современные кратно больше тратят времени и народные денежки на создание простеньких (по сравнению с теми же послевоенными машинами) и... все без выхода. За те десять лет, которые затрачены на "прорывной" Туполев разработал, внедрил в производство и "завалил" бы авиакомпании, как минимум, термя - четырьмя новыми машинами.
Читайте, читайте, читайте!

HZ66      23/10/2013 [18:59:56]#3
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Сашочек      24/10/2013 [07:55:48]#4
HZ66 23/10/2013 [18:59:56]
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Допустим, что Вы правы на 100 %. Это мы только допускаем.
Теперь сравним времена Туполева с теперешними. Сегодня наработаны такие технические решения и подходы, которые вообще не допускают аварийности по вине техники даже у опытных самолетов. Это системы контроля всех приборов, двигателей и агрегатов, и даже системы, предотвращающие выполнение неправильных команд летчика.
Во времена Туполева безопасность достигалась опытом и предвидением разработчика, т.е. его талантом.

Теперь потрудитесь сравнить относительное число катастроф у "Суперджета" и машин Туполева. Так вот у "Суперджета" это число выше (т.е. хуже) кратно. Дело дошло до того, что разработчиком принимаются меры по сокрытию инцидентов от Росавиации. Да и ей самой рекомендовано не быть уж очень пристрастной (мол зачем сильно все замечать, самолет-то новый).

Книжки читать надо бы...

scorpions      24/10/2013 [09:30:23]#5
Ранние пассажирские реактивные падали повсеместно везде в мире. В наших катастрофах больше процент катастроф от отказов БРЭО. Это были отказы авиагоризонтов на ту-104 и триммера РВ на ил-18. Радиоэлектроника, эргономика кабины реально было слабым местом всех наших машин включая последние сделанные в СССР и влияла на катастрофы. Конечно конструктор отвечает за все в самолете, даже за сортир и буфет, но удобство работы экипажа важнее сортира во много и это как раз и не принималось во внимание должно.

Ndakota      24/10/2013 [10:47:15]#6
>Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
в период сразу ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
затянулся послевоенный период.
Ту-114. сомнительно относительно высоких оценок. Для гражданского рынка это самолет-урод. Высоченные стойки шасси, значит нужны специальыне трапы, неимоверный шум и вибрация в середине салона. Техперсоналу приходилось выполнять обязательные работы после каждого полета из-за вибрации (Арепьев А.Н)
Туполевская же гениальность в упор не хотела видеть реверс руля высоты и проблему подхвата на Ту-104.
Не стоит петь хвалебные песни академику Туполеву, слепо веря в лозунг "количество вовремя любой ценой".

HZ66      24/10/2013 [17:56:16]#7
Сашочек и scorpions 1) Аварийность Ту-104, Ту-154 была несопоставимо выше, чем у Ил-18 и Ил-62, которые создавались в тех же самых условиях. 2) У Туполева был такой "шедевр" как Ту-22 с самым высоким уровнем аварийности в современной истории наших ВВС. 3) SSJ без сомнения безопаснее Ту-104. Из-за отказа техники катастроф не было.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiS13
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, ссылка на описание.
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/geo/dudinka/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer