Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вице-премьер Шувалов включился в гонку по уничтожению российской авиации


2 октября 2013 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


В распоряжении редакции «Аргументов недели» оказались документы, подтверждающие старую истину – когда чиновнику надо пустить пыль в глаза начальнику, он начинает судорожно имитировать бурную деятельность. Эффект от такой «работы» чаще всего разрушительный. ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ПРИМЕР. С подачи медведевского правительства подготовлен проект указа Президента России «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА). При внимательном изучении документов напрашивается единственный вывод – если В. Путин подпишет указ, то ГосНИИ ГА будет уничтожен, останутся его жалкое подобие и память о былом величии. Чтобы попытаться разобраться в хитросплетениях реорганизации, корреспондент «АН» отправился в Шереметьево к заместителю генерального директора ГосНИИ ГА и начальнику лётно-испытательного центра института Рубену Татевосовичу ЕСАЯНУ. Не исключено, есть и другие, глубинные, а не «классическо-чиновные» мотивы реформаторского угара.

В министерский отстой

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации был основан 4 октября далёкого 1930-го. Если ехать в аэропорт по «старому» Шереметьевскому шоссе, то справа, немного не доезжая до пассажирских терминалов, есть автобусная остановка – «ГосНИИ ГА». Все годы, включая непростые 90-е, институт, а по сути, крупное предприятие, не стонал от безденежья, а работал. По проблеме авиационной безопасности полётов ГосНИИ ГА провёл лабораторные и лётные исследования более 3500 объектов отказавшей авиатехники. Этот ФГУП, как выяснилось, сегодня практически не нуждается в финансировании из госбюджета. И вот это эффективное подразделение Росавиации решили реформировать и перевести под крыло Минтранса со сменой статуса. Сейчас это федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) из списка «стратегических», грозит превратиться, по замыслам реформаторов, в федеральное бюджетное учреждение (ФБУ). Похоже, на собственность ГосНИИ ГА положил глаз кто-то ну очень большой, например Аркадий Ротенберг, который уже заявил свои интересы в Шереметьево. Именно там институту принадлежат площади и здания – чем не лакомый кусок для строительства очередного терминала на 40 млн. пассажиров в год? Но это лишь предположения, а вот факты говорят о том, что перевод из ФГУП в ФБУ станет головной болью для многих тысяч людей. И несёт прямую угрозу безо­пасности полётов гражданской авиации.

Возможно, ГосНИИ ГА впал в немилость к непотопляемому суперджетостроителю и президенту Объединённой авиастроительной корпорации М. Погосяну. Институт знает и предупреждал о множестве «косяков» его детища, а вот о Ту-334 специалисты и руководители говорят неизменно в превосходной форме. В том числе и Рубен Есаян, он проводил его сертификационные испытания:

– Летали и на высотных аэродромах при температуре до 38 граду­сов. Когда мы провели испытания Ту-334 в Ар­мении и пошли обратно – я говорю: ребята, идём по профилю Ту-134. Мы так летали на 134-м в Домодедово. А какая разница: Домодедово или Жуковский? Здесь всё рядышком. Мы взлете­ли, на борту пять с половиной тонн контрольно-записывающей аппаратуры. Техническую бригаду и все запчасти с собой погрузили. У нас получи­лась масса около 8 тонн. На Ту-134 при меньшей загрузке (Ту-134 – максимум 76 пассажиров, Ту-334 – 102) расходовали 8,5 тонны горючего. А тут практически уложились в 6 тонн керосина.

    Из досье «АН»

ЕСАЯН Рубен Татевосович. Родился 24 ноября 1946 года. Заслуженный лётчик-испытатель и Герой Российской Федерации. В 1981–1984 годах находился в служебной командировке в Анголе, был командиром экипажа самолёта Як-40 министра обороны Анголы. С 1986 года на лётно-испытательной работе в ГосНИИ ГА.

По линии института проводил испытания Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил‑114. На самолёте-амфибии Бе-200 установил пять мировых рекордов. Для установления причин авиационных происшествий и катастроф моделировал в реальных полётах внештатные ситуации. Занимается обеспечением программ исследования Антарктиды. С 2001 года на самолёте Ил-76 ежегодно летает на ледовые аэродромы «четвёртого континента». В 2007 году выполнил уникальное десантирование 28 платформ с дизтопливом для генераторов и отопления станции «Восток», чем спас учёных от экстренной эвакуации.

Выдержки из документов

Проект президентского указа начинается пафосно: «В целях научного обеспечения устойчивого технологического развития и модернизации гражданской авиации…» Но проект правительственного постановления прописан куда конкретнее: по поручению «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 12.11.2012 … предлагается реорганизовать ФГУП «ГосНИИ ГА» в федеральное бюджетное учреждение с последующим отнесением к ведению Минтранса России». На первый взгляд ничего страшного. Но точку в череде славных дел ГосНИИ ГА ставит пункт, что основными целями деятельности учреждения являются «осуществление научной и научно-технической деятельности в сферах гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания, (...) научное обеспечение международных обязательств Российской Федерации, (…) анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации».

То есть за ГосНИИ ГА оставляют лишь малую толику функций. Как утверждает Есаян, за бортом реформы останутся лётно-испытательные работы, исследовательские и сертификационные полёты, специальные полёты по перегонке авиационной техники, в том числе с различными отказами и неисправностями двигателей и систем, в пункты назначения по требованию заказчика, на ремонтные заводы или после ремонта к местам базирования. Для безопасного выполнения таких задач требуются не рядовые, пусть даже опытные пилоты авиакомпаний, а специально подготовленные экипажи из лётчиков-испытателей. За год набирается 60–70 таких экстремальных рейсов. И, что важно, будут безвозвратно потеряны штучные кадры – ограничение направлений деятельности ГосНИИ ГА потребует увольнения около 700 специалистов. Много это или мало? Катастрофически много – списочный состав ГосНИИ ГА на сегодняшний день всего 807 человек. То есть будет уничтожена целая школа, целые подразделения, способные не только летать, но и взять и сделать анализ проб топлива, сертифицировать его, обучить лётчиков безопасно эксплуатировать новую технику, на основании исследований дать или не дать разрешение на продление ресурса и сроков службы воздушным судам. Канет в Лету направление, которое называется моторным или двигательным. Кто будет заниматься комплексными исследованиями по ремонту всех используемых в гражданской авиации авиадвигателей и обеспечением поддержания их лётной годности в условиях эксплуатации? Моторостроительные заводы? Им не до того.

Задумано лихо – оставить в одиночестве «науку», сделать всех столоначальниками. Что-то похожее мы уже видели, когда был принят Лесной кодекс. Лесничих сократили, оставшихся обратили в чиновников. Результат – бурелом в лесах, агрессивный борщевик на полянах, клещи-вирусоносители, пожары и сожранные повсюду короедом-типографом хвойные. Так и с ГосНИИ ГА поступят – нечего суетиться, летать, сертифицировать, на основе практических испытаний писать дополнения в руководства по лётной эксплуатации воздушных судов. Пусть лучше сидят в тиши кабинетов, изучают документы и выдумывают регламенты. То есть превратить ГосНИИ ГА под крышей Минтранса в импотентное подобие департамента авиационной промышленности Минпромторга России – 16 человек, далеко не все являющиеся профессионалами отрасли, занимаются по большей части ведением документооборота.

Опять врут

Главное враньё обнаружилось в пояснительной записке к проекту указа. Традиционный для таких документов пункт гласит, что «принятие настоящего проекта указа Президента Российской Федерации не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета».Ещё как повлечёт! В результате выполнения работ на коммерческой основе (тот же перегон лётчиками-испытателями неисправных воздушных судов к местам ремонта) ГосНИИ ГА в 2012 году было уплачено только налогов и платежей в бюджеты всех уровней в размере 377 млн. рублей. А для финансирования огрызка ГосНИИ ГА под крышей Минтранса потребуется встречный финансовый поток из бюджета минимум по 180 млн. в год. Плюс ещё больше четверти миллиарда на выплаты уволенным сотрудникам.

Профессиональному лётному составу, имеющему высшую квалификацию «Испытатель», место в новой структуре не предусмотрено. Есаян печален – грустно, когда после тебя остаётся выжженное поле. Да и с мечтой создать для выполнения арктическо-антарктических полётов специальный лётный отряд из двух Ил-76 с двигателями ПС-90 и трёх Ил-114 придётся расстаться. Между прочим, на это у него есть распоряжение, подписанное С.Б. Ивановым. Но Минтранс устроил многолетнюю волокиту, оправдываясь отсутствием средств:

– На новых движках мы с запасом летим из Кейптауна до станции «Новолазаревская» в Антарктиде, топлива хватит, чтобы в случае непогоды вернуться обратно. На старых Ил-76ТД рубеж наступает за 460 километров до аэродрома – не развернул машину «на рубеже», изволь садиться как можешь. А Ил-114 с боковым грузовым люком – вообще для наших целей идеальная машина, может возить людей и грузы по всей Антарктиде, зарабатывать деньги на зарубежных исследовательских программах, а потом своим ходом, а не в разобранном для погрузки на корабль состоянии, долететь до аэродрома в Южной Африке.

Но зачем чиновникам думать о зарабатывании средств? Для этого есть бюджет. А ещё перевод ГосНИИ ГА под крыло Минтранса грозит хаосом на международных и внутренних линиях – за время реорганизации истечёт срок действия сертификатов по авиационной безопасности не менее чем у 40% аэропортов и авиакомпаний. Значит, летать нельзя.



комментарии (2):

mab55      03/10/2013 [21:35:24]#1
и с мечтой создать для выполнения арктическо-антарктических полётов специальный лётный отряд из двух Ил-76 с двигателями ПС-90 и трёх Ил-114 придётся расстаться

Почему-то кажется, что у государственного научно-исследовательского института должны быть другие задачи и мечты...

Mongooavia      07/10/2013 [11:57:59]#2
Не печалься Есаян, звякни Погосяну (наверняка родственник), пристроит куда-нибудь-будешь на суперджетах Транс-Арктику осваивать.
А если серьезно, то главное в нынешних реалиях - обосновать необходимость своей деятельности. Если авиационный НИИ на это не способен, то остается только умереть достойно.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer