«С нами ходил гендиректор Камаза и удивлялся…»
Сегодня на брифинге в кабмине РТ промышленники Татарстана рассказали журналистам о своей недавней поездке в Германию. Три дня (15-17 октября) колесила по земле немецкой делегация РТ во главе с президентом Рустамом Миннихановым. Среди прочего, в Дюссельдорфе посетили международную выставку пластмасс и каучука K–Messe. С реальной пользой: например, ОАО «Казаньоргсинтез» подписал контракт (на 15 млн. евро) с компанией Coperion GmbH.
Были встречи с руководством немецких земель, университетов, предприятий. «Мы еще раз убедились, насколько четко работают экономика и промышленность Германии - благодаря грамотной промышленной политике, - как-то даже сокрушенно отметил председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. По его словам, эффективность и продуманность видны даже по элементарным выставкам: «Представляете, там в каждом городе такая выставка, по сравнению с которой «Казанская ярмарка» это домик тыквы, спичечный коробок. И все экспонаты работают! С нами ходил гендиректор КАМАЗа и удивлялся, что всё – действующее». Это наблюдение №1.
Второе, что неизменно поражает Агеева, так это то, что немецкое предприятие может взять кредит на 10 лет под 5%, а то и под 1-2%... Разница в зарплате между руководителем предприятия и инженером – не более чем в два раза (это третье). Прибыль не пускается только на дивиденды: бизнес обязан тратиться на техперевооружение и социальные нужды – это, в-четвертых. Пятое: вокруг университетов – сотни небольших инновационных предприятий. Шестое – решение кадровых вопросов. В Германии только 15% молодежи поступает в вузы: 20% выбирают среднее специальное образование, остальные идут на производство. Работу с молодежью отметил и министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, указав на то, что в Германии «профориентация» начинается с семьи, школы.
Но самую большую зависть Агеева, по всей видимости, вызывает энергетическая политика. За последнее время стоимость пользования энергоресурсами в Германии выросла всего на 13%, сообщил он. «У нас же с 1 июля энергетики так обложили предприятия, - напомнил Агеев… - На 30-40 процентов, а то и больше. У нас создается «коммунизм» энергетикам, газовикам, а в Германии – тем, кто добавленную стоимость больше производит, продукт».
«Поступили предложения о сборке самолетов»
Значительная часть поездки была посвящена авиационной тематике.
Во-первых, Минниханов провел рабочий завтрак с руководством Broetje Automation GmbH – компании, специализирующейся на выпуске оборудования для авиапроизводств. «Сотрудничество с этой компанией рассматриваем, прежде всего, в рамках дальнейшей модернизации КАПО, - отметил Зарипов. - Эти технологии можно было бы использовать и для сборки наших вертолетов.
Далее была встреча с руководством концерна RUAG Aerospace, работающим в области авиации, космоса, боеприпасов и так далее. Для гостей из РТ презентовали модернизированный самолет для местных линий Dornier 228. Среди прочего, обсудили возможность производства в Казани деталей крыла. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, возможно ли развернуть такое производство в создаваемом «вокруг» КАПО технопарке. «Об этом мы думаем, - осторожно ответил Зарипов. - Поступили предложения о возможной сборке новых самолетов, начиная со сборки крыла. Сейчас рассматриваем эти вопросы. Кстати, и с ОКБ «Сокол» сейчас прорабатываем создание центра компетенций по композитному производству для малой и беспилотной авиации».
Казань присматривается к немецкому дизелю
Но из всех «немецких» начинаний сейчас, по всей видимости, наиболее реален, проект производства в Казани дизельных авиадвигателей RED A03 V12. Напомним, что с генеральным директором компании RED Aircraft GmbH Владимиром Райхлиным Минниханов встречался еще в июле этого года в Казани. На этот раз президент РТ со свитой осмотрели производство непосредственно на месте, в городе Аденау. Райхлин презентовал Минниханову проект RED A03 V12. По словам главы фирмы, компания нацелена на расширение деятельности в России и рассматривает возможность создания инженерного центра в РТ. «Это двигатели для малой авиации и для беспилотников, - пояснил на брифинге Зарипов. – Мы создали рабочую группу, обсудим эти вопросы с минпромторгом России, и постараемся найти взаимовыгодные возможности для продолжения работы. Это позволит создать двигатели, которые по экономике, себестоимости и безопасности обеспечат малой авиации самый современный уровень». Что интересно, Райхлин - выпускник КАИ.
Владимир Райхлин презентовал проект RED A03 V12
- Двигатель REDA03/V12 предназначен для использования в авиации общего назначения (АОН), - рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, входящей в выступивший основным инвестором разработки двигателя инвестхолдинг "Финам". - Его можно устанавливать на воздушные суда (ВС), которые не используются для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Например, испытания REDA03/V12 успешно прошел на учебно-тренировочном самолёте Як-52. Использование REDA03/V12 возможно и на самолетах других типов и других классов. В последнем случае потребуется дополнительная сертификация… Главное конкурентное преимущество дизельного двигателя заключается в низком удельном расходе топлива. Так, на испытаниях в Германии, REDA03/V12 «потреблял» 160 граммов на лошадиную силу в час. Турбовинтовой двигаетль аналогичной мощности имеет расход на 50-60 процентов больше. Это позволяет самолету с дизелем за час полета на крейсерском режиме экономить 45-50 килограммов керосина. По расчетам специалистов, при суммарном налете 10 тысяч часов (это обычно соответствует назначенному ресурсу самолета АОН) двигатель REDA03/V12 позволяет сэкономить на топливе 700-800 тысяч долларов… Слабое же место современных авиационных дизелей - недостаточно высокая надежность. При создании REDA03/V12 этой проблеме уделялось особое внимание. Системы двигателя имеют два независимых контура, что обеспечивает высокий уровень безопасности – в случае отказа какого-либо агрегата двигатель сохраняет работоспособность и дает самолету возможность благополучно завершить полет… Что касается перспектив двигателя REDA03/V12 в России, то они есть, и, на мой взгляд, весьма неплохие. В стране взялись возрождать региональные авиаперевозки, где могут использоваться, в том числе, небольшие воздушные суда, с такими двигателями. Кроме того, в стране идет постепенная либерализация АОН, облегчаются процедуры владения частными ВС и их эксплуатации. А это означает, что воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, в России будет приобретаться всё больше. Часть из них вполне может быть оснащена двигателями RedAircraft, поскольку высооктановый авиационный бензин у нас в стране дорог, да и не везде он есть.
Татарстан мечтает о Федеральном дизельном проекте
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Зарипова уточнить некоторые прозвучавшие на брифинге тезисы.
- Равиль Хамматович, насколько можно понять, в случае с RUAG Aerospace речь идет о возможности производства в Казани части крыла. Если это так, то где?
- Возможно, это будет инжиниринговый центр, создаваемый на КАПО, возможно, фирма МВЕН возьмется – есть и такое решение. Но все не так просто: нужны оснастка, оборудование, инвестиции. Мы сейчас обсудили эти вопросы и наметили три варианта, которые надо сравнить.
Равиль Зарипов: «Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей»
- Вы упомянули фирму ОКБ «Сокол», которая сейчас по заказу военных работает над тяжелым беспилотником. Она тоже как-то связана с немецкими делами или тоже хочет войти в технопарк КАПО?
- Нет, у «Сокола» есть своя территория, которую он и будет развивать. Для этой компании интересна работа с композитными материалами – делать из них корпуса беспилотников. А у нас есть новый завод «КАПО-Композит», и мы были бы только «за» наладить их сотрудничество. Кроме того, для «Сокола» можно проработать варианты двигателей.
- Но ходили разговоры о сотрудничестве «Сокола» с немецкой фирмой Grob Aircraft…
- Это информация такая… связанная с военной тематикой…
- Правильно ли понимать, что речь идет о локализации производства в Казани двигателя от RED Aircraft?
- Да, речь идет именно об этом. Возможно, это будет реализовано на площадке КАПО, возможно – другую площадку подыщем. В этом году мы должны технико-экономический эффект просчитать. Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей (RED Aircraft также делает двигатели, например, для автопрома – авт.). Потому что только для малой авиации 300-350 двигателей в год это экономически не совсем целесообразно. Поэтому хотим договориться с федеральными органами, чтобы это был проект, обеспечивающий и другие потребности.